(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Первый в мире город


Самый первый город в мире

Представьте себе дельту реки. Широкую равнину из пойменных наносов и болот с отдельными сухими островами, небольшими возвышенностями, на которых расположены камышовые хижины, рядом с ними причалы для лодок и огороженные пастбища для овец и коз. Затем климат постепенно меняется. Всё реже становятся ежегодные наводнения, болота высыхают, пойма превращается в пахотные земли.

На них возделывают ячмень и пшеницу, проводят оросительные каналы, быки тянут тяжёлые плуги, появляются сельские общины. Некоторые деревни объединяются в большие сообщества, где и концентрируется экономическая жизнь округи, поощряемая цетрализованным распределением водных ресурсов. Начинается отток людей из деревень. А в больших поселениях строятся храмы и дворцы, возникают рынки, насыпные валы и стены защищают от врагов.

Так начинается история самой успешной формы сосуществования людей — города. И так произошло это в третьем тысячелетии до нашей эры в пойме низовьев рек Тигра и Евфрата, где обитали люди, которых соседи называли шумерами. И самым большим городом шумеров стал Урук.

Древний город Урук, чьи развалины ныне находятся на территории современной мухафазы Мутанна в Ираке, процветал в 3 тысячелетии до нашей эры в Южном Двуречье. В нём проживало почти шесть тысяч горожан. Население являлось представителями 4 народностей, каждый из которых имел свой язык и традиции.

Считают, что Урук стал первым городским поселением в Южной Месопотамии. О его статусе ярко свидетельствовала мощная стена вокруг него. В те времена подобное укрепление подтверждало статус населённого пункта. Во время археологических исследований были обнаружены архитектурные памятники, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры. Они представляли собой: колонны с мозаичной отделкой; так называемое «Красное здание» (предположительно место собрания старейшин); расположенный на прямоугольной основе «Белый храм»; датируемый примерно 170 годом до нашей эры храм Ану-Антум; множество скульптурных изваяний; возведённый в 15 столетии до нашей эры храм царя Караиндаша.

В начале 3 тысячелетия до нашей эры Урук представлял собой центр культа Ану — бога неба и богини Инанны. На его территории процветало земледелие. Древние предания гласят, что кирпичные стены, окружающие город в те времена, были воздвигнуты по указу легендарного царя Гильгамеше. На протяжении своего существования Урук вёл войны с соседними городами-государствами.

По окончании 24 столетия до нашей эры город завоевал Саргон Древний. Стены были разрушены, а территория Урука вошла в состав государства Аккада. В последствии город сумел сохранить свое значение. Он по-прежнему оставался религиозным, ремесленным и торговым центром. О тех временах свидетельствуют руины храма, возведённого при царе Караиндаше, остатки дворца парфянских царей.

На протяжении столетий пустынный климат и частые военные конфликты разрушили Урук — древнейший город мира. Теперь его территорию занимает посёлок Варка. В 65 километрах от него находится Насирия, в 30 — крупный населённый пункт Эс-Самава. Постоянные раскопки древнего города-государства стали производится с начала 20 столетия немецкими археологами.

Всё начинается с Гильгамеша.

«Посмотри на его стены, их охват непрерывен, как нить!/ Оцени их убранство, которое никто не сможет повторить!/ Проверь фундамент, осмотри кладку!/ Разве она не из кирпича обожённого семью мудрецами/ Основание её не заложено ль ими !»

Настояший Гильгамеш, вероятно властитель одной из первых королевских династий Урука, был примерно 1000 лет как мёртв, когда его дела были впервые зафиксированы в письменах примерно во втором тысячелетии до н.э. И тем не менее, в эпосе про Гильгамеша, который в Месопотамии и Вавилоне играл столь же важную роль, как и Гомер в Греции, как в капле воды отражаются все грани создания Урука.

Путь от картинки к клинописи: ранние глиняные таблички с расчётами о производстве  зерновых, около 3 000 до н.э.

Например путеществие по торговым делам, совершённое Гильгамешем и его спутником Энкиду в Кедровые горы Ливана, где они побеждают лесного царя Хумбабу (в ранних изложениях эпоса он остаётся в живых и становится торговым партнёром обоих друзей). Или соблазнение (Гильгамеша) богиней любви Инанной-Иштар: «Приди, Гильгамеш, ты должен стать моим супругом, о подари мне своё изобилие!» * И, наконец, стена длиной 9 километров, окружающая метрополию, выросшую вокруг священного храма Иштар, которая во времена расцвета насчитывала 80 000 жителей, самый большой известный нам город того времени.

Для того, чтобы слепить миллионы глиняных кирпичей, из которых построены валы и храмы, чтобы обжечь разноцветные изразцы и глиняные палочки, которыми они раскрашивались, нужно было привлекать рабочих и заботиться о них. Экспортные товары Урука, в первую очередь шерсть и зерно, которые обменивались на драгоценные камни из Ирана и Аравии, кедровую древесину из Сирии и на медь из Загросских гор (Иран), требовали составления списков и прейскурантов, как и обозначения собственников. Вскоре простых штампов и печатей, которыми маркировали свои товары шумерские купцы, стало недостаточно.

«Бросовая» (одноразовая) керамика, использовавшаяся в качестве посуды строителями храма. Такие «горшочки» в массовом количестве были найдены на «мусорном холме» в Уруке

Так зарождает система учёта из клиновидных значков, которые царапались тростниковыми палочками на влажных глиняных табличках, впоследствии подвергаемых обжигу. Клинопись. Первые письменные слова в истории человечества были не о богах или героях, а о пивном рационе строительных подсобных рабочих и распределении зерна между работниками храма. Одна из клинописных табличек из третьего тысячелетия до н.э., которую можно увидеть в Берлине, перечисляет 58 различных наименований свиньи. Табличка была вероятно чем-то вроде азбуки, так как одновременно с письменностью возникло и место, где ей обучали: школа.

