(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Виды антифриза по цветам


Антифриз красный, зеленый и синий — в чем разница? Она действительно есть. Плюс подробное видео

Очередная статья про охлаждающую жидкость. Информация будет действительно полезная, если хотите — собирал «по крохам». Суть такая — многие владельцы иномарок заливают в своих железных коней красный антифриз, другие заливают зеленый, третьи льют синий! А вот в чем разница между этими веществами? Отличия конечно в цвете, и все? Что, например будет если смешать зеленый и красный антифризы? Или вообще в иномарку залить синий — что будет? Сегодня, я решил написать про их отличия более подробно. Так что читаем дальше…

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Давайте немного повторим, «понятие» этой жидкости

Антифриз (от англ. Antifreeze — незамерзающий) – это охлаждающая жидкость, которая уберегает двигатель от перегрева, потому как температура кипения зачастую больше 150 градусов Цельсия, а также не замерзает при критических морозах, средний состав выдерживает «– 38» градусов Цельсия. Также присадки, которые есть в составе, уберегают мотор, патрубки и шланги от ржавчины, от распада и от растрескивания. Применение этой жидкости дает беспроблемное использование автомобиля практически в любое время года, будь то лето или зима.

Сейчас на Российском рынке, используют всего три основных состава, как я уже писал сверху:

  • Зеленый антифриз
  • Красный
  • Синий тосол (по сути, тоже антифриз, только разработанный в России, а точнее еще в СССР)

Справедливости ради стоит отметить, что есть – желтого и фиолетового цветов, но они как то не прижились в широком применении, хотя может быть пока.

Одинаковая составляющая

Наверное, не нужно быть «супер химиком» чтобы знать, что большая часть в составах антифризов одинакова – это этиленгликоль (пропиленгликоль, этандиол и т.д.) + дистиллированная вода, примерно около 80% от общего объема. Если поговорить про этиленгликоль и прочие, то это простой двухатомный спирт, который имеет сладковатый запах и вязкую консистенцию – выдерживает положительные температуры в 196 градусов, а вот отрицательные всего в «- 11» градусов Цельсия дальше замерзает.

Чтобы повысить порог замерзания его и разбавляют с водой, при правильном подходе можно добиться «- 38» или даже «-65» градусов, что вполне достаточно для всех регионов нашей страны.

Есть и вторая составляющая это присадки их в рабочем составе всего 20%, они то и окрашивают наши жидкости в красный или зеленый, синий цвета.

Присадки обязательны! Без них состав не работал бы правильно, и быстро бы разрушил стенки металлических патрубков и радиаторов. Они если хотите, защищают от агрессивного воздействия двухатомных спиртов, причем каждая присадка работает по-разному.

Наверное, еще больше запутались, но все просто, читайте следующий пункт.

Зачем нужны присадки вообще?

Вот сейчас, наверное, многие думают — зачем нужны вообще эти присадки, ведь антифриз состоит из этиленгликоля + вода, вроде итак все замечательно! Не кипит и не замерзает! Зачем присадки то еще туда?

Я тоже задавался этим вопросом, и вот что получается:

Смесь этиленгликоля + вода, при всем кажущемся совершенстве – мягко сказать неидеальна! Все дело в том, эта жидкость получается крайне активна! Если ее залить в систему охлаждения автомобиля, то она за считанные месяцы разъест все ваши резиновые и металлические трубки и патрубки, разрушит радиаторы и даже блок двигателя! Чтобы сдержать их агрессивность, ученые стали добавлять различные присадки, которые не дают «проявляться» коррозии и прочим негативным явлениям.

Присадки не одинаковы, всегда идет поиск более совершенной, которая будет дешевой, а также эффективно обуздает все негативные проявления антифриза. Чтобы их различать, приняли универсальное решение — присадки стали окрашивать в определенные цвета, чтобы различить возможности жидкостей. Таким образом, появились красный, зеленый или синий цвета.

Теперь более подробно.

Синий цвет или наш ТОСОЛ

Я буду рассказывать именно о 20% которые, добавляются к составам этиленгликоля + вода. Первым расскажу про наш антифриз или ТОСОЛ. Не будет лезть в дебри, скажу только одно, не весь он окрашивается в синий цвет, есть и варианты с красным цветом. Различия у них только в температурном пороге:

Синий тосол держит от «- 30» до «-40» (максимум)

Красный уже до «- 65» (тоже как максимум, но рабочая температура составляет примерно «-50»)

Это так называемые присадки первого поколения или «традиционные». Делаются они на основе таких составов как силикаты, фосфаты, бораты, нитриты и т.д. – это неорганические соединения, простыми словами «химия». Защита патрубков и трубок происходит путем образования защитных «тоненьких» пленок на деталях систем охлаждения (патрубки, трубки, радиаторы и прочее). Для своего времени, это был прорыв в технологиях, сейчас морально устарел. Основными недостатками можно назвать:

  • Срок службы в два — три года, далее их способности падают.
  • При температурах 110 – 115 градусов Цельсия закипают.

Рекомендуется менять раз в три года полностью! Почему не используют на иномарках? Потому что этот состав самый активный из всех, если наши автомобили его еще переносят, то некоторые иномарки с ним даже не запустятся (про это чуть позже). ДА и некоторые иностранные машины имеют двигатели «высокотемпературные» — то есть работают при 110 градусах Цельсия, а не при 90 – 100, ТОСОЛ попросту может закипеть. Лить в иномарку не стоит, все же допуски и материалы различные.

Зеленый антифриз или G11

Следующая ступень развития антифризов, нужно отметить — что G11 бывает не обязательно зеленым, но и желтым и даже синим. Но основные крупные производители держат цвет именно зеленоватых оттенков, это своего рода стандарт.

Это антифриз — который в своем составе имеет органические + химические присадки, то есть химия + органика. Здесь применяются как нам уже известные фосфаты, силикаты и бораты, но и немного я подчеркиваю (немного) карбоновой кислоты. Такая смесь эффективна как при обволакивание внутренних стенок охладительного тракта, так и достаточно эффективно борется с очагами возникновения коррозии, их локализует – карбоновая кислота.

Какие есть плюсы:

  • Стенки трубок и прочего обволакиваются защитной пленкой
  • Эффект коррозии снижается

Минусы:

  • Из-за того что на стенках образуется пленка, отвод тепла снижен
  • Через определенный срок начинают осыпаться, создавая налет в системе охлаждения, который может забить мелкие каналы
  • Менять через 2 – 3 года обязательно

Также существуют зеленый варианты с такими показателя как «G11 +» и «G11 ++». Разница у них только в содержании карбоновой кислоты, чем больше тем показатели выше, приближаются к G12.

Этот зеленый антифриз, по сути продолжение нашего ТОСОЛА их условно можно приравнять и отнести к группе G11, однако у нас в России такого обозначения нет.

Красный антифриз или G12

Еще более совершенные антифризы, появились сразу после зеленого. Нужно отметить, что в «красных» присадки почти полностью органические, то есть применяется в большом количестве – карбоновая кислота.

Эти присадки не образуют пленки внутри патрубков, что значительно улучшает отвод тепла. Прекрасно локализуют очаги коррозии, образуя на них пленку толщиной в 1 микрон. Также они не осыпаются через определенное время. Эти присадки намного совершеннее, чем скажем предыдущее поколение.

Плюсы:

  • Улучшенный отвод тепла
  • Не осыпаются
  • Долго работают, срок службы до 5 лет
  • Прекрасно локализуют очаги коррозии

Минусы:

  • Вроде вот оно счастье — присадки идеальны, но минус здесь один, причем существенный. Они начинают бороться уже с очагами коррозии, но не защищают и не делают профилактики системы охлаждения. В этом огромный недостаток красного антифриза.
  • Также карбоновая кислота несильно защищает радиаторы из алюминия, что также несет негативный оттенок, все же медь и латунь они защищают сильнее.

А что такое «G12 +» и «G12 + +»?

Если хотите то это гибрид, если утрировать похож на «G11» — только здесь меньшая часть химических реагентов, например силикатов, а вот органики больше (карбоновая кислота). То есть если саму присадку разложить на составляющие, то получатся 80 — 90% карбоновой кислоты и 10 – 20% силикатов.

Пару слов, про фиолетовый антифриз или G13

Буквально в 2012 году появляются так называемые лобридные антифризы, их стали окрашивать в фиолетовый цвет. Формула состава также «допиливается», теперь производители решили отказаться от этиленгликоля, потому как он ядовитый и применять пропиленгликоль. Он более современный не такой активный, а также менее ядовитый, что благотворно влияет на окружающую среду.

Однако присадки остались такими же  — это смесь карбоновой кислоты и силикатных (или других) составов.

Так что же насчет цвета?

