(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Назад в будущее места съемок


Как снимали фильмы «Назад в Будущее», интересные факты и фото со съемочной площадки

Историк » кино » Как снимали фильмы «Назад в Будущее», интересные факты и фото со съемочной площадки

Назад в будущее не просто великая трилогия фантастики, но явление культуры, ведь авторы рассказали увлекательную историю приключений-путешествий во времени, украшенных громадным количеством научных изобретений, многие из которых в нашем веке стали реальностью. Головокружительный сюжет, искрометный юмор, самый крутой на свете автомобиль, качественная актерская работа, потрясающие герои и невероятные злодеи – все это сделало трилогию Back to the Future бессмертным хитом кинематографа и стопроцентным членом зала славы лучших фильмов 1980-х годов. Финальная глава вышла в 1990-м, но ключевой год великого трехтомника – 1985-й, откуда и начались приключения дуэта молодого любознательного паренька Марти и его сумасбродного друга доктора Брауна.Эпизод Первый, год выхода на экраны 1985 : Приключения начинаются в 1985-м, когда семнадцатилетний подросток МакФлай по дороге в школу заходит к своему приятелю Эммету Брауну, но не застает дока дома. Вместо изобретателя паренек находит записку хозяина с просьбой встретить его ровно в 1:15 возле торгового центра “Две сосны”, где профессор покажет школьнику нечто абсолютно безумное. После парочки неприятных эпизодов в школе и дома подросток с горем пополам доживает до назначенного времени приходит к указанное место и действительно становится свидетелем фантастического события – доказательство возможности путешествий во времени, в которое тинейджер и отправляется, когда на них нападают вооруженные злодеи...Второй, 1989-й: Действие стартует там же, где окончилась предыдущая серия. Браун почти силой заталкивает влюбленных Марти и Дженнифер в свой супераппарат и отправляется в 2015-й. Изобретатель объясняет влюбленное паре, что в через несколько лет они создадут семью, родят детей и теперь их наследники в смертельной опасности. Макфлай-младший арестован полицией за попытку ограбления банка, сестра пыталась спасти брата, но тоже угодила в тюрьму. Если папаша не вмешается в ситуацию, то биография детей окажется испорченной навсегда...Третий, 1990-й: Продолжение следует – этими словами закончился эпизод No2, поэтому сюжет стартует с места в карьер и отправляет героев так далеко в прошлое, куда путешественники ещё не забирались – в 1885, где они встречают индейцев, армейскую кавалерию и, разумеется, ковбоев. Скоро бесстрашному хлопцу придется не только спасать своего лучшего друга и собственное существование, но также выйти на смертельную дуэль с местным бретером...

Трейлер к первой части, 1985 год

Трейлер ко второй части, 1989 год

Трейлер к третьей части, 1990 год1. 21 октября 2015 наступил день, которого фанаты ждали много лет – День будущего, в который отправлялись главные герои, чтобы изменить судьбу.2. Невозможно забыть футуристическую сцену голографической рекламы кинофильма “Челюсти-19”. В честь этого эпизода компания Universal Pictures создала специальный трейлер этого несуществующего кинофильма.3. Президент Рональд Рейган в своей речи в Конгрессе США в 1986-м процитировал персонажа кинокартины «Дороги? Там, куда мы едем, они нужны».4. Каждый фанат фантастик-трилогии должен посмотреть анимационный сериал “Рик и Морти”, чьи заглавные персонажи представляют собой гротескные пародии Марти и Дока.Современный Голливуд помешан на ремейках и перезапусках, поэтому неудивительно в Америке постоянно ходят слухи о возрождении популярной фантастической трилогии с новыми актерами, но со старым классическим автомобилем-машиной времени. Однако дальше слухов и разговоров процесс не тронулся, просто потому что каждый вменяемый зритель, не только фанат трилогии, понимает, что без Кристофера Ллойда и Майкла Джей Фокса снять кино «Назад в будущее» невозможно. Поэтому нам лишь остается в очередной раз отправляться в ностальгическое кино 1980-х, пересматривать три части шедевра Роберта Земекиса и любоваться фотографиями со съёмочной площадки на тему, что осталось за кадром.

Фото со съемок фильма Назад в будущее (Back to the Future)

Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)

Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future) Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)Фото со съемок фильмов Назад в будущее (Back to the Future)

Как снимали трилогию “Назад в будущее”

Трилогию «Назад в будущее» заслуженно называют культовой, а для многих она еще остается одним из ностальгических мостиков в детство или юность. Давайте же присмотримся к самым заметным эпизодам трилогии и узнаем, как они снимались. (20 фотографий)

См. также: Как снимали фильм “В бой идут одни старики”, Как снимались знаменитые фильмы

К моменту начала съемок первого фильма режиссер Роберт Земекис уже прослыл мастером приключенческих постановок благодаря картине «Роман с камнем». Голливудские боссы ему доверяли и не жалели денег.