И сегодня мы считаем по-шумерски

Старейшая арифметическая задача мира, найденная в Уруке, является расчётом площадей. Однако жрецы храма богини Иштар выдавливали на глиняных табличках также и лунные и звёздные циклы, магические формулы и указания по выращиванию растений. Шумерская система счисления базировалась на цифрах 6 и 10 постоянно сменяющих друг друга. ** И сегодня в минуте не сто, а шесть раз по десять секунд, один час содержит 60 минут, а один день четыре раза по 6 часов. Наше время датируется с началом времён.

Период расцвета Урукской культуры, как называют археологи фазу основания шумерских городов, однако начал клониться к закату уже в эпоху Гильгамеша. Сначала Урук попал под влияние соседей, таких как Ур и Киш, а потом и всё Шумерское царство оказалось во владычестве чужой аккадской династии, чтобы после краткого периода самостоятельности вновь перейти к новым правителям из могущественного Вавилона. Во втором тысячелетии до н.э. постепенно из повседневного употребления исчез шумерский язык, оставшись лишь языком учёных, как латинский в Средние века. ***

Коллос из Урука: монументальная фигура «героя с 6-ю локонами», которого считают представлением Гильгамеша, из коллекции музея Передней Азии в Берлине

В первом дохристианском тысячелетии, под властью персидских великих царей и потомков того полководца Селевка, который служил Александру Македонскому и после смерти последнего принял под свою длань азиатскую часть гигантской распавшейся империи, Урук пережил сенсационный период необычайного позднего расцвета. Именно тогда возникли все гигантские постройки, храмовый комплекс «Бит Реш» с Зиккуратом (многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры) в честь великого бога Ану, который потеснил свою соперницу богиню Иштар, а также комплекс ступенчатых храмов в древнем культовом районе Э-Ана, где богиню по-прежнему почитали.

Знаки власти: печать в виде валика и отпечаток в виде главного жреца, кормящего стадо, 4 000 до н.э.

Теперь Урук (он же Эрех) вошёл и в библейский мир. В первой книге Моисея он появляется в качестве места, откуда Нимрод, правнук Ноя, начинает свои завоевательные походы. «Первый получивший власть на Земле», говорится о нём в Ветхом Завете. Gочти такими же словами описывает своих героев и эпос о Гильгамеше.

В конце запустелая колыбель культуры

Клинописные записи Урука оканчиваются 108 годом до н.э. Парфянцы завоевали Месопотамию, древняя система каналов пришла в упадок, колыбель культуры опустела и превратилась в степь. Но ещё сто лет спустя географ Страбон хвалил мудрость астрологов Орхоя, так называли Урук греки. И лишь в позднюю античность город окончательно исчез, как и большинство мест Месопотамии. Древние знания исполнили свою миссию.

Они приносят свои дары: детали гипсового слепка знаменитой «Вазы из Урука», оригинал которой находится в музее Багдада

Всё это продолжалось четыре тысячелетия. В Пергамском музее историю можно пройти за час. Исчезнет временное измерение истории, но не пространственное. Кураторы удачно разделили экспозицию на разделы, в которых  мифы, экономика, архитектура и религия Урука нашли своё место. Наконец, это ещё и картины, которые сохраняются в памяти — окрылённая богиня Иштар, герой с «шестью завитками», встречающий нас у входа, лев из бронзы, корабль из глины. Фигуры, в которых взаимопроникают мир земной и мир потусторонний. «Гильгамеш! Куда ты стремишься?», спрашивает старый мудрец в конце эпоса. «Вечной жизни, что ищешь, не найдешь ты! (…) Днем и ночью да будешь ты весел /Праздник справляй ежедневно /Днем и ночью играй и пляши ты! / Только в этом дело человека!»

Археологические раскопки там, где когда-то располагался мегаполис Урук. Это место находится в 30-ти километрах к востоку от города Самава

Урук не является местом сенсационных находок. На первый взгляд он несравним с такими городами как Пергам ( античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира, прим. перев.) или Гиза. Так самый запоминающийся экспонат выставки о месопотамском мегаполисе — это находка, которая лишь частично имеет отношение к Уруку. Копия статуи колосса не только не происходит из раскопок города, но и, в противоречие пояснительной записке, не является изображением его властителя царя Гильгамеша.

Тем не менее, скульптура высотой 5,25 метров по крайней мере больше бросается в глаза, чем цилиндрическая печать, маски и терракотовые барельефы. Потому и встречает посетителей Пергамского музея, пришедших на выставку «Урук — пятитысячелетняя метрополия», этот гипсовый бородатый «шестилоконовый Герой», чей оригинал стоит в парижском Лувре. В качестве мифической фигуры он имеет отдалённое сродство с гером эпоса Гильгамешем, стремящимся к бессмертию шумерским рубакой.

Маска, изображающая Хумбабу

  Однако отсутствие сенсационных находок из Урука, который и сам раскопан едва ли на один процент, никоим образом не отрицает того факта, что местечко в южном Ираке можно смело отнести к самым значительным археологическим городам мира. Здесь писались ключевые сцены культурной истории. От самого города, окончательно покинутого в 4 столетии н.э., остался только пыльный холм с остатками поселения посреди месопотамской пустыни. Однако ранее именно в Уруке мировая литература отпраздновала своё рождение вместе с эпосом о Гильгамеше. Здесь из пиктограмм и символов развивалась клинопись. Место это — центр экономики и управления — стал зародышем бюрократии. И ещё за 5 000 лет до первого пивного фестиваля «Октоберфест» здесь уже варили пиво.

Экспедиционный сезон 1929/1930

Сто лет назад немецкие археологи начали исследование холма. Были раскопаны святилища, в том числе и храмовый и управленческий комплекс, площадью более 35.000 квадратных метров. Был обнаружен зиккурат — высокий храм богини любви и войны Иштар и храм Ану. И было установлено, что легендарная девятикилометровая городская стена, построенная Гильгамешем, все ещё тянется заметным валом вокруг бывшего мегаполиса.