Бытует несколько различных мнений, и правды до сих пор нет! Однако определенная информация все же существует. С одной стороны, различий минимум, подбирайте нужные присадки – составы и радуйтесь! Но многие автолюбители забывают такую вещь – не все системы охлаждения одинаковые, да и двигатели у разных иномарок разные, соответственно состоят из разных металлов. Также у них разные и радиаторы охлаждения печки и двигателя. У кого-то больше меди или латуни в составе, у кого-то алюминия и его сплавов. Понимаете о чем я?

Так как антифриз это агрессивная жидкость, она различно реагирует на различные составы металлов. Как я уже немного упомянул – красный антифриз не так сильно защищает алюминиевые (и из его сплавов) радиаторы и трубки.

А вот зеленый наоборот, будет негативно влиять на медные или латунные радиаторы и трубки, он в них быстрее будет разрушаться и осыпаться. Просто химическая реакция.

Простыми словами если у вас больше меди, латуни и их сплавов то вам нужно —красный вариант, а если у вас больше алюминия и его сплавов то вам нужен —зеленый.

Поэтому производители автомобилей и пишут в спецификации о том, какой и куда нужно лить, красный или зеленый. Придерживайтесь этих правил и ваша машина прослужит вам очень долго. Кстати иногда указывается не цвет антифриза, а его обозначение G11, 12 или даже 13 (на новых иномарках).

Конечно, многие могут назвать эту информацию бредом – «что, мол ладно заливать-то», но в этом есть доля истины! Так, например некоторые японские автомобили (выпущенные для внутреннего рынка) даже не запустятся с другим цветом антифриза. Это не говорит о том, что машина может различать цвета, она просто может анализировать состав, а также плотность которая подходит для нее, такие датчики действительно просты в работе и не составляет труда их запихнуть в систему авто.

Так что тут есть над чем подумать!

Сейчас видео версия статьи, смотрим комментируем, рассказываем друзьям, буду признателен за репост в соц.сетях

НА этом заканчиваю, думаю для вас статья была познавательна и полезна. Читайте наш АВТОБЛОГ.

(73 голосов, средний: 4,42 из 5)

avto-blogger.ru

Виды антифриза: их свойства и условия совместимости

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое антифриз для авто

  • Какими свойствами обладают различные виды антифризов

  • Какие виды антифриза окрашивают в синий цвет

  • Какова область применения антифризов зеленого цвета

  • Какими свойствами обладают красные виды антифриза

  • Каков состав антифризов фиолетового цвета

Антифризом называют жидкость, которая не замерзает даже приминусовых температурах. Ее в основном используют в качестве охладителя вавтомобиле. Но благодаря дополнительным присадкам антифриз может применятьсядля антикоррозийной обработки деталей или в качестве смазки (например, дляпомпы). В статье рассмотрим виды антифриза, их отличительные и сходные качества.

Что такое антифриз для авто

В переводе с английского, антифриз означает «незамерзающий». Поскольку температура кипения антифриза превышает, как правило, +150 °C, то он отлично подходит на роль охладителя двигателя для автомобилей. Большим плюсом этой жидкости также является и стойкость к морозу. Большинство образцов рассчитаны на работу при -38 °C и ниже. Используемые в составе средства присадки защищают детали двигателя от появления ржавчины и трещин, а также способствуют более длительному сроку службы мотора. Антифриз отлично эксплуатируется как летом, так и зимой.

Ни для кого не является секретом основной состав различных видов антифриза: на 80 % он состоит из дистиллированной воды и этиленгликоля (этандиол, пропиленгликоль и др.). Этиленгликоль – это двухатомный спирт со сладковатым запахом и вязкой консистенцией. Он сохраняет свои свойства в диапазоне температур от +196 °C до -11 °C.

Добавление в спирт воды как раз и повышает порог замерзания жидкости. Чаще всего – это -38 °C, но в некоторых случаях, можно достигнуть и показателя в -65 °C, что позволяет использовать антифриз даже в самых суровых северных регионах.

Остальные 20 % антифриза составляют присадки, которые, кроме своих основных функций, добавляют средству определенный оттенок (синий, зеленый или красный).

Казалось бы, для чего нужны присадки, когда основные компоненты антифриза (вода и этиленгликоль) позволяют ему функционировать даже при критичных показателях температуры?

Соединение воды только с этиленгликолем дает весьма агрессивное вещество. Такой раствор, залитый в систему охлаждения, способен всего за пару месяцев повредить резиновые патрубки и металлические трубки, радиатор и другие детали системы. Во избежание этого, в антифриз добавляют разные присадки, что делает его не настолько агрессивным.

Различают виды антифриза по цвету. Каждый тип присадки имеет свои свойства и оказывает определенное влияние на детали двигателя. Для того чтобы различать группы присадок, визуально их окрашивают в синий, зеленый или красный цвета.

Каковы свойства различных видов антифриза

При выборе антифриза стоит понимать, что его функция заключается не только в охлаждении двигателя. Остальные свойства зависят от добавленной в него присадки. Это и будет главным ответом на вопрос: какой антифриз лучше выбрать для своего авто?

  • В зависимости от пропорций воды и этиленгликоля варьируется температура замерзания жидкости. Но эта жидкость в «чистом» виде будет достаточно агрессивной по отношению к металлам двигателя. Под агрессией подразумевается появление ржавчины. Коррозия будет более заметной еще за счет того, что в производстве нынешних двигателей применяют легкосплавные металлы, у которых процессы коррозии протекают более быстро. Потому антикоррозионные свойства присадок являются одной из главных задач изготовителей антифризов.

  • Поскольку температура замерзания антифриза на порядок меньше, чем у воды, двигатель автомобиля способен работать даже при экстремально низких температурах. Это также позволяет избежать разрыва деталей системы охлаждения в зимнее время, что вполне возможно при заполнении системы водой, которая при замерзании расширяется. В случае замерзания, антифриз становится кашеподобной массой, оставляя детали двигателя целыми. Правда, и работать двигатель в таких условиях не сможет.

  • Антифриз имеет достаточно высокий порог температуры кипения, что позволяет обеспечить нормальную работу двигателя даже в самую жаркую погоду.

  • Во время работы двигателя антифриз получает (через головку блока и сам блок) вибрации высокой частоты. От этого жидкость «закипает», что приводит к появлению на поверхности пузырьков, которые тут же лопаются. Такой процесс кипения и называется кавитацией. В этом состоянии антифриз постепенно разрушает защитный слой присадки, разъедая (наряду с коррозией) металлические детали двигателя. Стоит отметить, что даже тонкий защитный слой лобридных и карбоксилатных антифризов гораздо эффективнее противостоит кавитации, чем массивный слой отложений, образовавшийся от применения классических и гибридных средств.

  • Для сохранения коэффициента теплоотдачи антифриз не должен сильно вспениваться. Иначе возможно появление паровых и воздушных пробок, что приведет к перегреву двигателя.

  • Различные виды антифриза должны быть инертны к деталям двигателя, изготовленным из резины и полимеров (уплотнители, шланги и пластмассовые детали). Антифриз, кроме своей основной функции, призван защитить подобные элементы от высыхания. В нормальном режиме резина, взаимодействуя с охлаждающей жидкостью, немного разбухает.

  • Читайте так же:Как экономить на бензине: 30 работающих способов

Если рассматривать различные виды антифриза по цветам, то в синий окрашена жидкость с присадками первого поколения (их еще называют традиционными). Они состоят из фосфатов, силикатов, боратов, нитритов и других неорганических соединений. Механизм защиты патрубков, трубок и других деталей охладительной системы основан на создании тонкослойной пленки на их поверхностях, которая и снижает силу влияния агрессивных сред.

Данный тип антифриза технологически далеко не совершенен, потому его не используют для заполнения охладительной системы автомобиля на машиностроительных заводах. Это объясняется тем, что входящие в состав жидкости ингибиторы (неорганического происхождения) служат не более двух лет, а максимально допустимая температура для этого типа охлаждающего средства +108 °C. К тому же, во время работы силикаты покрывают внутреннюю поверхность охладительной системы, ухудшая тем самым показатели теплообмена и снижая эффективность процесса охлаждения. К антифризам первого поколения относят тосол и его вариации.

Из минусов стоит отметить:

  • Срок эксплуатации не превышает 2-3 года, после чего его сила действия снижается.

  • Невысокая температура кипения: +110…+115 °C.

Антифриз этого типа рекомендуется полностью заменять один раз в три года. Одна из причин, по которой тосол не заливают в новые иномарки, – автомобиль может вообще не запуститься с данным типом охлаждающей жидкости (самым агрессивным из всех типов). В некоторых автомобилях двигатель способен работать при высоких температурах: от +110 °C и выше, что для тосола является критическим значением. Хотя отечественные автомобили достаточно хорошо его «воспринимают».