И все же спецэффекты в ленте использовались не так уж часто — всего три десятка раз, причем почти все они связаны с автомобилем. Над созданием визуальных эффектов, которые добавили к ленте всего за пару недель до начала ее проката, трудились сотрудники студии Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. Они добавили нарисованные с помощью компьютера вспышки, сопровождающие переход из одного периода времени в другой, а также молнию в одном из финальных эпизодов.

К слову, никакой молнии могло не быть вовсе. Первоначальная версия сценария предполагала, что необходимую для путешествия во времени энергию Док и Марти найдут на ядерных испытаниях в пустыне Невада. Однако потом менеджеры подсчитали, что для съемок всего лишь одного такого небольшого эпизода понадобится более миллиона долларов (около двух нынешних миллионов долларов с учетом инфляции).

Одной из главных «фишек» фильма и символом всей трилогии стал DeLorean DMC-12, на котором главные герои совершают путешествия во времени. Говорят, сначала в сценарии фигурировала некая абстрактная лазерная установка в кабинете Дока. Затем чья-то фантазия подсказала: попасть в прошлое и будущее эффектнее всего в холодильнике!

Почему на роль машины времени выбрали DeLorean DMC-12? Возможно, объяснение звучит в фильме из уст самого Дока: раз уж ты делаешь подобную штуковину из машины, то почему бы ей не выглядеть стильно? DeLorean DMC-12 — реально существовавший спортивный автомобиль, выпускавшийся с 1981-го по 1983 год. Дизайн машины был настолько необычным для того времени, что наделять его дополнительной «футуристичностью» для фильма почти не пришлось. Разве что немного обвешали его найденными на свалке авиадеталями.

Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим.

«Взрослые» машины не обошлись без игрушечных дублеров. Кинематографисты создали несколько уменьшенных макетов DeLorean. Именно они, подвешенные в воздухе на специальном рукаве, планируют на фоне синего экрана, на место которого затем накладывались нужные видеофрагменты. Все летающие автомобили и поезда дублировались в игрушечном формате, с которым киношникам работать намного сподручнее.

Одной из самых больших статей расходов стали не игрушки и не тройка «заряженных» DeLorean, а декорации. Весь городок Хилл-Вэлли не имеет отношения ни к одному из реально существующих населенных пунктов и был создан в открытом павильоне киностудии Universal. Миллионы долларов ушли на то, чтобы создать декорации центральной площади со всеми предусмотренными сценарием зданиями. В первой части новенькие фасады сначала использовались для съемок сцен, происходивших в 1950-х годах. Лишь ближе к концу съемочного периода декорации специально состарили, чтобы показать настоящее, то есть середину 1980-х.

Самой насыщенной по присутствию в кадре всевозможных визуальных эффектов стала вторая часть трилогии. Немудрено, ведь главные герои большую часть экранного времени проводят в будущем. Да и актерам на этот раз пришлось несладко. Особенно не повезло Майклу Джей Фоксу. В одном из эпизодов ему пришлось сыграть постаревшего Марти, а также его сына и дочь. Проблема в том, что все они должны были присутствовать в кадре одновременно. Гримировка актера в каждого из трех персонажей занимала около четырех часов. Сначала отсняли роль отца, затем — сына, и наконец, дочери. Потом получившиеся кадры просто наложили друг на друга — так получилась иллюзия, будто на кухне за одним столом одновременно сидят три человека. Весь попадавший в кадр реквизит заранее приклеили, чтобы после монтажа он не «скакал» с места на место на пленке.

Создавая Хилл-Вэлли образца 2015 года, кинематографисты не хотели следовать модной в 1980-е годы тенденции изображать будущее в мрачных тонах а-ля Оруэлл. «Назад в будущее 2» намного оптимистичнее и красочней. Много внимания Роберт Земекис уделил автопарку будущего. Чтобы немного сэкономить, было решено позаимствовать несколько готовых макетов машин из уже вышедших фантастических фильмов. Например, в разных эпизодах можно заметить авто из «Бегущего по лезвию» и «Последнего звездного бойца». Также в фильме много концепт-каров, модифицированных Ford Probe и Mustang.

Роберт Земекис очень не хотел раскрывать секрет ховерборда. Он даже шутил (с серьезным лицом!), что это обычный скейт, только без колес, и в воздухе он держится за счет магнитного поля. Такие штуковины, мол, уже производятся в условиях строжайшей секретности, но съемочной группе невероятными усилиями удалось добыть парочку. В действительности же все было намного сложнее. Когда Марти или остальных «ховербордистов» показывали выше колен, на экране демонстрировались обычные «покатушки» на скейтбордах. Чтобы создать эффект легкого скольжения над неровной поверхностью, всю площадь городка покрыли фанерными листами. В некоторых сценах главного героя катали на простой тележке.