С 1996 года исследования в Уруке ведутся Немецким Археологическим Институтом, под руководством директоров отдела Востока Маргарете ван Эсс и Рикадо Эйхмана. Учёным уже удалось реконструировать и оценить значение города, который был заселён на протяжении четырёх с половиной тысяч лет. Из небольшого поселения возник надрегиональный центр, площадью 5,5 квадратных километров. Как показывают геофизические исследования и спутниковые снимки с высоким разрешением, город был прорезан водными путями и каналами.

Спутниковый снимок и нанесённая компьютерная реконструкция

Те, кто планировал город, сделали отводы от близкого тогда Евфрата, превратив Урук в судоходный. На пассажирских тростниковых лодках и грузовых плотах, горожане могли из предместий попасть в центр — такой вид «Амстердама в песках». И в окрестностях по сей день можно найти следы инфраструктуры, которая снабжала когда-то 50.000 жителей — каналы, фруктовые сады, финиковые рощи.

Находка статуи «главного жреца» в сосуде

На моделях и пространственных трёхмерных реконструкциях берлинская выставка показывает, как Урук в целом, и его отдельные строения могли бы выглядеть, а также сравнивает город и его предместья со структурой современных мегаполисов, таких как Гонконг, например. Из-за военных неурядиц раскопки в последние десять лет заморожены. Маргарете ван Эсс надеется, что может в этом году дело пойдёт. В регионе уже спокойно, только очередные выборы принесут беспорядки, и потому министерство иностранных дел по-прежнему предостерегает от путешествий в Ирак.  «Но мы хотим поехать туда безусловно не из-за любви к приключениям и авантюрам», говорит ван Эсс.

Момент реконструкции древнешумерской головы

Время не терпит — раскопанные строения необходимо консервировать. «Эррозия моментально разрушит всё», сокрушается ван Эсс. Кроме того, Институт поддерживает кандидатуру города Урук на внесение в список культурного наследия ЮНЕСКО. Одно из предписаний, сооружений защитной буферной зоны вокруг города. Однако спутниковые снимки показывают, что это будет непросто. «Всё ближе и ближе подходят поля», говорит ван Эсс. Как минимум внешним следам мегаполиса уже грозит судьба вспаханных крестьянами полей.

Фотография археологического памятника культуры Урук. 2010

Однако, вот например археолог и антрополог Гарвардского университета Джейсон Ур (Jason Ur) подверг сомнению статус городов-государств Древней Месопотамии. В своем исследовании, опубликованном в Cambridge Archaeological Journal, ученый сделал вывод о том, что Урук, Тель-Брак и подобные им образования представляют собой скорее большие деревни или агломерации нескольких деревень, нежели полноценные города.

Джейсон Ур утверждает, что воссозданная историками картина общественного устройства городов-государств Месопотамии IV тысячелетия до нашей эры неверна: приписываемые месопотамским городам изменения (переход от общинной структуры общества к классовой, а также возникновение бюрократии — людей, профессионально занимающихся управлением города), на самом деле к тому времени еще не произошли.

[источники]

источники

http://www.zeit.de/2013/18/uruk-pergamonmuseum-archaeologie

http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/kunst/uruk-ausstellung-in-berlin-solcher-art-ist-das-werk-der-menschen-12165119.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%BA

http://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/5501-Uruk.html

http://lenta.ru/articles/2014/09/26/mesopotamia/

Если говорить о самом древнем городе, который был непрерывно заселен до наших дней, то это конечно же ИЕРИХОН, я вам так же уже рассказывал про самый древний город в России (или например вот еще спорный АРКАИМ) и самый старый город Европы. Давайте не забудем и про самое старое сооружение в мире Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=65662

Древнейший город на планете

На право называться первым городом Земли претендуют множество древних городов. Мы расскажем о двух самых старых и древних городах, по мнению археологов и историков. Эти два города — Иерихон и Хамукар. Эти города существовали тысячи лет назад.

Иерихон

Прежде всего определение «древнейший город» относится к Иерихону — оазису неподалеку от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Здесь расположен широко известный по Библии город Иерихон — тот самый, чьи стены некогда пали от звука труб Иисуса Навина.

По библейскому преданию, израильтяне с Иерихона начали завоевание Ханаана и после смерти Моисея под руководством Иисуса Навина, перейдя Иордан, встали у стен этого города. Горожане, укрывшиеся за стенами города, были убеждены, что город неприступен. Но израильтяне применили необычайную военную хитрость. Они молчаливой толпой шесть раз обошли городские стены, а на седьмой — дружно крикнули и затрубили в трубы, да так громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Иерихон питается водой мощного источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»), которому город обязан своим возникновением. Именем этого источника арабы называют холм севернее современного Иерихона — Телль-эс-Султан («Гора Султана»). Уже в конце XIX столетия он привлек внимание археологов и до сих пор считается одним из важнейших мест археологических находок предметов раннего исторического периода.

В 1907 и 1908 годах группа немецких и австрийских исследователей под Руководством профессоров Эрнста Зеллина и Карла Ватцингера впервые приступила к раскопкам у горы Султана. Они натолкнулись на две параллельно идущие крепостные стены, сооруженные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8-10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были возведены между 1400 и 1200 годом до н.э. Понятно, что их быстро отождествили с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Однако во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие сведения Библии о войне. Но Первая мировая война приостановила дальнейшие научные исследования.

Прошло больше двадцати лет, прежде чем группа англичан под руке водством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить исследования. Новые раскопки начались в 1929 году и продолжались около десяти лет.

В 1935—1936 годах Гарстанг натолкнулся на самые нижние слои поселений каменного века.

Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия дс н.э., относящийся к тому времени, когда люди еще не знали глиняной посуды. Но люди этой эпохи уже вели оседлый образ жизни.