Где используют зеленые виды антифриза (G11)

Антифризы зеленого цвета (или G11) – более технологичная жидкость, по сравнению с тосолом. Хотя некоторые производители выпускают это средство и в желтом (а иногда и в синем) цвете, но основной стандарт поддерживается лидерами отрасли, поэтому и антифриз выпускается именно зеленым.

В отличие от предыдущего поколения, в G11 используются и органические соединения (карбоновая кислота), хотя и в небольших количествах. Но основной состав практически такой же, как и в антифризе первого поколения: силикаты, фосфаты и бораты. Плюс данного сочетания компонентов в том, что смесь достаточно эффективно противостоит действию коррозии (в чем немалая заслуга карбоновой кислоты) и обволакивает внутренние стенки системы охлаждения автомобиля.

Преимущества:

  • Во время эксплуатации все внутренние детали покрываются защитной пленкой.

  • Значительно уменьшается вероятность появления коррозии.

Недостатки:

  • Недостаточный теплоотвод (следствие образования пленки на внутренних стенках системы охлаждения).

  • Через некоторое время налипшие частицы антифриза осыпаются и попадают в систему, забивая мелкие каналы.

  • Требует обязательной замены один раз в 2-3 года.

  • Читайте так же:Подержанные автомобили Ситроен: надежность и элегантность

Зеленый антифриз еще принято разделять маркировками G11 и G12. Единственное между ними отличие – в концентрации карбоновой кислоты. Чем больше ее содержание, тем ближе модель антифриза к маркировке G12. Хотя в России она особо не прижилась.

Красные виды антифриза (G12)

Технологически усовершенствованные антифризы с красным оттенком продолжили «эволюцию» развития незамерзающих жидкостей. Здесь основным компонентом выступает уже органика – карбоновая кислота.

Применение таких присадок исключает появление пленки на внутренних стенках трубок и патрубков, что способствует свободному отводу тепла. А с коррозией справляется пленка толщиной всего в 1 микрон, которая со временем не осыпается. По сравнению со своими предшественниками, это поколение охлаждающих жидкостей по всем показателям более совершенно.

Преимущества:

  • Беспрепятственный отвод тепла.

  • Со временем не осыпается.

  • Срок эксплуатации около 5 лет.

  • Отлично защищает систему от коррозии.

Недостатки:

  • Как ни странно, но в этой «идеальной» пропорции есть один неприятный нюанс. Присадка воздействует на саму коррозию, а не препятствует ее возникновению.

  • Больше рассчитан на радиаторы из меди или латуни, а не на алюминиевые, защита которых будет не настолько эффективна.

Эти виды антифриза принято маркировать обозначением G12. По названию компонентов жидкость абсолютно идентична маркировке G11, но пропорции уже совершенно другие: около 80–90 % карбоновой кислоты против 10–20 % неорганических соединений.

Что входит в состав фиолетовых видов антифриза (G13)

С 2012 года производят и фиолетовые антифризы (лобридные). Основное отличие от предыдущих поколений – отказ от ядовитого для окружающей среды этиленгликоля в пользу менее вредного и не настолько агрессивного пропиленгликоля.

Лобридные антифризы (G13) состоят из небольшого количества неорганических ингибиторов и карбоновой кислоты как основного компонента. Во время эксплуатации на внутренних стенках охладительной системы появляется тонкая пленка, которая начинает действовать только в случае появления коррозии.

Силикаты, также входящие в состав антифризов G13, идут на создание защитного слоя, предотвращающего коррозию, в то время как карбоновая кислота задействуется там, где коррозия может возникнуть. Если данные виды антифриза залить в новый автомобиль, то срок эксплуатации такой жидкости будет практически неограничен.

Какой вид антифриза нужен именно вашей машине

Споры по поводу лучшего антифриза не умолкнут, наверное, никогда. Но изучить эту тему все же стоит. Казалось бы, состав одинаков, выбирайте модель с нужными присадками и все. От того, какой вы выберете антифриз, какие виды присадок будут входить в его состав и в каких пропорциях, будет зависеть эффективность его действия. Обязательно учтите и материалы, из которых изготовлен двигатель и радиатор. Различные виды антифриза по-разному влияют на металл.

«Агрессивность» одного и того же антифриза может быть разной при вступлении в реакцию с различными сплавами металлов, из которых сделан двигатель и элементы системы охлаждения.

Антифриз красного цвета, к примеру, не особо защитит трубки и радиаторы из алюминиевых сплавов. В то же время зеленый отлично справится с этими металлами, но будет бессилен при взаимодействии с медными и латунными деталями.

Неправильно подобранный антифриз быстрее разрушится и будет нуждаться в замене.

То есть если в вашем двигателе и системе охлаждения больше сплавов с медью и латунью, то выбирайте красный антифриз. Если же преобладает алюминий, то ваш выбор – зеленая жидкость.

Желательно придерживаться тех предписаний, которые указаны в спецификации к автомобилю. Там написано сколько, куда и что нужно заливать в автомобиль, чтобы он прослужил вам как можно дольше. Если указывается не оттенок антифриза, а его маркировка, то стоит обратиться к расшифровке состава.

Иногда эта идея доводится до абсурда, но в этом есть своя логика. Некоторые производители автомобилей страхуют себя и пользователя от залива не того типа антифриза. Для этого устанавливают в автомобиле датчики, определяющие состав жидкости. Если залита не та смесь, авто попросту не тронется с места. Потому обращайте внимание на виды антифризов и их совместимость для вашего автомобиля.

Добавить антифриз можно лишь через отверстие расширительного бака.

Для начала снимается крышка и проверяется уровень жидкости. Не допускайте минимальных и максимальных значений, лучше придерживаться средних.

Несмотря на то, что добавлять нужно тот же вид антифриза, что был залит ранее, желательно вообще пользоваться маркой одного производителя. Это исключит вероятность разных пропорций присадок, которые используют производители.

Чаще всего необходимость долива требуется в зимний период. Тому виной больший (по сравнению с летом) расход жидкости, вызванный более частыми циклами нагревания и остывания автомобиля. Такая ситуация считается нормой. Если же антифриз расходуется более быстро, чем указано в инструкции, то следует задуматься о смене марки охлаждающей жидкости на более подходящую формулу для вашего случая.

Можно ли смешивать разные виды антифриза

Первым пунктом при выборе антифриза должна быть рекомендация из спецификации к автомобилю. Если же машина уже была в пользовании, то не помешает узнать у предыдущего владельца марку использованной жидкости для системы охлаждения.

Даже если приходится смешивать разные виды антифриза, стоит придерживаться определенных стандартов. Допускается использование средства разных изготовителей, но соответствующей марки и надлежащего качества. Используя в автомобиле смесь с маркировкой G13, дополнять ее следует также смесью указанного класса.

Можно соединять разные виды антифриза (по цветам) при условии, что они принадлежат одному классу. То есть в антифриз зеленого цвета с маркировкой G11 допускается доливать синюю жидкость с такой же маркировкой. В тосол красного цвета можно смело доливать тосол с синим оттенком, а в антифриз G13 фиолетового тона – долить жидкость того же класса, но уже оранжевого цвета.

Главное, понять принцип соответствия маркировок антифриза. Модели марки G11 и G12 содержат этиленгликоль, тогда как у антифриза G13 используется пропиленгликоль. Это абсолютно разные спиртовые соединения, не совместимые между собой. Можно запомнить и цветовые вариации совмещения разных видов антифриза: жидкость желтого цвета нельзя смешивать с зеленой или красной, а антифриз красных оттенков с оранжевым или фиолетовым.

Если смешать антифриз G12 (красный) с зеленым G11, то существует (хоть и небольшой) риск для применения в радиаторах, выполненных из сплавов алюминия (они могут оказаться не защищены от действия коррозии).

Но если поменять их местами, то есть в антифриз G11 добавлять красную жидкость G12, то ничего страшного не произойдет. Правда эффективность теплоотвода может со временем снизиться, поскольку образующаяся пленка выпадет в осадок.

Но даже в случае допустимых сочетаний разных видов антифриза по цвету, стоит подбирать жидкость с таким списком присадок, которые будут соответствовать вашему автомобилю и его целевому использованию. Бывает, что разные марки охлаждающей жидкости, содержащие различные присадки, не совместимы друг с другом, такое использование их может привести к печальным последствиям. Если же вы были вынуждены смешать непроверенные комбинации антифризов, то стоит произвести полную замену жидкости при появлении такой возможности.

Вообще, цвет – это не главный принцип отбора антифризов. Больше внимания нужно уделять классу допуска, который указывается в маркировке. Это вызвано тем, что у производителей могут быть разные пропорции присадок, иногда не совместимых друг с другом.

