(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Т 34 калибр


Т-34-76: танк, технические характеристики (ТТХ), лобовая часть башни, конструкция, приборы наблюдения, вес

Советский средний танк Т-34 76 стал важнейшей боевой единицей СССР в годы Великой Отечественной войны, благодаря большому количеству успешных конструкторских решений и находок.

Конечно, нельзя говорить о том, что Т-34 получился идеальной машиной, но простота устройства, легкость в ремонте и удивительная неприхотливость в бою позволили стать по-настоящему великим оружием. Безусловно, не без героизма отечественных танкистов, которые нередко жертвовали собой и проявляли чудеса русского духа и смекалки.

История создания

В 1937 году советское руководство сформулировало общие принципы построения нового танка для войск. Главенствующую роль для глубокой модернизации имеющихся бронетанковых войск послужило быстрое развитие в мире противотанковых систем.

Легкобронированные машины СССР – Т-26 и БТ-5 в гражданской войне в Испании незадолго до кровопролитных боев Второй Мировой войны показали крайне слабые качества на поле боя. У них была откровенно тонкая броня, которая не выдерживала даже попадания из 37мм орудий. Еще одной опасностью оказалось использование бензиновых двигателей, которые выделяли пары, способные легко воспламениться от малейшей искры.

Разумеется, руководство СССР постаралось учесть ошибки прошлых проектов, и сразу сделало подробное техническое задание для новой машины.

В 1938 году было принято решение изготовить прототипы (проекты получили название А-20 и А-32) и провести их испытания.

В 1939 году эти испытания стартовали. Выяснилось, что А-32 с большей броней, чем на А-20, а также пушкой калибра 76мм, имеет лучшие характеристики. К тому же, он обладал достаточным потенциалом для дальнейшей модернизации.

К марту 1940 года было поручено изготовить два предсерийных танка, которые получили название Т-34 образца 1940-го года. Но встречается еще одно обозначение – Т-34-76 — по калибру основного орудия.

Проект возложили на плечи Харьковского Паровозостроительного Завода. Главными конструкторами стали знаменитый отечественный специалист Михаил Ильич Кошкин и Адольф Дик. Последнего позже арестовали из-за задержки оформления технической документации, поэтому работы продолжил Кошкин.

Орудие для первых двух опытных танков разработали два завода: Л-11 – в Ленинграде и Ф-32 – в Горьком.

Отличия в калибре не было, но вот пушка Ф-32 оказалась с большим (по длине) стволом. Заметили это уже после сборки (надо сказать, что выступающий за носовую броню край ствола приводил к тому, что машина могла упереться в грунт при преодолении окопов и рвов). Менять ничего не стали, поэтому первые два образца имели разные по длине стволы.

В феврале-марте 1940 года серийные образцы проходили испытания на полигоне в районе Харькова. А 6 марта Т-34-76 за 6 дней своим ходом и по бездорожью преодолели почти 750 км от Харькова до Москвы. Таким образом, руководство продемонстрировало надежность новой машины (и набрали необходимый километраж, необходимый для испытаний).

Высшие чины отметили такой неординарный ход, и 31 марта 1940 года было принято решение производить танк серийно для нужд армии. Кстати, машины добирались обратно в Харьков тем же путем.

Т-34 76 – настоящий символ Великой Отечественной войны. Благодаря отличной проходимости, маневренности и надежности, простоте сборки, машина за годы конфликта стала самым массовым танком.

Конструкция

Танк Т-34 76 оказал важнейшее влияние на ход Второй Мировой войны за счет уникальных для своего времени конструкторских решений. Впервые на среднем танке установили длинноствольное орудие. Этот ход дал возможность значительно превосходить все существующие на тот момент аналоги по начальной скорости снаряда (612 м/сек) и, соответственно, пробивной силе.

Одним из главных конструкторских ходов в Т-34-76 считается удивительно оптимальное сочетание углов наклона лобовой и боковой брони.

Благодаря этому получилось увеличить живучесть танка. Большую конструкторскую победу помогла одержать дизельная силовая установка, которая выдавала 500 л.с. (19,2 л.с. на тонну веса), что являлось передовым показателем того времени.