Работа экспедиции Гарстанга была прервана из-за сложной политической обстановки. И только после окончания Второй мировой войны английские археологи снова вернулись в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила доктор Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках англичане пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне на протяжении нескольких лет.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса— докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).

Сегодня Иерихон А считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Здесь найдены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей.

Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод. Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст — примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище — 9551 год до н.э.

Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию — выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.

Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря — соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря — все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8,15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э

После этого в истории башни археологи насчитали еще четыре периода существования, а затем городская стена обвалилась и начала размываться. По-видимому, город в это время уже опустел.

Сооружение мощной оборонительной системы потребовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в две тысячи человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как же выглядели и как жили эти первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, показал, что 10 тыс лет назад здесь обитали низкорослые — чуть выше 150 см — люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро-африканской расе. Они строили овальные в плане жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом входили через дверной проем с деревянными косяками. Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4-5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы в домах тщательно выравнивали, иногда красили их и полировали.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От rpyбой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей полностью изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей Иерихона не превышал 20 лет. Очень высока была детская смертность, и лишь немногие доживали до 40— 45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, очевидно, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури.

Любопытно, что в древнейших могилах Иерихона (6500 г. до н э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Видимо, черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно. Культовое отрубание головы известно во многих частях света и встречалось вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений этого культа.

В этот «докерамический» период обитатели Иерихона не пользовались глиняной посудой — им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Вероятно, горожане пользовались также всевозможными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.

Не умея лепить глиняную посуду, древнейшие жители Иерихона вместе с тем лепили из глины фигурки животных и другие изображения. В жилых постройках и гробницах Иерихона найдено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев Иерихона археологи обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это было святилище — примитивный предшественник будущего храма. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных — лошадей, коров, овец, коз, свиней и модели мужских половых органов.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины, называемой «хавара», с каркасом из тростника. Эти статуэтки — нормальных пропорций, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные фигурки ранее не встречались археологам.

В одном из доисторических слоев Иерихона были найдены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их использовалась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще весьма примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству в течение многих веков предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Найденные фигуры показывают, какой большой интерес проявляли жители Иерихона к чуду зарождения жизни и созданию семьи — это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека. оявление Иерихона — первого городского центра — свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н.э. не могло прервать этого процесса, который в итоге привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

Хамукар

В Сирии были обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на Земле городов и цивилизации в целом. Она заставляет рассматривать распространение цивилизации в новом свете, отталкиваясь от более раннего времени. До этого открытия города, датируемые 4000 г. до н.э., обнаружили лишь в древнем Шумере — между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, последний же, самый древний, нашли в юго-восточной части Сирии под огромным холмом возле деревни Хамукар. Таинственный город тоже назвали Хамукар.

Впервые археологи начали активно рыть землю здесь еще в 1920-е —1930-е гг. Тогда они предполагали, что именно здесь находится Вашшукани — столица империи Митанни (приблизительно XV в. до н.э.), которую до сих пор не удалось обнаружить. Но признаков заселения данной местности тогда не нашли — «вашшуканская теория» оказалась несостоятельной.

Прошло много лет, и ученые вновь заинтересовались этим местом. И не зря: ведь оно находится на одной из важнейших транспортных артерий древности — дороге из Ниневии в Алеппо, по которой тянулись путники и караваны купцов. Такое положение, по мнению ученых, давало массу преимуществ и создавало прекрасные предпосылки для развития города.

Исследователи действительно обнаружили признаки, указывавшие на его существование еще в середине IV тысячелетия до н.э.

Тогда в Южном Ираке один за другим возникали первые города, а в Сирии образовывались их колонии.

На этот раз археологи были преисполнены решимости — в самом прямом смысле — докопаться до истины. Была сформирована специальная сирийско-американская экспедиция для исследования Хамукара, директором которой стал ведущий научный сотрудник Восточного института при Чикагском университете Макгвайр Гибсон. Первый заступ ударил в землю в ноябре 1999 г. Экспедиции необходимо было освоиться, обустроиться, подготовить Tepриторию раскопок, нанять местных жителей для тяжелых работ…

Все началось с составления подробной карты местности. И уже потом с ее помощью археологи начали следующий, не менее кропотливый этап работы: необходимо было тщательно — чуть ли не с лупой в руках — осмотреть всю территорию раскопок, собирая различные черепки. Такие исследования дали бы довольно точное представление о размере и форме поселения. И удача действительно улыбнулась археологам — скрытые в земле древние города «посыпались» как из рога изобилия.

Первое из найденных поселений относилось примерно к 3209-м гг. до н.э. и занимало площадь около 13 га. Постепенно оно росло, его территория увеличилась до 102 гектаров, и впоследствии поселение стало одним из крупнейших городов того времени. Затем, исходя из найденных предметов, были определены другие, наиболее интересные места для раскопок. В восточной части поселения археологи обнаружили здание, в котором обжигались горшки. А главным результатом осмотра местности стала находка большого поселения к югу от холма. Его более подробное изучение подтвердило, что эта территория начала заселяться еще в начале IV тысячелетия до н.э. Если все обнаруженные поселения признать одним городом, то его площадь окажется более 250 та, во что трудно поверить. В то время, в эпоху зарождения первых урбанических поселений, такой большой город являлся настоящим мегаполисом древности.

Ученым хорошо помогли спутники. Сделанные с них фотографии натолкнули исследователей еще на одну мысль, когда в 100 м от холма, с северной и восточной его сторон, они различили темную извивающуюся линию, похожую на городскую стену, в то время как на земле был виден лишь небольшой откос. Дальнейшее обследование показало, что стена могла располагаться ближе к холму, а откос сохранился от канавы, снабжавшей город водой.

Раскопки велись в трех зонах. Первая — траншея длиной 60 м и шириной 3 м, идущая вдоль северного склона холма. Поступенчатое ее рытье дало возможность археологам рассмотреть развитие поселения в различные эпохи, поскольку каждая ступенька была ниже следующей на 4—5 м. Так вот: самый нижний слой, которого достигли ученые, и показал город 6000-летней давности!

