(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Типы автомобильных дорог


Категории дорог. Классификация и назначение дорог :

Дорожное сообщение - это важнейшая часть экономики любой страны, ведь оно играет немаловажную роль в уровне развития промышленности и производства государства. И автомобильные дороги России в этом плане не являются исключением. В целях определения уровня качества и потокопроходимости разработан список определенных требований, предъявляемых к автодорогам. Те из них, что максимально полно отвечают предъявленным критериям, способны принимать транспортные потоки любой сложности и полноты и способствовать доставке пассажиров и грузов во всех направлениях и на любые расстояния. Именно поэтому стоит уделить самое пристальное внимание вопросу о том, какие именно категории автомобильных дорог вообще существуют и как проводится их классификация.

Как все устроено

Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.

Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.

Разные категории

Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:

  • Е - путепроводы европейского значения;
  • М - маршруты федерального значения;
  • Р - дороги, соединяющие административные центры;
  • А - федеральные и региональные автодороги, подъезды к крупнейшим транспортным узлам - аэропортам, морским и речпортам;
  • К - региональные дороги;
  • Н - прочие дороги местного подчинения.

Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:

  • по ширине покрытия и количеству полос движения;
  • по принципу и способу пересечения с автодорогами разных видов;
  • по наличию или отсутствию разметки и разделительной полосы.

Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.

Принципы классификации

В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:

  • автомагистраль;
  • скоростное шоссе;
  • обычная дорога.

Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:

  • районные;
  • областные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • национальные;
  • международного сообщения;

Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.

Первая категория

К первой категории автодорог в России относятся автомагистрали, скоростные трассы и автострады. Такие путепроводы имеют ширину не менее 15 метров и оснащены разделительной полосой. В каждом направлении предусмотрено не менее двух полос движения, шириной не меньше 3,75 метров. Подобные дороги рассчитаны на высокую интенсивность движения и оснащены качественным бетонным покрытием, способным выдерживать большой наплыв автотранспортных средств. Пропускная способность таких путепроводов превышает 7 000 авто в сутки, при этом транспортные средства передвигаются со скоростью не менее 120 км/ч.

Вторая

Ко второй категории дорог относят автотрассы, оснащенные асфальтовым покрытием и соединяющие между собой промышленные, культурные и административные центры страны. Для таких путепроводов предусмотрена ширина не менее 7,5 метров, а пропускная способность более 3–3,5 тыс. авто в день. Скорость движения при этом также сохраняется на уровне 120 км/ч.

Третья

К третьей категории дорог относят трассы с гораздо менее интенсивной нагрузкой движения, не более 3 000 авто/сутки. Такие автодороги могут иметь ширину от 3,5 до 7 метров, а дорожное покрытие на них обустраивается по облегченным требованиям, также оно может быть и булыжным. Скорость движения по таким дорогам обычно не может превышать 100 км/ч, а транспорт, имеющий нагрузку более 6 тонн, и вовсе не допускается к проезду по ним.

Четвертая и пятая категории дорог

Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.

Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.

Лесные дороги — классификация

Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России. Лесные дороги тоже можно разделить на несколько видов в зависимости от их функционального назначения:

  • лесохозяйственные — предназначены для осуществления контроля за состоянием лесных массивов, именно по ним егеря обходят вверенные им территории;
  • лесовозные — обеспечивают транспортное сообщение при валке леса в промышленных и санитарных целях; так как по ним передвигается тяжелый грузовой транспорт — они дополнительно укрепляются для обеспечения повышенной проходимости большегрузных автомобилей;
  • противопожарные — призваны обеспечить доступ пожарных расчетов к очагам вероятных возгораний;

В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.

Насколько важно проводить ремонт дорог

Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.

Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.

Классификация дорог в зависимости от покрытия

В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:

  • мостовые;
  • цементобетонные;
  • покрытые гравием или щебнем;
  • грунтовые;
  • дегтебетонные;
  • асфальтобетонные;
  • покрытые материалами, содержащими органические вещества, имеющие вяжущие свойства.

Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств.

www.syl.ru

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

I. Общие положения

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования (далее - Техническая классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) при проектировании строительства и реконструкции и устанавливает порядок разделения автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории в целях установления их технических характеристик.

II. Классы автомобильных дорог

2.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяются на три класса: автомагистраль, скоростная дорога и дорога обычного типа.

2.2. К классу «автомагистраль» относятся автомобильные дороги:

имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях.

2.3. К классу «скоростная дорога» относятся автомобильные дороги:

имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне расположенные не чаще чем через 5 км.