К примеру, ингибиторы коррозии содержатся во всех жидкостях. Но у одних эту роль выполняет карбоновая кислота, а у других – фосфаты и силикаты. При доливании одного такого антифриза в другой произойдет реакция, результатом которой станет выпадение осадка в виде хлопьев, что сделает смесь абсолютно неэффективной. Именно поэтому, доливая одну жидкость в другую, изучите их химический состав.

Почему антифриз меняет цвет при эксплуатации

Во время эксплуатации автомобиля цвет антифриза может стать бурым или коричневым. Тому виной является накипь и ржавчина, образовавшиеся на деталях охладительной системы. Такой эффект чаще всего образуется, когда к охлаждающей жидкости добавляют воду или заливают средство низкого качества.

В частности, если не промыть систему охлаждения двигателя, проработавшую на воде или недостаточно качественном антифризе, то жидкость точно изменит цвет. Скорость этого явления зависит от километража и времени эксплуатации с новым антифризом, количества накипи и очагов коррозии в охладительной системе.

Свежая залитая жидкость начнет процесс очищения охладительной системы (благодаря наличию в ее составе различных присадок), что приведет к изменению цвета антифриза.

Скорость смены цвета зависит и от толщины слоя отложений в системе.

После обнаружения окраски охлаждающей жидкости в указанные цвета стоит прекратить эксплуатацию автомобиля до полной замены антифриза.

Если же антифриз приобретает соломенно-желтый оттенок или слегка обесцвечивается, то это может сигнализировать о выработке красителя или других причинах (к примеру, перегрев мотора). Пользоваться автомобилем в таких случаях можно, но заменить антифриз все же не помешает.

Каким стандартам должны соответствовать все виды антифриза

Разобравшись в том, какие виды антифриза бывают, можно выделить два основных стандарта для них: с этиленгликолевой основой и пропиленгликолевой. В каждой стране само название стандарта может отличаться. К примеру, в США – это ASTM и SAE, в Британии – BS, в Италии – CUNA, во Франции – AFNOR, в Австралии – ONORM и т. д. Но наиболее распространенным является американская версия названия. Каждое государство учитывает в стандартах нюансы климата, характеристики автомобилей разных марок и особенности охладительных систем.

Как и в других странах, есть подобный стандарт и в России: ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80) – жидкости охлаждающие низкозамерзающие.

Стандарт охватывает охлаждающие незамерзающие жидкости, призванные охлаждать двигатели внутреннего сгорания, или те, что эксплуатируются в различных теплообменных приборах, способных работать в условиях низких и умеренных температур.

Охлаждающими низкозамерзающими жидкостями называют водные растворы этиленгликоля (в соответствии с ГОСТ 19710) или гликолевых и водногликолевых смесей в виде этиленгликоля с 30%-ным содержанием воды, содержащего антикоррозионные, противовспенивающие, стабилизирующие и красящие добавки.

Кроме государственных стандартов, существуют еще стандарты от производителей автомобилей. Как правило, такие нормативы легко «вписываются» во внутригосударственные и во многом даже превосходят их по требованиям, с учетом характеристик охлаждающей системы, климата и т. д. Среди автопроизводителей, имеющих подобные стандарты, стоит выделить такие, как Toyota, Volkswagen, GM и другие.

Чаще всего в новых автомобилях используют антифриз. Потому его и возьмем для образца, на котором продемонстрируем правила заливки и доливки охлаждающей жидкости в систему.

Ошибка № 1 – залив антифриза в раструб радиатора. В разборных моделях радиаторов присутствует такое отверстие, но оно не предназначено для залива антифриза.

Литые конструкции радиатора предполагают залив антифриза через отверстие расширительного бачка, откуда охлаждающая жидкость растекается по всем элементам системы охлаждения.

Стоит запомнить, что при сливе антифриза с целью его замены на новый у разборных радиаторов есть для этого собственное сливное отверстие. Остатки жидкости сливается при помощи дополнительной пробки, установленной снизу (иногда она может быть закрыта защитой).

Конечно же, лучше обратиться к инструкции, прилагаемой к транспортному средству, поскольку в каждом автомобиле есть свои конструктивные особенности, нестандартное размещение сливных отверстий и т. п. В подавляющем большинстве залив (или долив) антифриза в авто можно осуществить в несколько этапов. Это достаточно просто, поэтому залить хладагент можно и самому:

  • Купите необходимый качественный антифриз (обращаем внимание на маркировку – она должна соответствовать той, которая указана в спецификации к автомобилю).

  • Заведите машину и дайте ей поработать без нагрузок 10 минут. Затем следует включить печку в салоне автомобиля на максимум, а после – выключить двигатель.

  • Слейте старый антифриз со всей системы охлаждения. Лучше это делать, поставив автомобиль с небольшим креном вперед. Таким образом жидкость стечет быстрее. Далее откручиваем пробку расширительного бака, сбрасывая тем самым давление (в некоторых автомобилях нужно откручивать пробку на радиаторе или на радиаторе и бачке одновременно).

    После сброса давления антифриз остынет и пробку можно будет полностью открутить. Далее нужно открутить пробку слива (внизу радиатора), приготовив заранее емкость для слива отработанной жидкости. Емкость со слитым антифризом необходимо будет утилизировать.

  • Промойте систему. Как только весь антифриз будет слит, выполняется промывка охлаждающей системы.

    Но такую процедуру стоит выполнять лишь при смене марки охлаждающей жидкости или при наступлении срока очередной профилактики системы. Во многих случаях для промывки подойдет дистиллированная вода. Она поможет избавиться от налета ржавчины и накипи. Но если слой грязи в системе достаточно толстый, то применяют особые средства для охлаждающих систем.

    Стоят эти жидкости недешево, потому, в целях экономии, можно первую промывку выполнить обычной водой, а потом уже применять дистиллят или специальное средство. Обычно хватает трех циклов промывки, чтобы система охлаждения выглядела как новая. Во время этого процесса стоит обратить внимание на состояние патрубков, штуцеров и прокладок. Если присутствуют признаки износа, их стоит заменить.

  • Залейте антифриз. Очистив систему, добавляем новый антифриз через расширительный бачок. Главное – не перепутать этот бачок с омывателем, поскольку они расположены рядом и похожи по конструкции.

    Во избежание попадания воздуха в систему, антифриз заливают без остановок, при этом стоит быть осторожным и не торопиться. Если же воздух все же попал в охлаждающую систему, ее нужно будет долго прокачивать.

  • Стравите воздух. После заливки антифриза из охлаждающей системы стравливается воздух. Для этого предусмотрен специальный кран-винт на блоке цилиндров мотора. Стравливать воздух нужно до тех пор, пока не появятся капли залитого средства, что просигнализирует об отсутствии воздуха в системе. После этого кран закрывается.

Для завершения всей процедуры нужно запустить двигатель автомобиля и оставить его какое-то время поработать вхолостую. Через 5 минут после запуска можно немного «погазовать». Далее мотор глушится, и через несколько минут поверяется уровень антифриза в бачке. Если есть необходимость, то стоит долить жидкость до нужной отметки.

Любые виды антифриза требуют ежедневного контроля уровня жидкости на протяжении недели после полной его замены. Это нужно для того, чтобы вовремя обнаружить скрытые неисправности.

Где в Санкт-Петербурге купить коммерческий автомобиль Ситроен с максимальной выгодой

Автомобили Citroen можно приобрести с максимальными скидками у официального дилера, компании «Авто Премиум». Приобретая у нас любую из моделей марки Ситроен, вы получаете весь комплекс услуг:

  • тест-драйв понравившегося авто;

  • кредиты с минимальными процентами;

  • программа Trade-in (с выкупом вашего авто);

  • ремонт и ТО в лучших автомастерских;

  • малярные работы и обработка кузова;

  • предоставление технической помощи на дорогах;

  • набор дополнительных сервисов.

Посмотреть более подробную информацию можно на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем салоне!

Понравилось? Расскажите друзьям:

www.autocitroen.ru

Красный, синий, голубой — выбирай тебе какой? В чем отличия антифризов разных цветов?

Кто-то из владельцев иномарок заливает красный антифриз, другие — зеленый, а третьи — синий! А есть ли разница — мало кто знает. Отличия конечно не только в цвете. А можно ли смешать разные антифризы? Рассмотрим их отличия.

Что такое антифриз?

Antifreeze (незамерзающий) – охлаждающая жидкость, уберегающая двигатель от закипания и незамерзающая в критические морозы. Присадки, содержащиеся в составе, предохраняют детали от ржавчины, распада и растрескивания. Эта жидкости обеспечивает работоспособность автомобиля в любое время года. Основная составляющая в антифризах одинаковая: 80% — этиленгликоль (пропиленгликоль и пр.) + дистиллированная вода. Оставшаяся часть 20% — присадки, от них то и зависит цвет жидкости. Так как отсутствует единый стандарт, используют единую классификацию, созданную VW: G11, G12 и G12 plus, G13 – зависящую от состава.