На следующем уровне были обнаружены стены нескольких домов, сделанные из глиняных брусков, а также огромная, возможно, городская, стена 4 метров в высоту и 4 метров в толщину. Остатки керамики под ней относятся к середине IV тысячелетия до н.э. Далее идет уровень, датируемый 3200 г. до н.э. Керамика отсюда относится к, творчеству народов Южного Ирака, что говорит о взаимодействии сирийских и месопотамских народов в то время.

За этими домами следуют более «молодые» здания, построенные в III тысячелетии до н.э. Здесь уже есть дома из обожженного кирпича, колодцы. Прямо над одним из домов построено более позднее здание — середины I тысячелетия, а затем идет современное кладбище.

Другая зона раскопок изобиловала черепками. Ее разбили на участки по пять квадратных метров И осторожно «перелопатили» все землю. Археологи обнаружили здесь дома с прекрасно сохранившимися глиняными стенами. А внутри в огромном количестве располагались вещи давно минувших дней — все покрытые толстым слоем золы. Это создавало ученым большие трудности: попробуйте обнаружить обгоревшие осколки в щелях полов, в различных неровностях и ямках.

Вскоре были найдены источники столь обильного пепла — в одной комнате были раскопаны остатки четырех или пяти плит, сделанных из глиняных брусков, которые частично и обгорали, когда печи топили. Вокруг плит нашлись остатки ячменя, пшеницы, овса, а также костей животных. Следовательно, плиты мощи использовать для выпечки хлеба, пивоварения, приготовления мяса и других продуктов.

Керамика, обнаруженная здесь, поразила ученых своим разнообразием: большие горшки для приготовления обычной пищи, небольшие сосуды, а также маленькие изящные сосудики, стенки которых равны толщине скорлупы страусиного яйца. В домах были найдены и статуэтки с большими глазами, возможно, какие-то божества из середине IV тысячелетия до н.э.

Но все-таки наиболее полно рассказывают об обществе той эпохи 15 печатей в форме тщательно прорисованных животных. Все они были найдены в одной яме, предположительно — могиле. Также здесь обнаружили и огромное количество бус из кости, фаянса, камня и раковин, причем некоторые из них были настолько маленького размера, что можно предположить: они использовались не как ожерелья, а вплетались или вшивались в одежду.

Печати вырезаны из камня в виде животных. Одна из наиболее крупных и красивых печатей выполнена в виде леопарда, пятна на котором сделаны с помощью маленьких штырьков, вставленных в просверленные дырочки. Так же была найдена печать, не уступающая леопардовой по красоте, — в форме рогатого зверя, та, к сожалению, рога отломались. Большие печати гораздо разнообразнее, но их намного меньше, чем маленьких, основными типами которых являются лев, козел, медведь, собака, заяц, рыбы и птицы. Более крупные и искусно сделанные печати, должно быть, принадлежали людям, обладавшим большой властью или богатством, в то время как маленькие, возможно, использовались остальными людьми для обозначения частной собственности.

В небольшой яме в два метра глубиной в северо-восточной части раскопок, сразу же под поверхностью, исследователи обнаружили стену, датируемую VII в. н.э., а еще метром ниже — угол здания, укрепленный подпоркой с двумя нишами. Подпорка была установлена рядом с дверью, которая ведет на восток. Дверной косяк, подпорка, ниши и южная стена покрыты известью. Обычно такие подпорки с нишами устанавливали не у частных, а у храмовых зданий. Осколки керамики, найденные около храма, указывают на начало III тысячелетия до н.э., то есть Аккадианский период, когда правители Аккада, государства в южной Месопотамии, начали экспансию на территорию нынешней Сирии. Так как это критический период истории Месопотамии, то место, где сплелось столько эпох, становится основным направлением сил экспедиции в следующем сезоне.

Ранее историки предполагали, что сирийские и турецкие государства начали активно развиваться лишь после контакта с представителями Урука — древнего государства в Южном Ираке. Но раскопки Хамукара доказывают, что высокоразвитые общества появлялись не только в долине Тигра и Евфрата, но и в других областях в это же время. Некоторые исследователи даже полагают, что первоначально цивилизация зародилась именно в Сирии. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении городов и цивилизации в целом, заставляя рассматривать ее рождение и распространение в более раннее время.

Если раньше считалось, что цивилизация зародилась в Урукский период (окайо 4000 г. до н.э.), то сейчас есть свидетельства о ее существовании еще в Убайдский период (около 4500 г. до н.э.). Это значит, что развитие первых государств началось до появления письменности и других явлений, считающихся критериями возникновения цивилизации. Между разными народами начинали образовываться жизненно необходимые связи, люди обменивались опытом. Цивилизация стала шагать по планете семимильными шагами!

Раскопки Хамукара обещают еще очень много открытий, ведь это единственное место, где слои 4000 г. до н.э. лежат в двух метрах от поверхности и даже выше.

Самый первый город в мире

Представьте себе дельту реки. Широкую равнину из пойменных наносов и болот с отдельными сухими островами, небольшими возвышенностями, на которых расположены камышовые хижины, рядом с ними причалы для лодок и огороженные пастбища для овец и коз. Затем климат постепенно меняется. Всё реже становятся ежегодные наводнения, болота высыхают, пойма превращается в пахотные земли.

На них возделывают ячмень и пшеницу, проводят оросительные каналы, быки тянут тяжёлые плуги, появляются сельские общины. Некоторые деревни объединяются в большие сообщества, где и концентрируется экономическая жизнь округи, поощряемая цетрализованным распределением водных ресурсов. Начинается отток людей из деревень. А в больших поселениях строятся храмы и дворцы, возникают рынки, насыпные валы и стены защищают от врагов.

Так начинается история самой успешной формы сосуществования людей — города. И так произошло это в третьем тысячелетии до нашей эры в пойме низовьев рек Тигра и Евфрата, где обитали люди, которых соседи называли шумерами. И самым большим городом шумеров стал Урук.