Вместе с очевидными плюсами, Т-34 обладал и недостатками. В нем было заложено проектом мало место для экипажа. У командира танка и механика был плохой обзор. Да и расположенной на лобовой броне люк для механика-водителя оказался большой конструктивной ошибкой, так как повышал уязвимость танка. Не меньшие проблемы причиняла трансмиссия, которая часто выходила из строя.

Нередко из-за особой спешки в производстве (по понятным причинам, ведь страна была в состоянии войны), с завода сходило много брака и откровенных недоделок. Это тоже накладывало отпечаток на общую надежность машины.

Компоновка танка была классической. В корме располагался двигатель, в передней части — место механика-водителя и стрелка-радиста. Место командира танка было в башне, слева от орудия. Он выполнял функции наводчика. Справа от орудия располагался заряжающий. Всего в экипаж машины входило 4 человека.

Носовая часть корпуса танка защищалась 45-мм броней.

На люке для механика-водителя устанавливался перископический смотровой прибор. Курсовой пулемет защищался бронированным колпаком. Весь корпус выполнялся из сваренных между собой восьми катанных бронированных листов. Шесть из них монтировались под разными уклонами к вертикали (лобовые – 53° и 60° к горизонту, боковые верхние – 40°, задняя часть – 45° и 47°). И только боковая нижняя броня делалась строго вертикальной.

Задняя и боковая броня составляла 40 мм в толщину. Позднее ее усилили, сделав на 5 мм толще. Верхняя часть корпуса под башней варьировалась по толщине от 16 до 20 мм. Днище – 13 мм.

Укоренившееся в сознании обывателя литая башня танка не соответствует действительности. Башни отливали только для тяжелых танков, типа КВ1 и ИС-2, а их было мало.

Для Т-34-76 делалась сварная башня из катанных бронелистов. В верхней части предусматривался люк для экипажа, а также вентиляционное отверстие и перископический прицел ПТ-6. Боковые и задние листы устанавливались под углом в 30°. Кормовая часть защищалась съемной броневой панелью, которая была необходима для замены и ремонта орудия. Толщина лобовой брони башни равнялась 45 мм.

Танк получил пять пар опорных катков. Ведущие колеса располагались сзади. Мелкозвенчатые гусеницы выполнялись по той же технологии, что и для танка БТ. Однако по ширине превосходили прототип и достигали 550 мм.

Танк получил орудие Л-11 калибром 76 мм с длиной ствола 2,32 метра.

Боекомплект орудия составлял 77 выстрелов, а на самые массовые модели 1942-1944 годов был расширен до 100 снарядов (благодаря оптимизации технологии укладки). Пушка ставилась на цапфы в передней части башни в паре с пулеметом ДТ калибра 7,62 мм (такой же был в носовой части корпуса).

Запас патронов к пулеметам составлял 2898 или 3087 штук (а на моделях без радиостанции достигал 4725 штук).

Технические характеристики Т-34 76 в сравнении с аналогами

Конечно, главными противниками Т-34 76 на полях сражений были немецкие танки. Самые массовые из них — средние Т-III и Т-IV. Американский же «Шерман» считается очень похожим на советский танк, но с рядом собственных решений.

 Т-34 76Pz.Kpfw.IIIAusf.JPz.Kpfw.IVAusf.F2M4A2 Sherman
Длина, м5,925,4955,895,918
Ширина, м32,952,882,616
Высота, м2,412,52,52,68 2,743
Вес, т25,621,623,631,87
Лобовая броня, мм45, поздние версии – 5230+205051
ВооружениеПушка 76 мм и 2 пулемета ДТ, 7,62 ммПушка 50 мм и 2 пулемета Mg-347,92 ммПушка 75 мм и 2 пулемета Mg-34, 7,92Пушка 76 мм, 1 пулемет 12,7 мм и 2 пулемета 7,62 мм
Двигатель, мощность, л.с.500285250375
Максимальная скорость, км/ч55404048
Дальность хода, км300155210241
Экипаж, чел.4555

Главным козырем Т-34 и отечественные, и зарубежные эксперты считают удачную пушку, которая отличалась оптимальным сочетанием надежности, пробивной силы и скорострельности.

