Услуги и цены
Записаться
Появилась возможность записаться он-лайн!Этапы обучения
Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.
Простое зарядное устройство своими руками
Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Запуск двигателя автомобиля производит стартер при помощи аккумуляторной батареи. Эта важная деталь с течением времени и в зависимости от температурных условий способна разряжаться и терять емкость. Иногда севшая АКБ застает автолюбителя врасплох, но исправить ситуацию поможет зарядное устройство, которое можно купить в любом автомагазине.
При недостатке денежных средств или увлечении сборкой полезных устройств своими руками, такой прибор без труда собирается самостоятельно.Большое число автолюбителей предпочитают изготовить зарядку для АКБ своими руками по следующим причинам:
- Низкая себестоимость из-за дешевизны комплектующих.
- Простота эксплуатации и надежность.
Самодельная конструкция имеет и свои недостатки, такие как отсутствие у большинства схем различных режимов работы, функции автоматической зарядки и защиты от несоблюдения полярности. Но для многих владельцев авто они отходят на второй план по причине того, что устройство успешно справляется с зарядкой АКБ в течение 10 часов.
Принцип действия
Электрогенератор автомобиля способен осуществлять зарядку аккумулятора до определенного уровня, что обеспечивается работой специального реле, пропускающего напряжение до 14,1 В.Пуско-зарядное устройство состоит из главных узлов – трансформатора и выпрямителя, которые преобразуют переменное напряжение 220 В, и подают ток тех же параметров до полного заряда батареи.
Что потребуется для изготовления?
Для сборки своими руками устройства зарядки АКБ, потребуются:
- Трансформатор TH61-22, в котором обмотки соединены последовательно. Он характеризуется КПД не ниже 0,8, и силой тока, не превышающей 6 А. Для этого хватит устройства, мощность которого 150 Вт. Трансформатор на вторичной обмотке должен выдавать напряжение до 20 В с силой тока 8 А. Если не удалось найти готового устройства с необходимыми параметрами, можно использовать любой трансформатор нужной мощности, в котором своими руками перемотать вторичную обмотку, что позволит получать необходимые выходные характеристики тока.
- Конденсаторы серии МБГЧ, работающие с напряжением не менее 350 В, и поддерживающие переменное напряжение.
- Диоды, рассчитанные на ток около 10 А.
- Прибор для изменения напряжения. Для этого подходит амперметр, работающий с постоянным током, или электромагнитная головка, аналогичная М24.
Читайте так же: Делаем сварочный полуавтомат своими руками
Схема простого ЗУ
Одной из самых популярных пуско-зарядных устройств является прибор, собранный на конденсаторной схеме. Он отличается достаточно высоким КПД, не выделяет во время эксплуатации тепло, отличается стабильным током, не зависящим от заряда и колебаний подачи, и защищен от коротких замыканий.
Создать один из вариантов пуско-зарядного устройства своими руками можно согласно следующей инструкции:
- Выбирается подходящая схема прибора для зарядки аккумулятора (в данном случае конденсаторная).
- Подбирается подходящий корпус, в котором можно разместить плату с деталями прибора и трансформатор. Им может стать корпус миллиамперметра, из которого убирают содержимое кроме стрелочного компонента.
- Трансформатор крепят винтами на алюминиевую пластину, которая закрепляется к корпусу.
- Вовнутрь корпуса устанавливают текстолитовую пластинку, с закрепленными на ней конденсаторами, реле, и другими деталями.
- На корпус крепят регулятор напряжения и выводы для клемм.
- Снаружи крепят массивный алюминиевый радиатор для охлаждения силовых диодов, а также предохранитель и вилку для подачи питания.
- Шкала вольтметра может не подойти для необходимых измерений, и тогда на плотной основе изготавливается новая и клеится поверх существующей.
- Все детали соединяют друг с другом согласно схеме.
- Провода с «крокодилами», идущие от ЗУ к АКБ, должны быть не менее 1 мм в сечении.
Оценка эффективности
Большинство самодельных автомобильных пуско-зарядных устройств имеют простую схему, достаточно надежны, не отличаются высоким КПД, но со своей задачей справляются.При желании, эффективность прибора можно повысить за счет выбора более сложной схемы, которая даст возможность работы в различных режимах, в том числе и автоматическом, а также с функциями защиты от короткого замыкания, перегрева и перезаряда батареи.
Еще один вариант на видео
Другие варианты схем и их сборка
Существует множество вариантов автомобильных зарядок, схема, видео инструкция и порядок сборки которых широко представлены в сети.Наибольшей популярностью из-за простоты и эффективности пользуются следующие устройства:
Читайте так же: Тяговые подстанции - энергия для разных видов транспорта
Зарядное из корпуса БП компьютера. Подойдет блок питания, превышающий по мощности 150 Вт, так как чтобы зарядить АКБ, нужен ток, составляющий 10% от емкости аккумулятора. В конструкцию необходимо внести следующие изменения:
- Отсоединить ненужные выводы (-5 и +5 В, -12 и +12 В);
- Резистор R1 заменить на подстрочный с характеристикой 27 кОм;
- Напряжение +12 В снимается с верхнего вывода;
- Сзади ставят потенциометр-регулятор и выпускаются сетевой провод со шнурами и «крокодилами».
Похожий вариант показан на видео