Древний город Урук, чьи развалины ныне находятся на территории современной мухафазы Мутанна в Ираке, процветал в 3 тысячелетии до нашей эры в Южном Двуречье. В нём проживало почти шесть тысяч горожан. Население являлось представителями 4 народностей, каждый из которых имел свой язык и традиции.

Считают, что Урук стал первым городским поселением в Южной Месопотамии. О его статусе ярко свидетельствовала мощная стена вокруг него. В те времена подобное укрепление подтверждало статус населённого пункта. Во время археологических исследований были обнаружены архитектурные памятники, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры. Они представляли собой: колонны с мозаичной отделкой; так называемое «Красное здание» (предположительно место собрания старейшин); расположенный на прямоугольной основе «Белый храм»; датируемый примерно 170 годом до нашей эры храм Ану-Антум; множество скульптурных изваяний; возведённый в 15 столетии до нашей эры храм царя Караиндаша.

В начале 3 тысячелетия до нашей эры Урук представлял собой центр культа Ану — бога неба и богини Инанны. На его территории процветало земледелие. Древние предания гласят, что кирпичные стены, окружающие город в те времена, были воздвигнуты по указу легендарного царя Гильгамеше. На протяжении своего существования Урук вёл войны с соседними городами-государствами.

По окончании 24 столетия до нашей эры город завоевал Саргон Древний. Стены были разрушены, а территория Урука вошла в состав государства Аккада. В последствии город сумел сохранить свое значение. Он по-прежнему оставался религиозным, ремесленным и торговым центром. О тех временах свидетельствуют руины храма, возведённого при царе Караиндаше, остатки дворца парфянских царей.

На протяжении столетий пустынный климат и частые военные конфликты разрушили Урук — древнейший город мира. Теперь его территорию занимает посёлок Варка. В 65 километрах от него находится Насирия, в 30 — крупный населённый пункт Эс-Самава. Постоянные раскопки древнего города-государства стали производится с начала 20 столетия немецкими археологами.

Всё начинается с Гильгамеша.

«Посмотри на его стены, их охват непрерывен, как нить!/ Оцени их убранство, которое никто не сможет повторить!/ Проверь фундамент, осмотри кладку!/ Разве она не из кирпича обожённого семью мудрецами/ Основание её не заложено ль ими !»

Настояший Гильгамеш, вероятно властитель одной из первых королевских династий Урука, был примерно 1000 лет как мёртв, когда его дела были впервые зафиксированы в письменах примерно во втором тысячелетии до н.э. И тем не менее, в эпосе про Гильгамеша, который в Месопотамии и Вавилоне играл столь же важную роль, как и Гомер в Греции, как в капле воды отражаются все грани создания Урука.

Путь от картинки к клинописи: ранние глиняные таблички с расчётами о производстве  зерновых, около 3 000 до н.э.

Например путеществие по торговым делам, совершённое Гильгамешем и его спутником Энкиду в Кедровые горы Ливана, где они побеждают лесного царя Хумбабу (в ранних изложениях эпоса он остаётся в живых и становится торговым партнёром обоих друзей). Или соблазнение (Гильгамеша) богиней любви Инанной-Иштар: «Приди, Гильгамеш, ты должен стать моим супругом, о подари мне своё изобилие!» * И, наконец, стена длиной 9 километров, окружающая метрополию, выросшую вокруг священного храма Иштар, которая во времена расцвета насчитывала 80 000 жителей, самый большой известный нам город того времени.

Для того, чтобы слепить миллионы глиняных кирпичей, из которых построены валы и храмы, чтобы обжечь разноцветные изразцы и глиняные палочки, которыми они раскрашивались, нужно было привлекать рабочих и заботиться о них. Экспортные товары Урука, в первую очередь шерсть и зерно, которые обменивались на драгоценные камни из Ирана и Аравии, кедровую древесину из Сирии и на медь из Загросских гор (Иран), требовали составления списков и прейскурантов, как и обозначения собственников. Вскоре простых штампов и печатей, которыми маркировали свои товары шумерские купцы, стало недостаточно.

«Бросовая» (одноразовая) керамика, использовавшаяся в качестве посуды строителями храма. Такие «горшочки» в массовом количестве были найдены на «мусорном холме» в Уруке

Так зарождает система учёта из клиновидных значков, которые царапались тростниковыми палочками на влажных глиняных табличках, впоследствии подвергаемых обжигу. Клинопись. Первые письменные слова в истории человечества были не о богах или героях, а о пивном рационе строительных подсобных рабочих и распределении зерна между работниками храма. Одна из клинописных табличек из третьего тысячелетия до н.э., которую можно увидеть в Берлине, перечисляет 58 различных наименований свиньи. Табличка была вероятно чем-то вроде азбуки, так как одновременно с письменностью возникло и место, где ей обучали: школа.

И сегодня мы считаем по-шумерски

Старейшая арифметическая задача мира, найденная в Уруке, является расчётом площадей. Однако жрецы храма богини Иштар выдавливали на глиняных табличках также и лунные и звёздные циклы, магические формулы и указания по выращиванию растений. Шумерская система счисления базировалась на цифрах 6 и 10 постоянно сменяющих друг друга. ** И сегодня в минуте не сто, а шесть раз по десять секунд, один час содержит 60 минут, а один день четыре раза по 6 часов. Наше время датируется с началом времён.