Также советская машина обладала удачными габаритами и меньшей броней, чем аналоги, отчего оставалась маневренной на поле боя. Хороших слов заслужил двигатель, который из-за своей экономичности и тяги позволял развивать большую скорость.

Модификации и боевое применение

Т-34-76 выпускались вплоть до 1944 года. Всего собрали 35330 машин образца 1940. На их базе также делали самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Конечно, основное применение Т-34 развернулось в годы Великой Отечественной войны. На момент начала военных действий в армии насчитывалось 1225 единиц. В ходе войны производство было переориентировано в Челябинск и Свердловск (ныне Екатеринбург). Одним из важнейших достижений Советского Союза, возможно, сыгравшим ключевую роль в победе – массовый выпуск Т-34 76.

Свое главное сражение танк принял на Курской дуге, где с обеих сторон принимали участие около 6000 танков.

Машина стала легендарной, потому что отвечала основным требованиям того времени и не отличалась сложностью конструкции. Однако сам танк без экипажа – кусок железа. Самоотверженность наших танкистов использовавших технические характеристики Т-34-76 сделала его одним из символов самой страшной войны человечества.

Видео

warbook.club

Т 34 76 советский танк, технические характеристики ТТХ, обзор схемы строения, мощность двигателя и калибр пушки с фото и видео

29.04.2019

Танк Т-34 76 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой, вобравшим в себя все лучшие качества этих боевых машин. Он был признан лучшим для своего времени не только советскими военными, но даже их противниками, которые непосредственно сталкивались с этим танком в боевых условиях.

Из истории танка Т-34

Немецкие танкисты в сорок первом году не могли ничего противопоставить танку Т-34 76 с его отменной броней и серьезной огневой мощью. Помимо оптимальных характеристик для военного времени, танк отличался достаточно простой конструкцией, высокой технологичностью и приспособленностью к ведению боя в различных условиях. Танк с легкостью ремонтировался в полевых условиях, что несомненно стало его огромным плюсом. До появления на вооружении Германии «Тигров», «Пантер» и «Фердинандов» советский Т-34 был смертельной угрозой для немцев. Т-34 вступал в тяжелейшие бои и зачастую выходил из них победителем.

Разработка Т-34 76

Спроектировали и собрали Т-34 в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. Занималось им не только знаменитое конструкторское бюро М.И. Кошкина, в работе участвовало также КБ Адольфа Дика. Технический проект в этом бюро подготовили с опозданием на целый месяц, из-за чего А. Дик был арестован. В итоге ответственным за проект стал только М. Кошкин. В процессе работ конструкторы создали два варианта движителей танка: колесно-гусеничный и гусеничный, в итоге предпочтение отдали второму. В марте сорокового года два образца нового танка доставили на Ивановскую площадь Кремля, чтобы продемонстрировать его военной комиссии и правительству. Стоит отметить, что для этого новые боевые машины своим ходом преодолели целых 750 километров от Харькова и до Москвы, двигаясь они по бездорожью, и тем самым показав отличную проходимость. В конце марта танки начала выпускать советская промышленность.

К началу Великой Отечественной войны танк Т-34 был лучшей в мире машиной, подвижной, несложной в производстве, с противоснарядной броней и мощной 76 миллиметровой пушкой, способной пробить любой немецкий танк образца сорок первого года. 37-миллиметровые пушки немцев были практически бессильны против «тридцатьчетверки». С 1941 года для Вермахта начали выпускать «Panzer III», большая часть которых была оснащена 50 миллиметровой пушкой, уже более эффективной против брони Т 34. Но пробитие обеспечивалось на расстоянии был не более шестисот метров, и только если стреляли подкалиберным снарядом, а вот пушка Т-34 могла пробить броню ранних модификаций «Panzer III» с двух тысяч метров. Позднее появились модификации Panzer с 60 и 50 миллиметрами брони, но ее Т-34 пробивал бронебойными снарядами с расстояния в полторы тысячи метров. Даже более поздние и укрепленные модели «Panzer III» Ausf.M и Ausf.L с 70-миллиметровой броней могли быть пробиты «тридцатьчетверкой» с расстояния в пятьсот метров.