2.4. К классу «дороги обычного типа» относятся автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

имеющие единую проезжую часть или проезжую часть с центральной разделительной полосой;

доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне.

III. Категории автомобильных дорог

3.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяются на категории в зависимости от:

количества и ширины полос движения;

наличия центральной разделительной полосы на проезжей части;

типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

условий доступа на дорогу с примыканий в одном уровне.

IV. Техническая классификация автомобильных дорог

Технические характеристики автомобильных дорог, устанавливаемые в соответствии с Технической классификацией, приведены в таблице.

Примечание:

1 На дорогах II категории требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

2 На дороге II категории с общим количеством полос движения более 2 пересечения с автомобильными дорогами II и III категории располагаются в разных уровнях, в одном уровне - регулируемые, или с «отнесенными» левыми поворотами, или пересечения кольцевого типа.

3 При проектировании нового строительства и реконструкции дорог III категории пересечения с железными дорогами и трамвайными путями располагаются в разных уровнях.

СОДЕРЖАНИЕ

files.stroyinf.ru

Автотранспорт - правила, нормы, положения

Классификация и категория автомобильных дорог.

1. Классификация автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом № 257 от 8. 11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации»:

1. 1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

а) автомобильные дороги федерального значения;

б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

в) автомобильные дороги местного значения;

г) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

1.2. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

— соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

— включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

1.3. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

— соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

1.4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

1.5. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

1.6. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

1.7. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

1.8. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

1.9. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

1.10. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

1.11. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

а) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

б) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

в) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

г) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

д) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

1.12. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

1.13. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в пунктах 1.11 – 1.12 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

2. Категории автомобильных дорог.

2.1.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

2.2.  Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

2.3. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.

2.4. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

2.5.  Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.

2.6. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения; б) ширины полосы движения; в) ширины обочины; г) наличия и ширины разделительной полосы;

д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

2.7. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к данному постановлению Правительства РФ (таблица 1).

Таблица 1.

Параметры элементов

автодороги

Класс автомобильной дороги

авто- маги-

страль

скоро- стная автодорога

обычная автодорога (нескоростная автодорога)

Категории

II

III

IV

V

Общее число полос движения, штук

4 и более

4 и более

4 и более

4 или 2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,5 — 3,75

3,5 — 3,75

3,25 — 3,5

3,0 — 3,25

3,5 — 4,5

Ширина обочины (не менее), м

3,75

3,75

3,25 — 3,75

2,5 — 3,0

2,0 — 2,5

1,5 – 2,0

1,0 — 1,75

Ширина разделитель ной полосы, м

6

5

5

Пересечение с автодорогами

в разных уровнях

в разных уровнях

Допускается в одном уровне с авто дорогами со светофорами не чаще чем через 5 км

в одном уровне

в одном уровне

в одном уровне

в одном уровне

Пересечение с железными дорогами

в разных уровнях

в разных уровнях

в разных уровнях

в разных уровнях

в разных уровнях

в одном уровне

в одном уровне

Доступ к дороге с примыкаю щей дороги в одном уровне

не допус- кается

допуска ется не чаще чем через 5 км

допускается не чаще чем через 5 км

допус кается

допус кается

допус кается

допус кается

Максимальный уровень загрузки дороги движением

0,6

0,65

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

3. Автомобильные дороги в зависимости от расчетной интенсивности движения по СНиП 2.05.02 — 85 по состоянию на 1 июля 2013 года подразделяются на следующие категории:

Категория автомобильной дороги

Расчетная интенсивность движения, приведенных ед./сут.

(автомагистраль)

Св. 14000

(скоростная дорога)

Св. 14000

Обычные дороги (нескоростные дороги)

Св. 14000

II

Св. 6000

III

Св. 2000 до 6000

IV

Св. 200 до 2000

V

До 200

Примечание: коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковому автомобилю, значение для которого принято за 1, указаны в гост 2.05.02-85 в редакции на 1 июля 2013 года.

Автотранс-консультант.ру.

avtotrans-consultant.ru

Классификация автомобильных дорог

Категория:

   Устройство автомобильных дорог

Классификация автомобильных дорог

Автомобильной дорогой называется комплекс сооружений, предназначенных для перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглогодичное непрерывное, безопасное и удобное движение транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками. В состав автомобильной дороги входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, тоннели, трубопроводы, подпорные стенки. Дорогу оборудуют дорожными знаками, площадками отдыха, станциями заправки топливно-смазочными материалами и сооружениями для стоянок.

Автомобильные дороги подразделяют на следующие группы.