Период расцвета Урукской культуры, как называют археологи фазу основания шумерских городов, однако начал клониться к закату уже в эпоху Гильгамеша. Сначала Урук попал под влияние соседей, таких как Ур и Киш, а потом и всё Шумерское царство оказалось во владычестве чужой аккадской династии, чтобы после краткого периода самостоятельности вновь перейти к новым правителям из могущественного Вавилона. Во втором тысячелетии до н.э. постепенно из повседневного употребления исчез шумерский язык, оставшись лишь языком учёных, как латинский в Средние века. ***

Коллос из Урука: монументальная фигура «героя с 6-ю локонами», которого считают представлением Гильгамеша, из коллекции музея Передней Азии в Берлине

В первом дохристианском тысячелетии, под властью персидских великих царей и потомков того полководца Селевка, который служил Александру Македонскому и после смерти последнего принял под свою длань азиатскую часть гигантской распавшейся империи, Урук пережил сенсационный период необычайного позднего расцвета. Именно тогда возникли все гигантские постройки, храмовый комплекс «Бит Реш» с Зиккуратом (многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры) в честь великого бога Ану, который потеснил свою соперницу богиню Иштар, а также комплекс ступенчатых храмов в древнем культовом районе Э-Ана, где богиню по-прежнему почитали.

Знаки власти: печать в виде валика и отпечаток в виде главного жреца, кормящего стадо, 4 000 до н.э.

Теперь Урук (он же Эрех) вошёл и в библейский мир. В первой книге Моисея он появляется в качестве места, откуда Нимрод, правнук Ноя, начинает свои завоевательные походы. «Первый получивший власть на Земле», говорится о нём в Ветхом Завете. Gочти такими же словами описывает своих героев и эпос о Гильгамеше.

В конце запустелая колыбель культуры

Клинописные записи Урука оканчиваются 108 годом до н.э. Парфянцы завоевали Месопотамию, древняя система каналов пришла в упадок, колыбель культуры опустела и превратилась в степь. Но ещё сто лет спустя географ Страбон хвалил мудрость астрологов Орхоя, так называли Урук греки. И лишь в позднюю античность город окончательно исчез, как и большинство мест Месопотамии. Древние знания исполнили свою миссию.

Они приносят свои дары: детали гипсового слепка знаменитой «Вазы из Урука», оригинал которой находится в музее Багдада

Всё это продолжалось четыре тысячелетия. В Пергамском музее историю можно пройти за час. Исчезнет временное измерение истории, но не пространственное. Кураторы удачно разделили экспозицию на разделы, в которых  мифы, экономика, архитектура и религия Урука нашли своё место. Наконец, это ещё и картины, которые сохраняются в памяти — окрылённая богиня Иштар, герой с «шестью завитками», встречающий нас у входа, лев из бронзы, корабль из глины. Фигуры, в которых взаимопроникают мир земной и мир потусторонний. «Гильгамеш! Куда ты стремишься?», спрашивает старый мудрец в конце эпоса. «Вечной жизни, что ищешь, не найдешь ты! (…) Днем и ночью да будешь ты весел /Праздник справляй ежедневно /Днем и ночью играй и пляши ты! / Только в этом дело человека!»

Археологические раскопки там, где когда-то располагался мегаполис Урук. Это место находится в 30-ти километрах к востоку от города Самава

Урук не является местом сенсационных находок. На первый взгляд он несравним с такими городами как Пергам ( античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира, прим. перев.) или Гиза. Так самый запоминающийся экспонат выставки о месопотамском мегаполисе — это находка, которая лишь частично имеет отношение к Уруку. Копия статуи колосса не только не происходит из раскопок города, но и, в противоречие пояснительной записке, не является изображением его властителя царя Гильгамеша.

Тем не менее, скульптура высотой 5,25 метров по крайней мере больше бросается в глаза, чем цилиндрическая печать, маски и терракотовые барельефы. Потому и встречает посетителей Пергамского музея, пришедших на выставку «Урук — пятитысячелетняя метрополия», этот гипсовый бородатый «шестилоконовый Герой», чей оригинал стоит в парижском Лувре. В качестве мифической фигуры он имеет отдалённое сродство с гером эпоса Гильгамешем, стремящимся к бессмертию шумерским рубакой.

Маска, изображающая Хумбабу

Однако отсутствие сенсационных находок из Урука, который и сам раскопан едва ли на один процент, никоим образом не отрицает того факта, что местечко в южном Ираке можно смело отнести к самым значительным археологическим городам мира. Здесь писались ключевые сцены культурной истории. От самого города, окончательно покинутого в 4 столетии н.э., остался только пыльный холм с остатками поселения посреди месопотамской пустыни. Однако ранее именно в Уруке мировая литература отпраздновала своё рождение вместе с эпосом о Гильгамеше. Здесь из пиктограмм и символов развивалась клинопись. Место это — центр экономики и управления — стал зародышем бюрократии. И ещё за 5 000 лет до первого пивного фестиваля «Октоберфест» здесь уже варили пиво.

Экспедиционный сезон 1929/1930

Сто лет назад немецкие археологи начали исследование холма. Были раскопаны святилища, в том числе и храмовый и управленческий комплекс, площадью более 35.000 квадратных метров. Был обнаружен зиккурат — высокий храм богини любви и войны Иштар и храм Ану. И было установлено, что легендарная девятикилометровая городская стена, построенная Гильгамешем, все ещё тянется заметным валом вокруг бывшего мегаполиса.

С 1996 года исследования в Уруке ведутся Немецким Археологическим Институтом, под руководством директоров отдела Востока Маргарете ван Эсс и Рикадо Эйхмана. Учёным уже удалось реконструировать и оценить значение города, который был заселён на протяжении четырёх с половиной тысяч лет. Из небольшого поселения возник надрегиональный центр, площадью 5,5 квадратных километров. Как показывают геофизические исследования и спутниковые снимки с высоким разрешением, город был прорезан водными путями и каналами.

Спутниковый снимок и нанесённая компьютерная реконструкция

Те, кто планировал город, сделали отводы от близкого тогда Евфрата, превратив Урук в судоходный. На пассажирских тростниковых лодках и грузовых плотах, горожане могли из предместий попасть в центр — такой вид «Амстердама в песках». И в окрестностях по сей день можно найти следы инфраструктуры, которая снабжала когда-то 50.000 жителей — каналы, фруктовые сады, финиковые рощи.