Стоит отметь и 45 миллиметровую броню Т-34, которая благодаря своей наклонной конструкции нередко провоцировала рикошеты при обстреле с дальних дистанций, что сильно затрудняло борьбу с этим танком. Но у Т-34 были и недостатки – плохой обзор и не очень надежная трансмиссия. Кроме того, боевое отделение было достаточно тесным и сильно стесняло работу экипажа.

Устройство танка

Сначала о Т-34 76 в общих чертах:

  • Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
  • Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
  • Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 55 километров в час;
  • Экипаж — четыре человека;
  • Было выпущено около 20 000 штук.

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.

Ходовая часть

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков. Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Подъем танка Т-34 76

Видео: танк Т-34 76 в действии

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

militaryarms.ru

10. 85-мм танковые пушки для танка Т-34 / Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945 / Библиотека (книги, учебники и журналы) / Арсенал-Инфо.рф

10. 85-мм танковые пушки для танка Т-34

Попытки снабдив средний танк Т-34 пушкой калибра 85-мм предпринимались с весны 1943 г. В течение марта-октября 1943 г. руководство НКВ и НКТП. по крайней мере, шесть раз рассматривали проекты подобных артсистем.

В частности, на Гороховецком полигоне в сентябре 1943 к проходила испытания пушка ЗИС-7 конструкции ОКБ № 92 (разработанная пол руководством А.Савина), установленная в штатной башне Т-34/76. При этом сама установка орудия была nepepaботана. Цапфы выдвинуты вперед на 210 мм, а для прикрытия противооткатных приспособлений в передней части башни появилась дополнительная бронекоробка. Для уравновешивания орудия на его люльке закрепили массивный груз, а для уравновешивания всей башни на се кормовой части болтами прикрепили чугунную чушку. Испытания орудия закончились неудачно и работы с ним были прекращены.

Второй проект установки 85-мм пушки Д-5 в штатной башне Т-34, но на погоне тапка KB-I, спроектрованный Уралмаш заводом, получил индекс У-37, но ввиду перепрофилирования предприятия изготовленный опытный образен башни до испытаний допущен нс был.

Схема установки 85-мм танковой пушки Д-5 в башне танка Т-44 (первый вариант)

Тело орудия ЗИС-С-53 на козлах. ЦАКБ, 1945 г.

С принятием решении об увеличении диаметра круга обслуживания башни Т-34 до 1600 мм и размеров самой башни, возобновился интерес к вооружению танка 85-мм орудием. Установленная в увеличенной башне пушка Д-5 (принятая на вооружение танка ИС и самоходной установки СУ-85), казалось, должна была решить все проблемы, но... Прекрасные массо-габаритные характеристики орудия решались за счет большей сложности конструкции. Однако не только сложность стала «камнем преткновении» на пути Д-5Т в башню Т-34. Конструктивными особенностями пушки Д-5 было то, что тормоз отката и накатник орудия располагались над стволом (подобно немецкой штурмовой пушке StuK 40). но за основной башенной броней; цапфы ее (для лучшего уравновешивания) были сдвинуты вперед, а казенная часть, таким образом, оказываюсь довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Во время движения танка даже на малой скорости натренированные заряжающие, пытаясь осуществить заряжание, по нескольку раз ударили головной частью снаряда в казенную часть орудия. В то же время при остановке танка заряжание удавалось производить довольно быстро. Те же проблемы остались и в установке Д-5 в башне прототипа танка Т-44, хотя она имела значительно уширенный (1800 мм) погон. Пушку не приняли на вооружение танков Т-34/Т-44. но...