В настоящее время на Российском рынке популярностью пользуются не все виды антифриза:

autoshas.ru

Антифриз: различие, цвета и составы

Что лучше выбрать для автомобиля: тосол или антифриз? Сегодня этот вопрос почти ни у кого не вызывает затруднений. Прожженные поклонники советского автопрома уверенно льют в свои «Вазы» и «Газы» старый-добрый тосол, а владельцы более современных моделей, напротив, боятся тосола как огня и предпочитают антифризы, хотя те стоят в 3–5 раз дороже. Почему так происходит?

Давайте разберемся, в чем разница между тосолом и антифризом, что из них лучше, от чего зависит область их применения, какие виды этих жидкостей существуют, как их выбирать и можно ли их смешивать.

Содержание:

Тосол и антифриз: в чем принципиальная разница?

Итак, если кто-то вдруг не в курсе, то тосол – это тот же антифриз. Да-да! И правильнее было бы писать «ТОСОЛ», а не «тосол». Аббревиатура взята с названия отдела, в котором занимались разработкой отечественного аналога первого зарубежного антифриза:

ТОС – Технология Органического Синтеза;

ОЛ – окончание названий спиртов в химии (этанОЛ, метанОЛ).

Немного из истории тосола

Тосол изобрели в СССР около 40 лет назад, когда двигатели новой линейки «Жигулей» оказались несовместимыми с единственным видом антифриза (импортным) Paraflu 11, который существовал в те годы. Тот антифриз страдал низким запасом щелочности и обильным вспениванием, что приводило к ускоренной коррозии металлических элементов охлаждающей системы советских марок.

Потребовалось 3 года исследований и опытов, чтобы создать такой тосол, который соответствовал бы всем существовавшим тогда требованиям. Конечный образец хорошо справлялся с функцией охлаждения, предназначался для круглогодичного использования и не вызывал такого быстрого разрушения металлов, как Paraflu 11.

Разновидностей этого тосола было немного, но на каждый из них был разработан свой ГОСТ, который строго регламентировал не только состав, но и цвет жидкости. Сомневаться в качестве продукта не приходилось.

С 90-х годов выпускать тосол по оригинальной технологии прекратили, и тогда его производством занялись многочисленные частные компании, которые были вольны менять рецептуру по своему усмотрению. Никаких исследований на этот счет больше не проводилось, улучшением свойств тосола никто всерьез не занимался.

Вот и на сегодняшний день каждый производитель сам определяет состав тосола, поэтому жидкость разных марок может сильно различаться по составу, окраске и качеству. Как правило, его выпускают в двух цветах: в синем и красном.

  • Синий тосол предназначен для температур до -40 градусов.
  • Красный тосол – до -65 градусов. В нем выше концентрация спирта.

Антфриз и его виды

В составе всех антифризов выделяют 3 главные составляющие:

  1. Двухатомный спирт (этиленгликоль или пропиленгликоль).
  2. Вода (дистилированная).
  3. Присадки.

От соотношения воды и спирта зависят температурные особенности антифриза. Присадки же определяют «лицо» жидкости. Они влияют на целый ряд факторов. Вот главные из них:

  • способность жидкости противостоять коррозии металлов и разрушению эластомеров;
  • защита двигателя от кавитации;
  • эффективность охлаждающей жидкости;
  • стабильность антифриза и срок его службы;
  • экологичность.

Именно от присадок зависит качество антифриза. В зависимости от состава антифриз делят на следующие виды:

  • G11. Класс традиционных (силикатных) антифризов. По сути российский тосол – это как раз G11. Роль присадок здесь играют дешевые органические вещества: силикаты, фосфаты, бораты, нитраты, нитриты, амины. Такой антифриз образует микропленку внутри системы охлаждения. Она защищает поверхности от коррозии, но также служит препятствием для теплообмена (уменьшает теплоотдачу на 20%). Срок службы – менее 3 лет (обычно требует замены через 2 года). Чаще всего G11 встречается в зеленом цвете, но нередко бывает синим (бирюзовым), желтым, оранжевым или красным. Покупатели выбирают его в основном, как и наш тосол, для старых машин (до 96 года выпуска) с большим объемом охлаждающей системы, а также для грузовых автомобилей.
  • G12. Карбоксилатный антифриз. Обычно красного цвета. Имеет одинаковую основу с G11 (а, следовательно, и с тосолом), но здесь главная присадка (карбоновая кислота) позволяет выйти на качественно новый уровень охлаждения и защиты двигателей высокооборотных автомобилей. Присадки лишены обволакивающего эффекта и характеризуются точечным воздействием на очаги эрозии. С одной стороны, за счет этого охлаждающая жидкость не образует теплоизолирующей пленки и потому не мешает теплообменным процессам в двигателе. С другой стороны, защита от эрозии носит адресный характер. Она «включается» лишь тогда, когда эта самая эрозия уже появилась. G12 сегодня является, пожалуй, самой популярной разновидностью антифриза. Меняют его раз в 4–5 лет.
  • G12+. Это – гибридный антифриз (Lobrid), в котором органическая база дополняется небольшим количеством минеральных присадок. По сравнению с G12 этот вариант имеет более щадящую формулу. G12 – переходная ступень от органики к неорганике. Производится на протяжении 10 последних лет, традиционно выпускается в красном цвете. Срок службы такой же, как и у G12.
  • G12++. Еще более улучшенная вариация антифриза G12. Ее принципиальное отличие – в увеличенном сроке службы. Производители заявляют, что такая охлаждающая жидкость может работать без замены более 10 лет.
  • G13. Это принципиально новый вид антифризов. Встречается в фиолетово цвете. В отличие от G11, G12, G12 + и G12++ вместе с водой его основу составляет не этиленгликоль, а более безопасный спирт – пропиленгликоль. G13 идеально подходит как для обычных городских автомобилей, так и для «форсированных» спорткаров и байков. Он менее токсичен и потому более экологичен. Срок службы этого суперсовременного антифриза производители не ограничивают.
  • G13+. Улучшенная версия G13. Принципиальной разницы между двумя этими видами антифриза нет. В основном упор делается на экологичность.

Что лучше выбрать: тосол или антифриз?

Если есть возможность выбирать, то, конечно же, антифриз всегда лучше тосола. Естественно, в данном случае под антифризом мы понимаем жидкости класса G12 и выше.

Если прицениться к охлаждающим жидкостям в автомагазине, разница налицо: 5-литровая канистра вещества с надписью «Тосол» будет стоить в районе 300–650 рублей. В то время как за такую же канистру G12 с вас возьмут 1400–1900 рублей. А за G13 и вовсе придется отдать порядка 3500 рублей.

При такой разнице в цене, каждый автомобилист хотя бы раз в жизни раз думает о том, чтобы неплохо бы вместо антифриза выбрать тосол. Но ориентировать на цену неправильно.

Современные легковые автомобили все без исключения требуют использования охлаждающей жидкости с индексом допуска от G12 и выше. И у этого есть железобетонные основания.

Итак, антифриз лучше тосола по следующим причинам:

  1. Он повышает эффективность системы охлаждения. Нет теплоизолирующей микропленки – нет перегрева. Нет перегрева – нет ускоренного износа двигателя.
  2. Он более устойчив к высоким температурам. Антифриз прекрасно выдерживает высокие температуры и не закипает в летнюю жару. В тосоле же много органических присадок, которые уже при температуре 105 градусов начинают активно разлагаться, образуя осадок и загрязняя датчики. Также есть риск из-за вскипания тосола встать на дороге в жаркий летний день.
  3. Он обеспечивает защиту деталей и узлов охлаждающей системы. Современный антифриз дает меньшую кавитацию, чем советский тосол. При этом он способствует быстрому отводу тепла. Соответственно, металлы меньше подвержены эрозии. Это практически в полтора раза продлевает срок службы радиатора, гильз, водяного насоса.
  4. Он менее агрессивен по отношению к пластиковым, силиконовым и резиновым деталям охлаждающей системы. Следовательно, можно сэкономить на замене патрубков и прокладок.
  5. Он более стабилен по своим свойствам. В отличие от тосола, антифриз не образует гелей, не дает осадка. Так происходит как при повышенных, так и при пониженных температурах. За счет этого он не засоряет радиатор и дольше выполняет свои функции.

Ну и последний фактор в пользу антифриза – это то, что ни один производитель автомобилей не простит потребителю, если тот вдруг начнет пользоваться охлаждающей жидкостью, не соответствующей рекомендациям в технической документации.