Простая зарядка, изготовленная из 12-вольтового адаптера. В данном случае его схема не понадобится, но нужно учесть его выходное напряжение должно быть равно напряжению АКБ, иначе она заряжаться не будет. На провода адаптера одевают «крокодилы», в которых цветом или другим способом помечают полярность. Клеммы последовательно подключают к батарее и включают прибор.
Сложность выбора зарядки из адаптера заключается в правильности выбора источника питания. При его использовании возможен перегрев АКБ, и тогда процесс прерывают на некоторое время.Схожий вариант на видео
Зарядка из диода и лампы накаливания. Схема устройства включает в себя следующие элементы:
- Диод, пропускающий ток только в одну сторону. Альтернатива – блок питания ноутбука;
- Лампа накаливания, мощностью до 200 В. Чем она больше, тем зарядка проходит быстрее;
- Клеммы, повода и штекер.
Перед сборкой устройства желательно посмотреть видео, где показаны особенности подключения деталей и работы зарядного устройства. Так, при верной настройке, лампа будет светиться в пол канала. При полном заряде батареи лампочка может вовсе не гореть. Весь процесс занимает около 10 часов, после чего устройство обязательно отключается, чтобы не вызвать перегрев АКБ.
Читайте так же: Изучим устройство и принцип работы поршневого компрессора
Один очень простой вариант показан на видео
Защита от неправильной полярности
Часто встречающаяся проблема выхода из строя пуско-зарядного устройства – это его включение при неправильной полярности.Чтобы исключить проблему переполюсования контактов, схема прибора должна включать реле и диод, которые не пустят ток в неверном направлении, и неправильный заряд на аккумулятор идти не будет. При соблюдении полярности реле замыкается, и начинается зарядка. Такая схема актуальна для любых типов тиристорных или транзисторных устройств.
Настройка и запуск
При безошибочной сборке и годных элементах схемы, прибор сразу готов к эксплуатации, нужно только выставить порог напряжения переменным резистором.Регулировку устройства проводят в процессе зарядки, но правильнее заранее своими руками проверить и настроить участки регулирования и защиты при помощи тестера.
Запуск устройства производят в следующем порядке:
- Снятие автомобильного аккумулятора и очистка его от грязи и остатков кислоты.
- В АКБ выкручиваются пробки и проверяется уровень электролита. Если необходимо, то производят доливку воды.
- Регулятор пуско-зарядного устройства выставляется на нужное показание зарядного тока, контакты подключаются к аккумулятору с соблюдением полярности.
- Прибор включается, и в зависимости от степени зарядки АКБ производится периодическая регулировка силы тока до 100% зарядки аккумулятора.
В заключении еще один интересный вариант устройства
При недостатке опыта всегда можно отыскать видео в сети, где подробно описаны различные зарядные устройства, их схема и процесс сборки. Такой аппарат будет выполнять те же функции, что и произведенный на заводе, но по деньгам обойдется намного дешевле.
Делаем самостоятельно зарядные устройства для автомобильного аккумулятора
Сейчас нет смысла собирать самостоятельно зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов: в магазинах огромный выбор готовых устройств, цены на них приемлемы. Однако не будем забывать о том, что приятно что-то сделать полезное своими руками, тем более что простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора вполне можно собрать из подручных деталей, и цена его будет копеечной.
Единственное, о чем сразу стоит предупредить: схемы без точной регулировки тока и напряжения на выходе, которые не имеют отсечки тока по окончании заряда, пригодны для зарядки только свинцово-кислотных аккумуляторов. Для AGM и гелевых аккумуляторов использование подобных зарядок приводит к повреждению аккумуляторной батареи!
Как сделать простейшее трансформаторное устройство
Схема этого зарядного устройства из трансформатора примитивна, но работоспособна и собирается из доступных деталей – таким же образом сконструированы и заводские зарядные устройства простейшего типа.
По своей сути – это двухполупериодный выпрямитель, отсюда и требования к трансформатору: так как на выходе таких выпрямителей напряжение равно номинальному напряжению переменного тока, помноженному на корень из двух, то при 10В на обмотке трансформатора мы получим 14,1 В на выходе зарядного устройства. Диодный мост берётся любой с прямым током более 5 ампер или собрать его из четырех отдельных диодов, с теми же требованиями к току подбирается и измерительный амперметр. Главное – разместить его на радиаторе, который в простейшем случае представляет собой алюминиевую пластину не менее 25 см2 площадью.
Примитивность такого устройства – не только минус: за счет того, что у него нет ни регулировки, ни автоматического отключения, оно может использоваться для «реанимации» сульфатированных аккумуляторов. Но не нужно забывать и об отсутствии защиты от переполюсовки в этой схеме.
Читайте также: Характеристики автомобильных аккумуляторовГлавная проблема – где найти трансформатор подходящей мощности (не менее 60 Вт) и с заданным напряжением. Можно использовать, если подвернется советский накальный трансформатор. Однако его выходные обмотки имеют напряжение 6,3В, поэтому придется соединять две последовательно, одну из них отмотав так, чтобы в сумме на выходе получить 10В. Подойдет недорогой трансформатор ТП207-3, у которого вторичные обмотки соединяются следующим образом:
Отматываем при этом обмотку между клеммами 7-8.
Простое зарядное устройство с электронной регулировкой
Однако можно обойтись и без отмотки, дополнив схему электронным стабилизатором напряжения на выходе. К тому же такая схема будет удобнее в гаражном применении, так как позволит скорректировать ток заряда при просадках напряжения питания, ее используют и для автомобильных аккумуляторов небольшой емкости при необходимости.
Роль регулятора здесь выполняет составной транзистор КТ837-КТ814, переменный резистор регулирует ток на выходе устройства. При сборке зарядки стабилитрон 1N754A можно заменить советским Д814А.
Схема регулируемого зарядного устройства проста для повторения, и легко собирается навесным монтажом без необходимости в травлении печатной платы. Однако учтите, что полевые транзисторы размещаются на радиаторе, нагрев которого будет ощутим. Удобнее воспользоваться старым компьютерным кулером, подключив его вентилятор к выходам зарядного устройства. Резистор R1 должен иметь мощность не менее 5 Вт, его проще намотать из нихрома или фехраля самостоятельно или соединить параллельно 10 одноваттных резисторов по 10 ом. Его можно и не ставить, но нельзя забывать, что он защищает транзисторы в случае замыкания выводов.
При выборе трансформатора ориентируйтесь на выходное напряжение 12,6-16В, берите либо накальный трансформатор, соединив последовательно две обмотки, либо подбирайте готовую модель с нужным напряжением.
Видео: Самое простое зарядное устройство для АКБ
Переделка зарядного устройства от ноутбука
Однако можно обойтись и без поисков трансформатора, если под руками есть ненужное зарядное устройство от ноутбука – при простой переделке мы получим компактный и легкий импульсный блок питания, способный заряжать автомобильные аккумуляторы. Поскольку нам потребуется получить напряжение на выходе 14,1-14,3 В, ни один готовый блок питания не подойдет, однако переделка проста. Посмотрим на участок типовой схемы, по которой собраны устройства такого рода:
В них поддержание стабилизированного напряжения осуществляет цепь из микросхемы TL431, управляющей оптопарой (на схеме не показана): как только напряжение на выходе превышает значение, которое задают резисторы R13 и R12, микросхема зажигает светодиод оптопары, сообщает ШИМ-контроллеру преобразователя сигнал на снижение скважности подаваемых на трансформатор импульсов. Сложно? На самом деле все просто смастерить своими руками.
Вскрыв зарядное устройство, находим недалеко от выходного разъема TL431 и два резистора, связанные с ножкой Ref. Удобнее настраивать верхнее плечо делителя (на схеме – резистор R13): уменьшая сопротивление, мы уменьшаем и напряжение на выходе зарядного устройства, увеличивая – поднимаем его. Если у нас ЗУ на 12 В, нам понадобится резистор с большим сопротивлением, если зарядное на 19 В – то с меньшим.
Выпаиваем резистор и вместо него устанавливаем подстроечный, заранее настроенный по мультиметру на то же сопротивление. Затем, подключив к выходу зарядного устройства нагрузку (лампочку из фары), включаем в сеть и плавно вращаем движок подстроечника, одновременно контролируя напряжение. Как только мы получим напряжение в пределах 14,1-14,3 В, отключаем ЗУ из сети, фиксируем движок подстроечного резистора лаком (хотя бы для ногтей) и собираем корпус обратно. Это займет не больше времени, чем Вы потратили на чтение этой статьи.
Есть и более сложные схемы стабилизации, причем их уже можно встретить и в китайских блоках. Например, здесь оптопарой управляет микросхема TEA1761:
Однако принцип настройки тот же: меняется сопротивление резистора, впаянного между плюсовым выходом блока питания и 6 ножкой микросхемы. На приведенной схеме для этого использованы два запараллеленных резистора (таким образом получено сопротивление, выходящее из стандартного ряда). Нам нужно так же впаять вместо них подстроечник и настроить выход на нужное напряжение. Вот пример одной из таких плат:
Путем прозвонки можно понять, что нас интересует на этой плате одиночный резистор R32 (обведен красным) – его нам и надо выпаивать.
В Интернете часто встречаются похожие рекомендации, как сделать самодельное зарядное устройство из компьютерного блока питания. Но учитывайте, что все они по сути – перепечатки старых статей начала двухтысячных, и подобные рекомендации к более-менее современным блокам питания неприменимы. В них уже нельзя просто поднять напряжение 12 В до нужной величины, так как контролируются и другие напряжения на выходе, а они неизбежно «уплывут» при такой настройке, и сработает защита блока питания. Можно использовать зарядные устройства ноутбуков, выдающие единственное напряжение на выходе, они гораздо удобнее для переделки.
Как сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками?
Автоматические устройства представляют простую конструкцию, но очень надежную в работе. Создана их конструкция при использовании простого трансформатора без лишних электронных дополнений. Они рассчитаны на простую зарядку аккумуляторов любых транспортных средств.
Плюсы:
- Зарядка прослужит долгие годы при правильном использовании и должном ее обслуживании.
Минусы:
- Отсутствие какой-либо защиты.
- Исключение режима разрядки и возможности проведения восстановления аккумуляторной батареи.
- Тяжелый вес.
- Достаточно высокая стоимость.
Состоит классический зарядный прибор из следующих ключевых элементов:
- Трансформатор.
- Выпрямитель.
- Блок регулировки.
Такой прибор вырабатывает постоянный ток под напряжением 14,4в, а не 12в. Поэтому согласно законам физики, невозможно зарядить одно устройство другим, если напряжение у них одинаковое. Руководствуясь вышесказанным, оптимальным значением для такого устройства является 14.4 Вольта.
Ключевыми компонентами любого зарядного устройства считаются:
- трансформатор;
- сетевая вилка;
- предохранитель (осуществляет защиту от короткого замыкания);
- проволочный реостат (осуществляет регулировку силы зарядного тока);
- амперметр (показывает силу электрического тока);
- выпрямитель (преобразовывает переменный в постоянный ток);
- реостат (регулирует силу тока, напряжение в электрической цепи);
- лампочка;
- включатель;
- корпус;
Провода для подключения
Для присоединения любого зарядного устройства используют, как правило, красный и черный провода, красный – это плюс, черный – минус.
При выборе кабелей, для подключения зарядного или пускового устройства, необходимо выбирать сечение не меньше 1 мм 2.
Внимание. Дальнейшая информация выложена в ознакомительных целях. Все что вы захотите воплотить в жизнь, вы делаете на свое усмотрение. Неправильное или неумелое обращение с теми или иными запчастями и приборами приведет их в неисправность.
Посмотрев доступные виды зарядных устройств, перейдем непосредственно к изготовлению своими руками.
Зарядка для АКБ из блока питания компьютера
Для зарядки любого аккумулятора хватит 5-6 ампер-часов, это является около 10% от емкости всей батареи. Произвести его, может, любой блок питания емкостью от 150 Вт.
Итак, рассмотрим 2 способа самостоятельного изготовления зарядного устройства из компьютерного блока питания.
Способ первый
Для изготовления нужны следующие детали:
- блок питания, мощностью от 150 Вт;
- резистор 27 кОм;
- регулятор тока R10 или блок резисторов;
- провода длиной от 1 метра с клеммами;
Ход выполнения работ:
- Для начала нам потребуется разобрать блок питания.
- Извлекаем неиспользуемые нами провода, а именно -5в, +5в, -12в и +12в.
- Совершаем замену резистора R1 на заранее заготовленный резистор 27 кОм.
- Удаляем провода 14 и 15, а 16 просто отключаем.
- Из блока выводим сетевой шнур и провода к аккумуляторной батарее.
- Устанавливаем регулятор тока R10. В отсутствие такого регулятора, можно изготовить самодельный блок резисторов. Состоять будет он из двух резисторов 5 Вт, которые будут соединены параллельно.
- Для настройки зарядного устройства, в плату устанавливаем переменный резистор.
- К выходам 1,14,15,16 припаиваем провода, а резистором устанавливаем напряжение 13,8-14,5в.
- На окончание проводов присоединяем клеммы.
- Остальные ненужные дорожки удаляем.
Способ второй
Для изготовления нашего устройства по данному способу, потребуется блок питания немного мощнее, а именно на 350 Вт. Так как он может выдать 12-14 ампер, что удовлетворит наши потребности.
Ход выполнения работ:
- В блоках питания от компьютера импульсный трансформатор имеет несколько обмоток, Одна из них на 12в, а вторая на 5в. Для изготовления нашего устройства нужна только обмотка на 12в.
- Для запуска нашего блока потребуется найти зеленый провод и замкнуть его с черным проводом. При использовании дешевого китайского блока, возможно, там будет не зеленый, а серый провод.
- Если у вас блок питания старого образца с кнопкой включения, вышеуказанная процедура не нужна.
- Далее, составляем из желтых и черных проводов 2 толстые шины, а ненужные провода обрезаем. Черная шина будет минусом, желтая соответственно плюсом.
- Для повышения надежности нашего устройства можно осуществить замену местами диодов. Дело в том, что на 5в шине стоит более мощный диод, чем на 12в.
- Так как в блоке питания стоит встроенный вентилятор, то ему не страшны перегревы.
Способ третий
Для изготовления нам потребуются следующие детали:
- блок питания, мощностью 230 Вт;
- плата с микросхемой TL 431;
- резистор 2,7 кОм;
- резистор 200 Ом мощностью 2 Вт;
- резистор 68 Ом мощностью 0,5 Вт;
- резистор 0,47 Ом мощностью 1 Вт;
- реле на 4 контакта;
- 2 диода 1N4007 или подобные диоды;
- резистор 1кОм;
- светодиод яркого цвета;
- длина провода не менее 1 метра и сечением не меньше 2,5 мм 2, с клеммами;
Ход выполнения работ:
- Выпаиваем все провода кроме 4 черных и 2 желтых проводов, так как по ним поступает питание.
- Замкнуть перемычкой контакты, отвечающие за защиту от перенапряжения, чтобы наш блок питания не выключался от перенапряжения.
- Заменяем на плате с микросхемой TL 431 встроенный резистор на резистор 2,7 кОм, для установки выходного напряжения 14,4в.
- Добавляем резистор 200 Ом мощностью 2 Вт на выход с канала 12в, для стабилизации напряжения.
- Добавляем резистор 68 Ом мощностью 0,5 Вт на выход с канала 5в, для стабилизации напряжения.
- Выпаиваем транзистор на плате с микросхемой TL 431, для устранения препятствий при установке напряжения.
- Заменяем стандартный резистор, в первичной цепи обмотки трансформатора, на резистор 0,47 Ом мощностью 1 Вт.
- Собираем схему защиты от неправильного подключения к аккумулятору.
- Выпаиваем из блока питания ненужные части.
- Выводим необходимые провода из блока питания.
- Припаиваем клеммы к проводам.
Преимуществом такого самодельного устройства является отсутствие возможности перезарядки батареи.
Простейшее устройство с использованием адаптера