Приказ о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34 был отдан ЦЛКБ в конце октября 1943 г. (сразу после окончания испытаний в танке орудия Д-5). Серийное производство нового орудии должно было начаться на заводе № 92 с 1 марта 1944 г., а до тех пор в Т-34 в качестве временной меры разрешалось устанавливать орудие Д-5Т. Планом предусматривалось изготовление до 1 марта 1944 г. не менее 400 85-мм орудий Д-5Т (250 шт. для КВ-85 и ИС и 150 шт. для Т-34), но реально их массовое производство в 1943 г. развернуто не было. Вместо 50 орудий Д-5Т, которые должен был подать завод № 9 для танка Т-34 в декабре 1943 г., завод подал всего 10 шт. В 1944 г. положение улучшилось незначительно и для вооружения Т -34 завод подал еще около 100 орудий.

Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34. ЦАКБ, совместное заводом № 92, быстро провели комплекс проектных работ и к 10 декабря 1943 г. на полигоне ЦЛКБ были отстреляны две артсистемы калибра 85-мм С-50 и С-53.

Орудие С-50 (В.Мещанинов, Л.Боглевский. В.Тюрин), имевшее увеличенную баллистику (нач. скорость ББ снаряда — 920 м/с) оказалось не столь удачным. Да и боеприпасов к нему не нашлось.

С-53 выгодно отличалась от аналогов простой конструкцией и надежностью. Создавая ее, группа в составе И.Иванова. Г.Шабирова и Г.Сергеева несколько отошла от привычной компоновки орудия Ф-34. Теперь тормоз отката и накатник переместились под основание затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенным срезом и задней стенкой башни. Коэффициент использования металла в С-53 был очень высоким, а ее стоимость оказалась ниже, чем Ф-34 и уж тем более Д-5Т. В течение 2-х месяцев для производства пушки была подготовлена вся необходимая конструкторско-технологическая документация и 5 февраля 1944 г. пушка пошла в валовое производство.

Танк Т-34-85М, вооруженный 85-мм орудием С-53 перед испытаниями. 1945 г.

Серийный танк Т-44А выпуска 1944 г., вооруженный 85-мм пушкой С-53 на государственных испытаниях. Лето 1944 г.

Летом 1944 г. ОКБ № 92. по согласованию с ЦАКБ. провело ряд мероприятий по совершенствованию конструкции орудия. Во-первых, была увеличена толщина стенок ствола, что вызвало необходимость усиления салазок и люльки. Для улучшения баланса такого «упрочненного» орудия, его цапфы незначительно сдвинулись вперед. Кроме того, в тормозе отката изменился профиль веретена, упростился копир. Введена новая кнопка элекромагнитного спуска. Небольшие изменения коснулись также бронемаски пушки. Орудие получило новый индекс ЗИС-С-53 и с 28 октября 1944 г. было принято на вооружение. По простоте конструкции, надежности и стоимости орудие ЗИС- С-53 оставило далеко позади любую танковую артсистему, выпускаемую в СССР в годы войны.

Проблемы с недостаточной бронепробиваемостью 85-мм орудия разрешились с освоением в 1944 г. для него подкалиберного снаряда БР-365П.

Схема установки 86-мм танковой пушки ЗИС-С-53 в башне танка Т-44

arsenal-info.ru

Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76)

Характеристики приведены для двух модификаций танка Т-34 — образца 1940 г. и образца 1942-43 г. Где они разнятся, характеристики указаны через дробь.

Анализируя опыт гражданской войны в Испании, советское руководство пришло к простому выводу: не смотря на то, что советские танки Т-26 и БТ-5 превосходят немецкие по всем параметрам, общая проблема и тех и других заключается в довольно слабом бронировании, без проблем пробиваемом 45-мм и даже 37-мм пушками. Также, чрезвычайно опасной и капризной в боевых условиях частью танка оказался бензиновый двигатель — пары бензина легко воспламенялись (а если учесть, что авиационный «либерти» БТ-5 питался только высокооктановым топливом…), после чего участь танка была предрешена.

Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену существующих танков серии БТ (чтобы не повторяться, читайте статью о непростом пути от БТ-7 к Т-34).

Т-34 образца 1940 г. «Округлые» контуры и маленькая башня выделяют его на фоне других моделей

6 марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона в Харькове и спустя 6 дней, 12 марта, первый из них прибыл в подмосковный Серпухов. Машины проделали впечатляющий путь своим ходом, практически идя по прямой, через совершенно непроходимые места. Этот беспримерный поход был задуман как самое красноречивое доказательство надежности новой машины и своё дело он сделал.