Попробуйте выбрать вместо антифриза тосол, и когда вы обратитесь к представителю завода из-за поломки мотора, насоса или радиатора, вам попросту откажут в проведении гарантийных ремонтных работ. Есть ли смысл так экономить на жидкости, которую, кстати, вы меняете всего 2–3 раза за весь жизненный цикл машины, если в результате придется так тратиться на ремонт?

В старых машинах тосол неплохо справляется со своими задачами. Здесь его разрушительное воздействие на детали ощущается слабо, потому что этот транспорт всегда требует внимания. Среди бесконечных поломок сложно выделить те, которые произошли конкретно из-за использования тосола.

Зато в современных новеньких автомобилях заметно любое отклонение от нормы. Если в двигатель такого авто залить обычный тосол, постепенно жидкость разъест гильзы и лопасти водяного насоса, выведет из строя радиатор или «скушает» патрубки. Виной тому не только химический состав тосола, но и его сниженные теплопроводные функции, а также склонность к образованию осадка.

Грузовики у нас традиционно охлаждают тосолом, и тут нет нарушения. К примеру, в официальной документации «Камазов» присутствует разрешение на использование G11. Многим это может показаться странным, однако все логично. Грузовые автомобили оснащаются дизельными двигателями, а температура в таких движках всегда ниже, чем в бензомоторах. Поэтому на дизелях G11 прекрасно справляется с возложенными на него функциями.

Какой тосол или антифриз выбрать?

Идеальный вариант – выбрать тосол или антифриз той же марки, что была залита на заводе и которая указана в документах. Даже если гарантия на авто уже вышла. Как правило, компании рекомендуют охлаждающие жидкости проверенных брендов, и вы можете быть на 100% уверенными в их качестве.

Немногие знают, что выбор антифриза зависит и от вида радиатора. Например, жидкости зеленого цвета рекомендованы для алюминиевых радиаторов, а красные – для медных и латунных. Но поскольку разные производители могут окрашивать антифриз в тот цвет, в который им хочется, выбирать только по цвету не совсем верно. Так что лучше всё-таки ориентироваться на указания производителя.

Для очень старых машин допускается выбирать тосол (G11). Тем более что он разрабатывался именно для них. Также вместо тосола можно использовать антифриз G12 или даже выше. Однако чаще всего нет смысла переплачивать. Заправляйте свои «Жигули» обычным тосолом и не переживайте.

Стоит отметить, что G 12++, G13 и G13+ являются очень дорогим и чаще всего совершенно бессмысленным удовольствием, даже когда речь идет об импортных седанах и кроссоверах. Бесспорно, чем выше индекс допуска антифриза, тем лучше. Но так ли нужно вам это самое «лучше»?! Антифриз такого качества создавался в Европе и для Европы, где основной упор, как всегда, делается на экологию. В России до этого еще далеко.

Каждый сам решает, что выбрать. Конечно, соблазнительно вместо G12 залить в авто G12++, G13 или даже «вечный» G13+, чтобы потом никогда не думать о замене “охлаждайки». Но мало кто готов ради этого прямо сегодня заплатить в 2–3 раза больше. Тем более что ТО новой машины и так каждый раз влетает в копеечку.

На что нужно обратить внимание при покупке антифриза

Если вы выбираете антифриз, рекомендованный производителем авто, или просто всегда покупаете антифриз одной марки, вам в принципе не о чем волноваться. Хотя риск наткнуться на суррогат все же есть.

Покупать охлаждающую жидкость лучше всего в крупном магазине. Так меньше вероятность, что вы наткнетесь на подделку. Порядка 20% поломок автомобиля связано с использованием «проблемного» антифриза.

Важно изучить упаковку. Канистра не должна быть прозрачной, а криво наклеенная этикетка может свидетельствовать о том, что производство продукта велось в кустарных условиях. Если вы заметили подтекание, сразу откажитесь от покупки данного средства. Если компания сэкономила на пластике, ожидать от нее высокого качества антифриза было бы глупо.

Если есть сомнение в безопасности выбранной «охлаждайки», прямо в магазине после покупки проверьте ее с помощью лакмусовой бумажки. Увы, этот тест не позволяет определить содержание присадок, но зато он показывает уровень pH.

Если полоска стала зеленой, кислотно-щелочной баланс антифриза в норме. Если она посинела – в растворе слишком много щелочи, если порозовела – превышена допустимая кислотность.

Проверять охлаждающую жидкость перед покупкой вам вряд ли позволят, но зато после покупки вы сможете сразу показать продавцу результаты тестирования и потребовать возврата денег, если товар оказался некачественным. Как минимум вы уже не станете заливать это средство в свой автомобиль.

Также рекомендуется внимательно читать информацию на упаковке антифриза. Солидные компании всегда указывают на канистрах свое название, товарный знак. Они вписывают данные о тестах, допусках, сотрудничестве с автопроизводителями.

Однако нужно понимать, что на этикетке можно написать что угодно. И даже за большие деньги вам могут подсунуть опасную «паленку». Поэтому так важно покупать антифриз исключительно в проверенных магазинах и только тех марок, в которых вы уверены.

Можно ли смешивать разные виды антифриза

Вопрос о том, можно ли смешивать антифриз разных видов и цветов, возникает довольно часто. Ответ один: намеренно делать это ни в коем случае не стоит. Сначала сливается старая жидкость, затем система охлаждения промывается, а уже после этого в нее заливается свежий антифриз или тосол.

Однако бывают случаи, когда долить антифриз необходимо, а подходящей марки не оказалось под рукой. В такой ситуации приходится смешивать жидкости разных производителей, а порой и различных классов.

G12++, G13 и G13+ не советуют мешать ни с чем. К тосолу разрешается доливать G11 или G12, также допустимо смешивать G11 и G12 одного производителя, даже если они разных оттенков.

Однако важно помнить, что разные производители антифриза используют разные пакеты присадок. Объединяясь, эти присадки начинают вступать в химические реакции друг с другом. Результат смешения жидкостей может быть весьма неожиданным. Есть угроза катализа коррозии, образования осадка, засорения радиатора и патрубков.

Долго ездить с таким «коктейлем» не стоит. Как только появится возможность залить в двигатель нормальный антифриз, обязательно это сделайте. Не забудьте о полной промывке охлаждающей системы.

Больше информации об антифризах, их классификации, характеристиках, а также о требованиях, которые к ним предъявляются, можете получить ЗДЕСЬ. Там же вы прочтете о малоизвестных видах антифризов и их особенностях.

Нужно ли прогревать двигатель в зимнее и летнее время? От чего это зависит? Как материал движка влияет на необходимость прогрева? Что будет, если не прогревать мотор или прогревать его слишком долго? Допустим ли прогрев «на ходу»? Почему в Европе даже зимой уже никто не прогревает двигатель перед поездкой? Все эти и другие вопросы будут рассмотрены в нашей статье.

Итак, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой? Сегодня по этому поводу много споров, но единого мнения на этот счет так и не сложилось.

Еще лет 15–20 назад ответ на вопрос был однозначным: да, прогревать двигатель необходимо. Причем как зимой, так и летом. Непрогретые машины чихали, кашляли, глохли или вообще отказывались заводиться.

Но с появлением более современных машин автомобилисты массово отказываются от прогрева двигателя. Более того: во многих странах Европы прогревать мотор на стоянке категорически запрещено законом.

Так как же быть рядовому автовладельцу? По-старинке прогревать двигатель перед каждой поездкой или же уподобиться Западу и забить на предварительный прогрев? А главное: почему так велико число людей, отчаянно защищающих прогрев, если большая часть Европы давно уже от него отказалась?

Содержание:

Зачем нужно прогревать двигатель?

Чтобы понять, зачем нужно прогревать двигатель, стоит разобраться в том, что же происходит в моторе после продолжительного простоя. Особенно если на улице зима.

Итак, у нас есть двигатель с кучей деталей, коробка передач, а также рабочие жидкости: топливо, антифриз, масло.

Все параметры этих составляющих подобраны таким образом, чтобы они обеспечивали автомобилю стабильную езду с минимальным износом деталей. Большинство деталей изготовлены из металлов и их сплавов, а такие материалы склонны к расширению при нагреве. Соответственно, зазоры между деталями узлов изначально рассчитаны на нормальную рабочую температуру двигателя.

Если температура в двигателе значительно ниже рабочей, то:

  • рабочие жидкости имеют более высокую вязкость и быстрее срабатываются (возрастает риск образования осадка);
  • детали смазываются медленнее;
  • снижаются защитные свойства присадок;
  • зазоры между деталями отклоняются от нормы, из-за чего усиливается трение, возникают удары, образуются задиры, ускоряющие развитие коррозии.