Теперь рассмотрим случай, когда в наличии нет ненужного блока питания, наш аккумулятор сел и его нужно зарядить.
У каждого хорошего хозяина или поклонника всяких электронных приборов, имеется адаптер для подзарядки автономной техники. Любой 12в адаптер, можно использовать для зарядки автомобильного аккумулятора.
Главным условием такой зарядки является не меньшее выдаваемое напряжение источником, чем у аккумулятора.
Ход выполнения работ:
- Необходимо отрезать разъем с окончания провода адаптера и счищаем изоляцию не меньше 5 см.
- Так как провод идет сдвоенный, необходимо его разделить. Расстояние между окончанием 2 проводов, должно быть, не меньше 50 см.
- Припаиваем или приматываем к окончаниям провода клеммы для надежной фиксации на аккумуляторной батарее.
- Если клеммы одинаковые, то нужно позаботиться о нанесении на них знаков различия.
- Самое большое неудобство этого способа заключается в постоянном контроле над температурой адаптера. Так как если адаптер перегорит, то это может вывести аккумулятор с рабочего состояния.
Зарядное устройство из диода и бытовой лампочки
Диод – это полупроводниковый электронный прибор, который способен проводит ток в одном направлении, имеет сопротивление, приравненное к нулю.
В качестве диода будет использован адаптер зарядки к ноутбуку.
Для изготовления такого вида устройства, нам потребуется:
- адаптер зарядки к ноутбуку;
- лампочка;
- провода длиной от 1 м;
Каждый зарядный прибор для автомобиля выдает около 20в напряжения. Так как диод его заменяет адаптер и пропускает напряжение только в одну сторону, он защищен от короткого замыкания, которое может случиться при неправильном подключении.
Чем больше мощность лампочки, тем быстрее происходит заряд аккумулятора.
Ход выполнения работ:
- К плюсовому проводу адаптера ноутбука подсоединяем нашу лампочку.
- От лампочки бросаем провод на плюс.
- Минус от адаптера напрямую подключаем к аккумулятору.
В случае правильного подключения, наша лампочка будет светиться, потому что ток на клеммах низкий, а напряжение большое.
Также, нужно помнить, что правильная зарядка предусматривает среднюю силу тока в пределах в 2-3 ампера. Подключение лампочки высокой мощности, приводит к повышению силы тока, а это, в свою очередь, пагубно влияет на аккумулятор.Исходя из этого, подключать лампочку высокой мощности можно только в особых случаях.
Этот способ предусматривает постоянное наблюдение и измерение напряжения на клеммах. Перезаряд батареи приведет к обильному выделению водорода, и она может выйти из строя.
При зарядке АКБ таким способом, постарайтесь находиться возле прибора, так как временное оставление его без присмотра может привести к выходу из строя прибора и АКБ.
Проверка и настройка
Для проверки нашего прибора необходимо наличие исправной автомобильной лампочки. Сначала, с помощью провода подключаем нашу лампочку к зарядке, помня о соблюдении полярности. Включаем зарядку в сеть и лампочка загорелась. Все работает.
Каждый раз, перед использованием самодельного заряжающего прибора, проверяйте его на работоспособность. Такая проверка исключит все возможности вывести из строя ваш аккумулятор.Порядок зарядки автомобильного аккумулятора
Довольно большое количество автовладельцев считают зарядку аккумулятора очень простым дело.
Но в этом процессе существует некоторое количество нюансов, от которых зависит продолжительная работа батареи:
Перед тем, как поставить батарею на зарядку, необходимо провести ряд необходимых действий:
- Используйте химически стойкие перчатки и очки.
- После снятия аккумулятора тщательно осмотрите его на признаки механических повреждений, следов вытекания жидкости.
- Выкрутить защитные крышки, для выхода выделяемого водорода, во избежание закипания аккумулятора.
- Тщательно присмотритесь к жидкости. Она должна быть прозрачная, без хлопьев. Если цвет жидкости темный и имеются признаки осадка, немедленно обращайтесь за помощью к специалистам.
- Проверить уровень жидкости. Исходя из действующих стандартов, на боковой стороне АКБ имеются пометки, «минимум и максимум» и если уровень жидкости ниже требуемого, необходимо его пополнить.
- Заливать необходимо только дистиллированную воду.
- Не включайте зарядный прибор в сеть, пока не подключены крокодилы к клеммам.
- Соблюдайте полярность при подсоединении крокодилов на клеммы.
- Если в процессе зарядки будут слышны звуки кипения, то отключите прибор от сети, дайте время остыть АКБ, проверьте уровень жидкости и после этого можно заново подключить зарядное устройство к сети.
- Следите чтобы, АКБ не перезаряжался, так как от этого зависит состояние его пластин.
- Проводите зарядку АКБ только в хорошо проветриваемых помещениях, так как в процессе заряжания выделяются токсические вещества.
- Электрическая сеть должна иметь установленные автоматы, отключающие сеть в случае ее замыкания.
После того, как вы поставите аккумулятор на зарядку, со временем ток будет падать, а напряжение на клеммах будет возрастать. Когда напряжение достигнет 14,5в – зарядку стоит прекратить выключением из сети. При достижении напряжения более 14,5в, аккумулятор начнет кипеть, а пластины освобождаться от жидкости.
Важно. Никогда не перезаряжайте свой аккумулятор, это может привести к потере его емкости и выходу из строя.
0,00, (оценок: 0) Загрузка...Простое зарядное устройство своими руками
Наверняка вы в курсе какая сейчас обстановка со светом в Крыму, по вечерам при выключении света вынуждены сидеть при лампах и светодиодных лентах. Но для того что бы их питать нужны аккумуляторы постоянно заряженные. Конечно, есть у меня зарядка на LM317, но ее не универсальность меня не утраивает, так как приходится заряжать разные типы АКБ. Среди которых и гелиевые, и LI-Ion и кислотные автомобильные АКБ.
Зарядное устройство, которое мне захотелось, должно заряжать все типы аккумуляторов, с напряжением зарядки до 15В и током до 4А. Самым подходящим для меня вариантом стало собрать два стабилизатора на компараторах. Стабилизатор тока и стабилизатор напряжения. Как для меня все просто, напряжение с выхода зарядки и датчика тока должно сравниваться с опорным напряжением. Основой схемы стал набор операционных усилителей LM324, обвязка к которому подбиралась неделю. И в одно прекрасное утро вышла рабочая схема