Находка статуи «главного жреца» в сосуде

На моделях и пространственных трёхмерных реконструкциях берлинская выставка показывает, как Урук в целом, и его отдельные строения могли бы выглядеть, а также сравнивает город и его предместья со структурой современных мегаполисов, таких как Гонконг, например. Из-за военных неурядиц раскопки в последние десять лет заморожены. Маргарете ван Эсс надеется, что может в этом году дело пойдёт. В регионе уже спокойно, только очередные выборы принесут беспорядки, и потому министерство иностранных дел по-прежнему предостерегает от путешествий в Ирак.  «Но мы хотим поехать туда безусловно не из-за любви к приключениям и авантюрам», говорит ван Эсс.

Момент реконструкции древнешумерской головы

Время не терпит — раскопанные строения необходимо консервировать. «Эррозия моментально разрушит всё», сокрушается ван Эсс. Кроме того, Институт поддерживает кандидатуру города Урук на внесение в список культурного наследия ЮНЕСКО. Одно из предписаний, сооружений защитной буферной зоны вокруг города. Однако спутниковые снимки показывают, что это будет непросто. «Всё ближе и ближе подходят поля», говорит ван Эсс. Как минимум внешним следам мегаполиса уже грозит судьба вспаханных крестьянами полей.

Фотография археологического памятника культуры Урук. 2010

Однако, вот например археолог и антрополог Гарвардского университета Джейсон Ур (Jason Ur) подверг сомнению статус городов-государств Древней Месопотамии. В своем исследовании, опубликованном в Cambridge Archaeological Journal, ученый сделал вывод о том, что Урук, Тель-Брак и подобные им образования представляют собой скорее большие деревни или агломерации нескольких деревень, нежели полноценные города.

Джейсон Ур утверждает, что воссозданная историками картина общественного устройства городов-государств Месопотамии IV тысячелетия до нашей эры неверна: приписываемые месопотамским городам изменения (переход от общинной структуры общества к классовой, а также возникновение бюрократии — людей, профессионально занимающихся управлением города), на самом деле к тому времени еще не произошли.

Если говорить о самом древнем городе, который был непрерывно заселен до наших дней, то это конечно же ИЕРИХОН, я вам так же уже рассказывал про самый древний город в России (или например вот еще спорный АРКАИМ) и самый старый город Европы. Давайте не забудем и про самое старое сооружение в мире

Самый первый в мире город-миллионер

29 Августа 2017

Хасанов Васил Калмакатович

5 минут на чтение

Возрастные ограничения 0+

Какой город можно считать первым в истории человечества городом-миллионером? До сих пор нет единого ответа на данный вопрос. В одних источниках зафиксировано, что самым первым городом-миллионером является Рим. В других источниках говорится про Лондон. Третья категория источников упоминает про Константинополь (современный Стамбул). Также можно встретить информацию про такие города, как Париж, Ереван, Нью-Йорк, Берлин, Вена, Санкт-Петербург, Москва, Сиань, Багдад, Афины, Киев, Токио, Мехико, Дели, Александрия, Пекин и другие. Возникает вопрос – какой источник говорит правду? Сегодня городов-миллионеров очень много. Это и Шанхай, и Сидней, и Мехико, и Москва, и Сан-Паулу, и многие другие. Их много, все не назовёшь. Но какой же из них является первым в истории человечества городом-миллионером? На этот вопрос необходимо дать чёткий ответ. Не исключено, что первым городом-миллионером является город, который в настоящее время городом-миллионером не является. Необходимо учитывать и этот факт. В большинстве источников зафиксировано, что первым в истории человечества городом-миллионером является Рим, столица Италии. Всем известно, что Рим, расположенный на берегах реки Тибр, является одним из старейших городов мира. Если предположить, что Рим является первым городом-миллионером, то возникает вопрос – когда Рим стал городом-миллионером? Одни специалисты говорят, что Рим стал городом-миллионером во времена Гая Юлия Цезаря (100 – 44 до н.э.). В других источниках говорится, что Рим стал городом-миллионером в первом веке нашей эры. В третьей категории источников зафиксировано, что Рим стал городом-миллионером в пятом веке нашей эры. Чему верить? Кто прав? Кто говорит правду, а кто заблуждается? Согласно другим источникам, Константинополь (Стамбул) стал городом-миллионером в 16 веке. Другая часть специалистов утверждает, что не Рим и не Стамбул являются первыми городами-миллионерами, а Лондон, который стал городом-миллионером в начале 18 века. Правда, не все с этим согласны, так как, согласно некоторым источникам, Лондон стал городом-миллионером в девятнадцатом веке. Столько версий, не знаешь, чему верить. Согласно некоторым источникам, первым городом-миллионером является китайский город Сиань, который стал таковым в середине первого тысячелетия. Другая часть специалистов данный факт отрицает, так как, по их мнению, первым городом-миллионером является Багдад, столица современного Ирака. Согласно утверждению этих специалистов, Багдад стал городом-миллионером в конце первого тысячелетия. Часть специалистов китайской версии считает, что первым городом-миллионером следует называть не Сиань, а город Ханчжоу. В других же источниках зафиксировано, что первым городом-миллионером является китайский город Кайфын. Определённая часть специалистов утверждает, что первым городом-миллионером можно назвать Токио, столицу Японии. По мнению этих специалистов, Токио стал городом-миллионером в конце восемнадцатого века. Правда, в других источниках говорится о начале девятнадцатого века. Опять расхождения! Кто прав? Чему верить?

В конце данной работы ещё раз отмечу, что первым в истории человечества городом-миллионером, согласно мнению большинства специалистов, является Рим, столица Италии. В настоящее время сторонниками других утверждений не приведено никаких фактов, которые доказывали бы, что Лондон, Токио и иные города стали городами-миллионерами раньше Рима.

Свидетельство о публикации (PSBN) 4759
Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 29 Августа 2017 года

Рейтинг: 0


Смотрите также