По некоторым подсчетам, один холодный запуск двигателя приводит к такому же износу, к какому привели бы 500-700 запусков прогретого мотора.

При этом если вы не прогреете двигатель перед поездкой в зимнее время, первые минуты вам также придется нервничать из-за запотевания ветрового стекла и отсутствия хорошей обзорности. Да и садиться в ледяное авто не очень-то приятно.

Вдобавок первые 5–10 километров автомобиль может «есть» гораздо больше бензина, чем обычно. Динамика движения также ухудшится.

Следовательно, прогрев двигателя – вещь весьма полезная и необходимая. Но все должно делаться с умом. И ниже мы расскажем, почему.

Нужно ли прогревать двигатель летом?

Зачем прогревать двигатель летом, когда температура за бортом и так существенно выше нуля? Или зачем прогревать двигатель, если автомобиль выезжает из отапливаемого бокса? Может быть, в данном случае прогрев бессмыслен и даже вреден?

На самом деле нет: и у летнего прогрева есть свое логическое обоснование.

Во-первых, рабочая температура двигателя составляет порядка 80–95 градусов. А температура воздуха летом редко переваливает за 25–30 градусов. Соответственно, даже летом двигатель автомобиля на стоянке «холодный».

Во-вторых, даже если бы на улице держались все 50 градусов по Цельсию, резко стартовать со стоянки было бы неправильным. Вдумайтесь: даже человеческому телу, – практически идеальной «машине», – перед любой физической нагрузкой требуется разминка. Так и мотору нужно некоторое время поработать без нагрузки, чтобы прийти в оптимальное состояние.

Как долго нужно прогревать двигатель?

Пожалуй, это самый адекватный вопрос. Ведь мы уже пришли к выводу, что прогревать двигатель нужно практически в любом случае. Осталось только понять, сколько по времени должен занимать прогрев.

Итак, можете ориентироваться на подсказку:

Температура воздуха Время прогрева
+20 С и выше 0,5 — 1,5 минуты
+15 С 1 — 2 минуты
+10 С 1,5 — 3 минуты
+5 С 2,5 — 5 минут
0 С 3 — 7 минут
-5 С 3,5 — 8 минут
-10 С 5 — 10 минут
-15 С 8 — 15 минут

Как видите, в летнее время прогрев занимает совсем мало времени. Вы успеете лишь поудобнее устроиться в кресле, пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать зеркала и включить любимый радиоканал.

Зимой рекомендованное время прогрева автомобиля больше, зато пока ваше авто прогревается, вы можете неспешно почистить кузов от снега, освободить дворники ото льда, прогреть лобовое стекло.

Ждать полного прогрева не стоит. Как только температура рабочей жидкости повысится до 60—70 градусов, можно аккуратно начинать движение. Но разгоняться все же было бы правильнее, когда температура жидкости достигнет 80—90 градусов по Цельсию.

Почему нельзя прогревать двигатель слишком долго?

Как мы уже говорили выше, во всем нужна мера. Прогревать двигатель слишком долго тоже нельзя.

Дело в том, что при низкой температуре топливная смесь плохо испаряется, поэтому авто с электронным впрыском топлива тут же генерирует команду на выброс дополнительной порции горючего.

Но автомобиль остается на месте. И получается, что на холостом ходу в камере сгорания формируется избыток бензина. Бензин в свою очередь становится причиной вымывания моторного масла, то есть, по сути, он оставляет мотор без защиты. Бензин, как мы знаем, — прекрасный растворитель. Однако если не затягивать с прогревом, ничего такого не случается, и преждевременного разрушения двигателя не происходит.

Прогрев на ходу

В последнее время очень популярным стал прогрев двигателя на ходу, то есть в первые минуты движения автомобиля. Вы просто плавно трогаетесь с места и медленно (на небольших оборотах) выезжаете из двора или гаража. При этом желательно, чтобы дорога была как можно ровнее, ведь во время прогрева рывки и толчки нежелательны.

На ходу мотор прогревается быстрее и тратит меньше горючего.

У этого способа есть один минус: как ни крути, а движение начинается с холодным двигателем, соответственно нагрузка на механизм больше (вспоминаем про зазоры и вязкость рабочих жидкостей). Кроме того, коробка передач тоже нуждается в предварительном прогреве, а без него детали КПП претерпевают ускоренный износ, масло быстрее срабатывается и дает осадок.

Идеальный вариант: пару минут (зимой вдвое дольше) погонять двигатель в холостом режиме, а затем начать плавное движение на небольших оборотах.

Чем опасен прогрев двигателя?

Многие боятся прогревать двигатель из-за ряда осложнений, вызываемых данной процедурой. К минусам прогрева обычно относят:

  • повышенный расход бензина;
  • образование смоляного налета на клапанах;
  • вымывание бензином масла.

Особенно опасно вымывание масла. От этого в первую очередь страдают поршневые кольца и стенки цилиндров. Однако доказано, что все эти недостатки проявляются только в тех случаях, если имеет место хронический длительный прогрев двигателя.

При умеренном прогреве с двигателем не происходит ничего такого, что бы могло значительно ухудшить его работу.

Есть ли разница между старыми и новыми машинами?

Раньше абсолютно все двигатели перед поездкой прогревали, и прогрев занимал немало времени. Почему так происходило?

Первая причина – низкое качество рабочих жидкостей. Тогда еще мало знали про присадки, поэтому масла и антифризы при понижении температуры вели себя очень капризно. Нередко машина просто не заводилась или заводилась, но тут же глохла.

Вторая причина – разные коэффициенты расширения материалов блока цилиндров и самих поршней.

В старых автомобилям преобладали двигатели с чугунным блоком. Чугун иначе расширяется, поэтому достичь идеального зазора с поршнями без достаточного прогрева мотора было невозможно. Кроме того, чугун имеет меньшую теплопроводность (в 4,5 раза ниже, чем у алюминия), из-за чего на прогрев движка уходило больше времени.

А еще в старых машинах не было всех тех датчиков, которые есть сегодня. То есть процесс смешивания топлива с воздухом аппаратно не регулировался. И чтобы вернуть движку работоспособность, его нужно было полностью отогреть.

Процент содержания кислорода в топливной смеси на карбюраторных двигателях можно было уменьшить путем вытягивания подсоса на себя, но далеко не все это умели.

Современные автомобили напичканы электроникой и в большинстве своем строятся на алюминиевом блоке цилиндров. Алюминиевые поршни покрываются тонким слоем никасила (никелькремниевого сплава). Такое сочетание металлов позволяет сохранять идеальный зазор при любой температуре двигателя.

Можно сказать, за счет этого износостойкость мотора сохраняется, даже если вы поленились прогреть двигатель. Но не забывайте, что кроме зазоров важную роль играют свойства жидкостей. И как бы технологи не изворачивались, им пока не удалось и вряд ли удастся создать антифризы и масла, одинаково хорошо работающие в широком температурном диапазоне.

А как же Европа?

Ах, да: Европа. Там двигатели в автомобилях уже давно никто не прогревает. Но делается это скорее по экологическим соображениям, нежели ввиду высокой надежности моторов.

Европа ратует за уменьшение объемов вредных выбросов, поэтому для них просто находиться на стоянке с включенным мотором – непростительный грех.

Заботятся ли европейцы о долговечности двигателей? – А зачем им это? В Европе принято менять автомобиль на новый раз в 4–8 лет. И уровень жизни им это позволяет. Естественно, этого времени очень мало, чтобы отсутствие прогрева успело серьезно сказаться на работоспособности двигателя.

Но это Европа, а мы живем в России. И далеко не каждому россиянину по карману покупать новый автомобиль хотя бы раз в 10–15 лет. Поэтому для нас очень важно свести к минимуму любые факторы, способные ухудшить качество работы двигателя. ОСОБЕННО если мотор состоит из алюминиевого блока и никасиловых поршней (такие двигатели практически официально признаны неремонтопригодными).

Кстати, многие автомобильные марки вновь вводят в свои моторные линейки силовые агрегаты из чугуна. Такие движки стоят сегодня на Toyota Camry 2017 года выпуска. В литровом двигателе Ford EcoBoost, устанавливаемом на модели Fiesta, Focus, B-MAX, C-MAX и Mondeo, блок цилиндров также отлит из чугуна, а не из алюминия. Чугун возвращается в моторы Opel. Также о нем вспомнили и некоторые японские марки.

Очевидно, производители позаботились о том, чтобы даже на холодном ходу такие двигатели работали с минимальным износом. Хотя даже чисто теоретически прогрев им не помешал бы.

Мировой заговор?

А пока мы продолжаем прогревать двигатели в своих машинах, в рекламе все чаще можно услышать информацию о том, что та или иная модель совершенно не нуждается в предварительном прогреве. Производители заявляют, что рекламируемое авто такое удобное и надежное, что может стартовать без всякой подготовки.