В разработке схемы мне очень помог MULTISLIM,как для начинающего самое оно. И если бы не он я бы до сих пор собирал бы эту схему. И спасибо ребятам с Радиокота, где была похожая схема, благодаря которой зарядка доведена была до ума. Ссылка на форум внизу статьи
И так подробней со схемой.
Схема питается у меня от трансформаторного блока питания с выходом 22В, далее идет мост диодный 15А с запасом взят и фильтр из 3х электролитических конденсаторов по 4700мФ зашунтированные пленкой 0.1мФ.
Источник опорного питания 12В собран на регулируемой КРЕН TL431, усиленной транзистором для надежности, да и не известно сколько еще чего подключу к этой схеме, даже оставил на плате клемму для питания других плат. Транзистор VT1 брал КТ805, так как у меня их валом из старых теликов. Но можно и другие, такие как КТ815/КТ817, их будет достаточно для питания этой схемы
На первом компараторе собран стабилизатор тока, сравнивающий напряжение с потенциометра с напряжением падения на шунте. Шунт 0,1Ом, потому что других не было и для легкого подсчета удобен, но можно и другие применять, помним только про рассеиваемую мощность P=I*I*Rш. Из закона Ома на 1А нагрузки падение 0.1В. Соответственно для 4А- 0.4В. Зная это значение можно посчитать делитель для регулировки, то есть в крайнем правом положении на средней ножке потенциометра должно быть 0.4В. При питании 12В, коэффициент деления должен быть 12/0.4=30. Выберем как на моем примере переменный 50К, тогда R8 1,5Мом. R12 подбирается по минимальному току потребления, к которому еще добавится ток питания всей схемы. Но тут сунул 3к, что бы не заморачивать себя расчетами. Мне минимальный ток не так важен. Кстати питание схемы сделано через шунт, что бы избежать отрицательного напряжения на ОУ.
На втором компараторе собран стабилизатор напряжения все как в первом. Напряжение с делителя, равное половине от выхода зарядки сравнивается с опорным. То есть на выходе 15В, на делителе 7,5В. На переменном резисторе 20К в крайнем правом положении 7,5В при R10 12.5кОм Управляющие ноги с потенциометров зашунтированы пленкой 470нФ на общий, что бы избежать шорохов.
Эти два стабилизатора работают параллельно, каждый через свой токоограничивающий резистор управляют транзисторным каскадом. Транзисторный каскад собран на трех транзисторах. Управляющий VT3 я ставил C945 из платы монитора ПК. Они есть разной цоколевки, есть с базой посредине, а есть с базой на правой ножке(случайно заметил:))
Усилитель по току на VT2 управляющий силовым ключом. VT2 был взят КТ837Ф из того же телика, но можно так же заменить на КТ814/КТ816. Между базой VT2 и коллектором VT3 должен быть обязательно токоограничительный резистор, дабы уберечь от пробоя каскад. Резистор я поставил 2,9К.
И силовой VT4 Составной КТ827А посаженный на радиатор через термопасту. Кстати корпус транзистора это коллектор, на нем 22В, так что его придется изолировать.
Выход зарядки зашунтирован пленкой 470нФ и электролитом 10мФ для стабильности, от помех и зашунтировал резистором 10К для быстрого установления выходного напряжения
В принципе можно было собирать, но у меня не задействованы 2 ОУ. Дабы добро не пропадало, на одном собран усилитель напряжения с шунта с КУ10. Теперь ток можно будет мерить напряжением на выходе ОУ.