Дороги общегосударственного значения соединяют между собой столицы союзных республик, крупные промышленные и культурные центры, курорты союзного значения, а также столицу СССР с крупными центрами соседних государств. Эти дороги отличаются высшим техническим совершенством. Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные и экономические центры союзных республик, краев и областей со столицей союзной республики и между собой.

Дороги местного значения делятся на дороги краевого, областного, районного значения и дороги хозяйственные или ведомственные. Ведомственные дороги предназначены для сообщения между колхозами, совхозами, заводами. Дороги местного значения обслуживают отдельные хозяйства и ведомства. Дороги и улицы населенных мест используют для транспортной связи в границах населенных пунктов. Некоторые из этих дорог и улиц могут служить для транзитного транспортного движения.

По техническому уровню автомобильные дороги разделяются на пять категорий (СНиП Н-Д.5—72). За основу классификации берется народнохозяйственное значение автомобильных дорог, интенсивность движения в сутки (табл. 1) или годовая грузонапряженность и другие показатели.

К I и II категориям относятся автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения, подъезды от крупных городов к портам.

Таблица 1. Основные технические показатели автомобильных дорог

К категории относятся дороги общегосударственного и республиканского значения, основные дороги областного значения, подъезды к населенным пунктам, портам, предприятиям.

К IV категории относятся автомобильные дороги областного или районного значения, дороги местного значения, подъездные дороги общей сети, промышленных предприятий, крупных строительных объектов, совхозов и колхозов. Для подъездных дорог промышленных предприятий, где используются автомобили особо большой грузоподъемности и размеров, установлена грузонапряженность 1 млн. т в год и.более для III категории и менее 1 млн. т в год для IV категории.

К V категории относятся дороги местного значения, дороги совхозов и колхозов.

Ширина проезжей части улиц и дорог устанавливается по (СНиП П-60—75) в зависимости от интенсивности движения в один час, но не менее указанной в табл. 2. Скоростные дороги предназначены для движения с расчетной скоростью 120 км/ч.

Таблица 2. Ширина улиц и дорог

Пропускная способность одной полосы движения проезжей части составляет, шт.: Легковых автомобилей – 600—1500; Грузовых – 300—800; Автобусов – 100—300;

Троллейбусов – 70—130.

Автомобильные дороги промышленных предприятий соединяют между собой площадки заводов, шахт, электростанций, карьеров. Строительство этих дорог входит в технологический процесс производства работ на предприятии. Эти дороги делятся на три вида: магистральные, производственные, проезды и подъезды.

Ширина проезжей части магистральных дорог составляет 7—15 м и обеспечивает проезд всех видов транспорта, производственных— 6—7 м. Последние соединяют цеха и другие объекты между собой и с магистральными дорогами. Ширина проезжей части проездов и подъездов равна 4,5—6 м.

Автомобильные дороги — это разной протяженности сооружения из грунтов и других дорожно-строительных материалов, предназначенные для проезда автомобильного транспорта и соединяющие между собой города, поселки, заводы, фермы и т. д. На автомобильный транспорт в настоящее время приходится до 75% перевози мых грузов, и с каждым годом удельный вес автоперевозок будет возрастать.

В зависимости от своего назначения автомобильные дороги подразделяются на союзные, республиканские, областные и местные. Есть еще дороги внутрихозяйственные, городские, промышленные, курортные. Если смотреть с точки зрения их оформления, обустройства, освеще ния и продолжительности их использования в году, то автомобильные дороги можно подразделить на авто-магистрали и местные дороги постоянного действия в течение года, сезонные, используемые только зимой (ледовые, зимники), и естественные, годные для проезда в определенное время года.

В СССР в настоящее время действует общая техническая классификация автомобильных дорог в зависимости от их значения и интенсивности движения. По СНиП П-Д.5-72 их делят на пять категорий.

Автомобильные дороги промышленных предприятий соединяют между собой площадки заводов, шахт, электростанций, карьеров. Строительство этих дорог входит в технологический процесс производства работ на предприятии. Эти дороги делятся на три вида: магистральные, производственные, проезды и подъезды.

Ширина проезжей части магистральных дорог составляет 7—15 м и обеспечивает проезд всех видов транспорта, производственных— 6—7 м.

Последние соединяют цеха и другие объекты между собой и с магистральными дорогами. Ширина проезжей части проездов и подъездов равна 4,5—6 м. Они предназначены для перевозок грузов неосновного производства.

Грузонапряженность проездов и подъездов составляет менее 600 тыс. т в год.