Конечно, рядовому автолюбителю (особенно если он совсем не разбирается в механике) проще купить такой автомобиль и со спокойной душой забыть о прогреве. Ведь завод дал добро. И, скорее всего, на протяжении всего гарантийного периода ничего и не случится.

Зато когда гарантия истечет, могут начаться проблемы. Замена двигателя выльется в копеечку.

Автомобильным брендам это выгодно. Производители не заинтересованы в том, чтобы машина работала без поломок 10–15–20 и более лет. Заводам нужно, чтобы мы как можно чаще меняли транспорт. По сути европейцы так и делают. Но если вы хотите, чтобы автомобиль исправно служил вам много лет после истечения гарантии, не пренебрегайте прогревом двигателя.

Прогревать или не прогревать двигатель?

Итак, прогревать или не прогревать двигатель – личное дело каждого автовладельца. Все-таки это ваша машина, и только вам решать, как с ней обращаться. Но помните: автозаводам выгодно навязывать вам идею о том, что новые машины прекрасно обходятся без прогрева даже в зимнее время.

Ваша задача – продлить ресурс двигателя, а запуск при низких температурах – это всегда стресс для движка. Попробуйте разобраться в специфике этого узла, расспросите опытных механиков. Они сотни раз видели мотор изнутри, своими глазами видели последствия «холодного старта». Любой из них скажет вам, что прогревать надо абсолютно любой двигатель и в любое время года.

Важно: предварительный прогрев двигателя важен, но это не панацея. Если вы будете каждый раз прогревать мотор по всем правилам, но при этом сильно сэкономите на рабочих жидкостях, последствия быстро дадут о себе знать.

Споры о том, необходимо ли прогревать двигатель, сколько времени для этого нужно в случае положительного ответа, не утихают среди автомобилистов как в реальной жизни, так и в сети Интернет, все чаще разгораются на профильных форумах и тематических сайтах. Обычно водители примыкают к одному из двух «противоборствующих лагерей» в данном вопросе и каждый решает для себя, нужно ли греть двигатель или нет, а также, как делать все правильно. Некоторые водители настаивают на бесполезности предварительного прогрева, а другие не представляют себе поездку без того, чтобы прогреть двигатель до рабочей температуры. Но как поступать правильно? Что нужно знать про устройство двигателя?

Мнения

Приверженцы предварительного прогрева обычно приводят факты о том, что в данном случае, при холостых оборотах идет наименьшая нагрузка, чем при движении, тем самым предохраняя компоненты двигателя от неравномерного нагрева, который очень пагубно влияет на ресурс.

Разумеется, это спорное утверждение и практическим путем проверить его рядовым автомобилистам проблематично. Износ двигателя, это длительный процесс и на него влияет колоссальное количество факторов. Однозначно ответить, что прогрев спасает двигатель от поломок и быстрого износа, нельзя.

То же самое касается и приверженцев идеи о том, что следует и вовсе не прогревать двигатель перед поездкой. Ведь так рекомендуют производители автомобилей, которые говорят, что можно сразу сесть и поехать без какого-либо ущерба. Естественно, словам маркетологов не стоит доверять, это банальный рекламный ход не подкрепленный достоверными или доказанными фактами и исследованиями.

Следует обязательно разобраться самостоятельно, необходимо ли прогревать двигатель на вашем авто, опираясь не только на наблюдение за ним, но и на теоретические материалы в данной сфере. Обратимся к мнению современных специалистов в данной области.

Теоретическая часть

Стоит обратиться к знаниям о том, из чего в целом состоят детали любого двигателя. Конечно же, это металл, основным свойством которого является расширение во время нагрева. Нагретые металлические компоненты очень плотно прилегают друг к другу, по этой причине при неравномерном прогреве двигателя возникает сильный износ трущихся деталей. Поэтому следует говорить о том, что стиль вождения сел и поехал, предполагает неправильную эксплуатацию двигателя.

Специалисты в области ремонта автомобилей утверждают, что двигатель подвергается колоссальным нагрузкам уже при запуске, особенно зимой, когда всего 1 холодный запуск приравнивается к 600 запусков в теплое время года. Рабочая температура двигателя обеспечивает минимальные потери энергии при сжигании топлива, поэтому прогрев двигателя способствует его экономии.

Время прогрева двигателя

В таком случае возникает естественный вопрос. Сколько времени необходимо греть двигатель, чтобы обеспечить его оптимальную работу и не допустить скорый износ? В этом случае необходимо ориентироваться на датчик температуры, чтобы понять, до каких пределов разогрелся двигатель. Как правило, рабочая температура прогретого двигателя внутри системы составляет 90 градусов. Ждать, полного прогрева разумеется не стоит, на это может уйти очень много времени. Поэтому, как советуют автомеханики, в не зависимости от модели автомобиля, оптимальным вариантом будет прогрев двигателя в течении минимум пяти минут.

Что делать зимой?

Теперь ни у кого из автомобилистов не должно остаться сомнений, нужно ли прогревать двигатель, тем более в зимний период. Разумеется, нужно! Следует разобраться, почему в зимний период не стоит после заводки транспортного средства начинать движение.

Итак, когда температура на улице опускается ниже нуля, вязкость масла в двигателе существенно увеличивается. В разы возрастает нагрузка на масляный насос и сопутствующие детали. Конечно бывает разное масло, и показатели SAE в данном случае также играют роль, стоит ориентироваться на объективные данные и их ограничения.

Кроме прочего, с понижением температуры повышается содержание кислорода в масле. Следовательно, первоначально после запуска двигатель работает с нагрузками, используется достаточно бедная смесь. К слову, обедненная смесь и является частой причиной невозможности завести транспортное средство в зимний период времени. Старые карбюраторные двигатели при этом предлагали решение проблемы. Все корректировалось вытягиванием подсоса. Заслонка в камере двигателя закрывалась, и смесь обогащалась.

Дизельные автомобили и их нюансы

Качество запуска дизельных автомобилей зависит, прежде всего от того, какое топливо применяется. Дизельное топливо бывает трех типов: летнее, зимнее и арктическое. Не смотря на то, что сейчас практически все АЗС заранее подготавливают топливо для соответствующих погодных условий, нужно разобраться, что же происходит с ДТ при замерзании.

При низких температурах любое дизельное топливо становится очень вязким. Следовательно, оно не может беспрепятственно проходить топливо-проводы и фильтрующие элементы, это и есть самая главная проблема запуска дизелей зимой. Так же эффективность действия дизельного двигателя, прежде всего, зависит от его выхода на рабочие температуры, поэтому стоит обязательно дождаться рабочей температуры в системе и только после этого начинать движение. Разумеется, многочисленные присадки, общее состояние системы и свечей накала могут давать определенный эффект и улучшать работу двигателя.

Экологические вопросы

Разумеется, нельзя забывать и о том, что многочисленные специалисты в области экологии призывают как можно меньше прогревать двигатели, чтобы уменьшить поступление вредных веществ и продуктов сгорания в атмосферу. В данном случае можно было бы прислушаться к этим призывам, если не знать, что фабрики, заводы и промышленные предприятия на порядок больше засоряют атмосферу, выбрасывают туда продукты загрязняющие воздух и разрушающие озоновый слой. В целом другие ученые доказали, что выбросы от транспортных средств в общемировых цифрах чрезвычайно малы и их вред переоценен.

Что же касается маркетологов, которые утверждают, что в автомобили их производства можно сразу сесть и поехать, то здесь кроется главная хитрость. Современные производители автомобилей нацелены всегда на увеличение продаж. Следовательно, им выгодно, чтобы машина после истечения гарантийного срока как можно быстрее сломалась. В таком случае они рассчитывают, что водитель вновь придет к ним за покупкой. Согласитесь, это хитроумный план.

Современные производители не только излишне нахваливают свои автомобили, дескать, без прогрева ничего не случится, но и увеличивают собственные продажи машин, получая колоссальную прибыль на нежелании водителей подумать логически. Как видите, хитрые изготовители убивают двух зайцев одним выстрелом. Маловероятно, что машина сломается в первые годы эксплуатации из-за нежелания хозяина прогревать её, но в дальнейшем могут возникнуть существенные проблемы. И как доказать, что это случилось по причине неправильной эксплуатации?

Разумеется, стоит ли прогревать двигатель, решать каждому автомобилисту самостоятельно. Это ваш собственный автомобиль, и только вам решать, как необходимо его эксплуатировать. Но, приведенная здесь информация будет полезна тем автомобилистам, которые желают, чтобы их «железный конь» был постоянно на боевом ходу, не подводил водителя и радовал бесперебойной работой.

Также по теме: Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой.

carhack.ru


Смотрите также