На втором собран индикатор зарядки. По сути это компаратор. Сравнивающий опорное напряжение с напряжением с выхода усилителя, именно с усилителя для более простого подсчета, ведь там напряжение в 10 раз выше чем на шунте. Для расчета опорного, делитель рассчитываем исходя из напряжения ХХ на выходе усилителя. У меня например при ХХ напряжение было 24мВ, значит делитель рассчитываю с КД 12/0,024=500. Применим значит R27 470к, а R28 940Ом
Теперь когда все определенно развожу печатную плату. Учитывая все моменты, где может понадобится дополнительные резисторы. Получилась такая плата, уже просверленная и пролуженая. Как изготовить печатную плату вот инструкция.


Ну и конечно же рисунок печатки со стороны деталек

Скачать печатную плату Прочитайте Получить пароль от архива Можно приступать к сборке. Сборку делал поэтапно
Первым собираю выпрямитель и подпаиваю к плате. Ставим электролитический конденсатор в фильтр, шунт и спаиваю источник опорного напряжения. Делаю пробный пуск и проверяю опорное напряжение. У меня вышло 12.1В, что вполне нормально. Для удобства измерений и настройки я использовал штырьковые разъемы с плат материнских ПК. Джамперы или как называются не знаю точно

Далее собираю транзисторный каскад, шунтирующие кондеры и резистор ну и делители для управления током и напряжением. Пробно включаю питание, на делителях напряжение должно быть максимально приближенно к расчетным, а на выходе схемы должны быть одни нули. Если все так двигаю дальше

Дальше можно впаивать оставшуюся обвязку и саму микросхему. Запускаю схему и проверяю еще раз напряжение на опорном, все стабильно 12.1В.

Проверяю положение переменников, выставляем на максимум напряжение и проверяю

Получилось 14.7В,что почти соответствует расчетному.Но для меня это опять же не принципиально, для 12В АКБ напряжение заряда 14.4В
Покрутил ручки, посмотрел выход от 0 до 14В, можно под нагрузкой проверить. Выставляю 14В, ток на минимум подключаю лампу накаливания дальний свет с авто(75Вт вроде). Напряжение просело неизвестно на сколько, так и должно быть. Сейчас схема в режиме стабилизации тока. Плавно наваливаю ток пока напряжение не поднимется до установленного максимума, но этого не произошло потому что лампа мощнее, и при токе в 4А напряжение на ней 13,5В. А это 54Вт
В принципе все работает. Можно запаивать усилитель для амперметра и индикатор потребления Провожу тест на продолжительность работы. Ток на максимум, напряжение 14В. Включаю на час лампу.