31 марта 1940 г. Государственный комитет обороны принял решение о серийном производстве среднего танка Т-34.

Примечание: правильнее звучит конечно «Т-34 образца 1940 г.», но для простоты его часто называют Т-34-76 из-за калибра пушки. В то время как Т-34 образца 1943 г., по тому же принципу зовут Т-34-85.

Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.

Танк имел компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение — в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.

Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист.

Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60° к горизонтал­ьной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40° и имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов.

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища — 20 мм.

Трансмиссия Т-34-76 состояла из четырехсту­пенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.

Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.

Башня танка Т-34 обр.1940 г.

Башня танка первоначально изготавлив­алась из 45-мм броневых плит, 13-мм и 15-мм стальных листов сварным способом, она имела форму близкую к шестигранной, толщина боковых, лобовой и кормовой бронеплит достигала 45-мм, крыша башни изготавливалась из 15-мм стальных листов, днище — из 13-мм.

В конце 1940 г. башни Т-34 стали изготавливаться методом литья, крыша башни по прежнему выполнялась из 15-мм стальных листов и крепилась к башне с помощью сварки. Толщина стенок литой башни в лобовой, кормовой и боковых проекциях достигала 52-мм.

Т-34 образца 1942 года. Обратите внимание на характерную пушку — отличительный признак этой модели

С 1942 на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне ОАО «Уралмашзавод» г. Екатеринбург) была разработана и серийно выпускалась башня выполненная методом штамповки (т.н. «штампованная » башня), отличавшаяся от других по внешнему несколько скругленной формой граней. В конце 1942 г. был разработан улучшенный вариант башни. По форме она приближалась к правильному шестиугольнику, за что и получила неофициальное название «гайка» и имела увеличенный внутренний объем.

С 1943 г. на новые башни стали устанавливать командирские башенки. На башне танка с обоих бортов были установлены перископические смотровые приборы (до начал 1942 — смотровые щели), на рабочем месте командира танка был установлен дополнительный поворотный перископический смотровой прибор расположенный на крышке люка, кроме этого в распоряжении командира была танковая панорама ПТ-К, впоследствии замененная оптическим перископическим прицелом ПТ-4-7. На рабочем месте механика — водителя имелись три неподвижных перископических смотровых прибора, один из которых располагался по ходу движения, а два других по бокам люка механика — водителя под углом 60° к оси машины.

На танке устанавливался специально разработанный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, имевший V — образную форму и жидкостное охлаждение. Двигатель был разработан на ХПЗ (завод № 183) под руководством главного конструктора К.М. Чеплана. Интересно, что в 1941-1942 гг. из-за недостатка дизельных двигателей более чем на 1000 танков были установлены авиационные карбюраторные двигатели М-17Т, ранее применявшиеся для танков БТ-7.

Снова Т-34 образца 1940 г. Обратите внимание на люк — большой и трапецевидной формы. В поздних моделях люки стали круглыми.

Вооружение танка Т-34 образца 1940 г.

На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали 76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод») с 1940 по 1944 гг.

С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2.

Пулеметное вооружение танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в башне справа от орудия, другой — на рабочем месте стрелка — радиста в лобовой бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:

  • выстрел с калиберным бронебойным снарядом: БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП;
  • выстрел с подкалиберным снарядом БР-354П;
  • выстрелы с осколочно-фугасными гранатами: ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354.

Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными снарядами и картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили.

Т-34-76 образца 1943 г. Поздний выпуск — видно, что в отличие от прошлых моделей у танка большая «шестигранная» башня с командирской башенкой

На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности 15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3.

Модификации и спецмашины на базе танка Т-34 образца 1940 г.

На базе танка Т-34-76 были разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в производстве своего предшественника, самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Серийное производство Т-34-76 продолжалось до весны 1944 г., всего было выпущено 35 467 танков этого типа.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru


Смотрите также