—-

Автомобильные дороги в зависимости от их значения в общей транспортной сети СССР и размера среднесуточной интенсивности движения делятся наследующие пять категорий: I — автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения с интенсивностью движения свыше 6000 автомобилей в сутки; II — автомобильные дороги общегосударственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения с интенсивностью движения от 3000 до 6000 автомобилей в сутки;

III — автомобильные дороги республиканского или областного значения, связывающие экономические и административные районы, промышленные и культурные центры и имеющие интенсивность движения от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;

IV—V — автомобильные дороги, имеющие, как правило, местное хозяйственное и административное значение.

Интенсивность движения для дорог IV категории составляет от 200 до 1000 автомобилей в сутки, а для дорог V категории — менее 200.

В зависимости от категории дороги автомобили могут двигаться по ним с различной скоростью. Эти скорости расчетные, по ним можно судить об основных параметрах дороги. Расчетные скорости движения автомобилей по дорогам составляют: для I категории — от 80 км/ч в горной до 150 км/ч в равнинной местности; для II категории— соответственно от 60 до 120 км/ч-, для III категории — от 50 до 100 км/ч-, для IV категории — от 40 до 80 км/ч и для V категории — от 30 до 60 км/ч. В зависимости от категории дороги и расчетной скорости движения определяются основные параметры земляного полотна и проезжей части дороги.

В СССР приняты следующие основные параметры земляного полотна и проезжей части для дорог различных категорий (табл. 1).

Дороги строятся с различными типами дорожных одежд и проезжей части. Выбор того или иного типа покрытий и конструкции Дорожной одежды производится исходя из транспортно-эксплуатационных требований, категории дороги, состава и интенсивности движения, климатических условий и наличия местных строительных материалов.

В целях повышения экономической эффективности капитальных вложений иногда строят дорожные одежды и покрытия стадийно, т. е. строят дорожные одежды и покрытия переходного типа с последующим их переводом в более высший класс.

В нашей стране приняты следующие основные типы покрытий: усовершенствованные капитальные: а) цементобетонные — монолитные и сборные; б) асфальтобетонные — укладываемые в горячем и теплом состоянии; из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанные в смесителях вязкими битумами или дегтями; в) мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании; усовершенствованные облегченные: а) из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими; б) из холодного асфальтобетона; в) из грунта, обработанного в установке вязкими битумами; переходные: а) щебеночные из естественных каменных материалов и шлаков, а также гравийные; б) из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими; в) мостовые из булыжного и колотого камня;

низшие покрытия: грунтовые, укрепленные различными местными материалами.

На дорогах I категории строят проезжую часть с покрытиями капитального типа. Асфальтобенные и цементобетонные покрытия рименяют в основном на дорогах с интенсивным и тяжелым движением.

Асфальтобетонные покрытия укладывают из зернистых смесей, обеспечивающих прочность, долговечность и достаточное сопротивление покрытия сдвигу, а также шероховатую поверхность без поверхностной обработки.

Цементобетонные покрытия укладывают в районах, недостаточно обеспеченных местными каменными материалами, при наличии тяжелого движения, при неблагоприятных грунтово-гидрологичес-ких условиях.

Мостовые из брусчатки, мозаиковой плитки и бетонных плит применяют на участках дорог в пределах населенных пунктов, высоких насыпей и других местах, где возможны осадки земляного полотна.

Брусчатые и мозаикввые мостовые укладывают в местах с движением гусеничных машин.

На дорогах II—III категорий строят капитальные и облегченные усовершенствованные покрытия, в зависимости от интенсивности движения.

Покрытия из холодного асфальтобетона, из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими (битумы, дегти, эмульсии), строят при интенсивности движения от 1500 до 3000 автомобилей в сутки.

Покрытия из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими вяжущими, устраивают при интенсивности движения 500 автомобилей в сутки.

На дорогах III—IV категорий строят покрытия переходного и низших типов в основном из местных естественных материалов, отходов промышленности или из укрепленных различными способами грунтов.

Для предохранения от разрушений дорожных одежд делают износоустойчивый защитный слой путем двойной поверхностной обработки. Поверхностная обработка включает в себя следующие работы: подготовку обрабатываемой поверхности, обычно планировку основания; розлив вяжущего материала, выполняемый автогудронаторами, распределение каменного материала при толщине слоя в одну щебенку, разравнивание распределенного материала и его уплотнение. При двойной и тройной поверхностных обработках эти операции выполняются соответственно 2 или 3 раза.

Реклама:
Читать далее: Элементы автомобильных дорог

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также