Амперметр врет на 100мА, но это опять же не страшно. Подобрать резистор и проблема исчезнет
Фото работы индикатора под нагрузкой и в режиме ожидания


Тест прошел удачно, схема жива. Силовой транзистор терпимо горяч, диодный мост теплый. Все детали на плате норм температуры. Можно и в корпус собирать.
В качестве корпуса использовал корпус от блока питания компьютера.
Радиатор для силовика прикручиваю на кусочек текстолита, так как корпус транзистора это коллектор. Что бы не было искр ненужных, хотя блок питания отлично держит КЗ.

На диодный мост так же через термопасту цепляю небольшей радиатор, снятый с “мамки” с южного моста.

И “запихиваю” все добро в корпус



Крепил все на винты и гайки. Стойки сделал из сломанного щупа от мультиметра. Напилил его ножом строительным 🙂 В статье самодельный щуп для мультиметра писал про этот щуп. Но он пригодился в итоге)
На лицевую сторону вынес ручки потенциометра, закрепил контактную площадку снятую со старого моего усилка. Осталось закрутить переключатель для вольтметра и амперметра и собственно сам вольтметр нужно еще купить, а пока и так сойдет для полевых испытаний.

Ну и на последок тесты с зарядкой. Тесты уже 4 дня, схема почти круглосуточно в работе пока полет нормальный.



P.S. Во время наладки схемы обнаружился неприятный момент, что примерно в диапазоне 40-60% ручки потенциометра тока, появляется небольшой звон на силовом транзисторе. Причиной звона являются цепи в отрицательной обратной связи ОУ, которые переводят его работу в ПИ-регулятор. Как мне это объяснил Starichok с форума RadioKot.Ru. Формулы расчета для этой цепи нет, ее надо подобрать экспериментально. Но как я понимаю эти выбросы надо смотреть осциллографом, которого у меня нет. Поэтому я перебрал емкости что бы добиться минимального звона, 47нф в стабилизаторе напряжения и 470нф в стабилизаторе тока. Оставлю так, пока не куплю осцил. А Потом все настроится как часики. Уже на перед продумал вместо резисторов поставить переменики и настраивать, настраивать и настраивать
Кстати есть еще идеи о улучшении этого блока, но это в другой раз.
Обновление. После написания этой статьи была создана тема на форуме Радиокота. Ребятки опять же сказали, что проблема именно в этих цепях в обратной связи оу. После поисков информации в интернете я нашел очень похожую схему на мою, а потом оказалось, что эта схема давно себя хорошо зарекомендовала. После изменения цепей на номиналы из найденой схемы, моя схема заработала как положено, звон транзистора исчез. Схема стала работать намного быстрей, что и мультислим подтвердил.
Значит я на правильном пути и можно дальше улучшать схему. Кстати схема может быть использована как лабораторный блок питания.
Что бы не пропустить последние обновления в мастерской, подписывайтесь на обновления в Вконтакте или Одноклассниках, так же можно подписаться на обновления по электронной почте в колонке справа
Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные зарядные устройства
Зарядное устройство 12В 1.3А
Простенькое зарядное устройство с светодиодным индикатором зарядки, зеленый батарея заряжается, красный батарея заряжена.
Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки Мото АКБ емкостью до 20А\ч, АКБ 9А\ч зарядит за 7 часов, 20А\ч — за 16 часов. Цена на это зарядное всего 403 рубля,доставка бесплатна
Полностью автоматическое зарядное устройство 12В 6А для мото и авто АКБ
Этот тип зарядного способен автоматически заряжать практически любые типы автомобильных и мото аккумуляторов 12В до 80А\Ч. Имеет уникальный способ зарядки в три этапа: 1. Зарядка постоянным током, 2. Зарядка постоянным напряжением, 3. Капельная дозарядка до 100%. На передней панеле два индикатора, первый указывает напряжение и процент зарядки, второй указывает ток зарядки.
Довольно качественный прибор для домашних нужд, цена всего 781,96 руб, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 1392, оценка 4,8 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку
Универсальное зарядное устройство 12-24В 10А
Зарядное устройство для самых разнообразных типов аккумуляторов 12-24В с током до 10А и пиковым током 12А. Умеет заряжать Гелиевые АКБ и СА\СА. Технология зарядки как и у предыдущего в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом режиме, так и в ручном. На панеле есть ЖК индикатор указывающий напряжение, ток заряда и процент зарядки.
Хороший прибор если вам надо заряжать все возможные типы АКБ любых емкостей, аж до 150А\ч
Цена на это чудо 1 625 рублей, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 23, оценка 4,7 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку
Если какой то товар стал недоступен, пожалуйста напишите в комментарий внизу страницы. Удачи. С ув. Admin-чек
Загрузка...