Кроме того, инженерам пришлось придумать сложную систему из ремней, крепившуюся на кране. К ремням подвешивали актеров, и те чуть ли не по-настоящему летали в воздухе. Больше всего зрителей впечатляли кадры, когда актеров показывали ниже колен, с парящими ховербордами и ногами на них. Чтобы снять эти эпизоды, к доскам намертво привинчивали обувь, героев фильма сажали на специальную установку и возили, пока все действо снимала камера.

А вот летающие машины в сцене, когда Марти выходит в город будущего, добавляли послойно, прямо как в Photoshop: сначала детально прорабатывалась траектория одного автомобиля, потом другого и т. д. В конце концов все макеты были сняты на синем фоне, как того требовал Роберт Земекис, и «склеивались» с натурными кадрами.

Один из немногих по-настоящему компьютерных спецэффектов в фильме — виртуальная акула с афиши, «кусающая» главного героя. Сыграть испуг Майклу Джей Фоксу пришлось самостоятельно, никаких акул он не видел. Сам эффект добавили много позднее к уже отснятому материалу.

Больше всего специалисты по спецэффектам гордятся моментом приземления летящего DeLorean. Здесь перед ними стояла непростая задача — сделать так, чтобы зритель не заметил подвоха. Дело в том, что сначала в кадре мы видим рисованную модель, которая плавно приземляется, и вот перед взором зрителя уже совершенно настоящий автомобиль с Марти и Доком внутри. Сцена получилась настолько настоящей, что даже самые внимательные «кинокритики» не смогли бы рассмотреть момент перехода рисованного DeLorean в настоящий. В этом съемочной группе помог фонарь, удачно разделивший авто до и после «превращения». Работники студии Джорджа Лукаса немало попотели, совмещая кадры, а также игру света и тени.

Третья часть «Назад в будущее» была снята в традициях вестерна, и места для спецэффектов в ней почти не нашлось. Зато картина была отдана на откуп десяткам лучших голливудских каскадеров, которые с удовольствием дрались, скакали на лошадях и прыгали по вагонам поезда.

На этот раз львиную долю съемок пришлось перенести из открытых павильонов Universal в Долину монументов — почти красную пустыню с отдельными возвышающимися скалами. То что надо для фильма о ковбоях и путешествиях во времени!

С технической точки зрения самым тяжелым в «Назад в будущее 3» был эпизод с поездом. Во-первых, многие трюки выполнялись на большой скорости и были опасны для жизни актеров. Во-вторых, съемочной группе надо было во что бы то ни стало сбросить древний паровоз с недостроенного пути. Сделать это с настоящим поездом было нереально, поэтому Роберт Земекис прибег к проверенному приему — снял уменьшенную копию локомотива. Над макетом работали около двух месяцев, а потом начинили его взрывчаткой, разогнали по специально для него построенным рельсам и уничтожили за пару секунд.

В сцене же, где пока еще целехонький поезд разгоняет перед собой DeLorean, многие кадры были сняты задом наперед — в реальности локомотив едет назад. Это было сделано в первую очередь в целях безопасности. Кто знает, вдруг автомобиль вместе с Майклом Фоксом внутри сойдет с рельсов? Когда Марти наконец-то возвращается в свое время, DeLorean едет по действующим железнодорожным путям. Пару раз в день по ним проходили поезда, и на это время автомобиль приходилось снимать с рельсов.

Эффектную точку в приключениях Марти поставил эпизод с уничтожением машины времени. Режиссер пожертвовал поезду настоящий автомобиль, а не макет, так что на экране мы видим разлетающиеся от столкновения с локомотивом обломки серийного DeLorean DMC-12. Чтобы машину не сдвинуло с рельсов, ее утяжелили мокрым песком. Для пущего эффекта автомобиль нафаршировали динамитом, подпилили в нескольких местах и взорвали как раз в тот момент, когда поезд с ним столкнулся.

Источник: jurashz

Фотографии со съёмок и интересные факты к фильму «Назад в будущее» 1985 год.

Сразу после выхода картины «Подержанные тачки» Боб Гейл посетил дом родителей в Сент-Луисе (штат Миссури). Там, разбирая подвал, он нашёл школьный ежегодник своего отца и узнал, что в выпускном классе тот был старостой. В этот момент Гейл вспомнил старосту своего класса и что никогда с ним не дружил. Тогда Боб спросил себя — а дружил бы он со своим отцом? Вернувшись в Калифорнию, Гейл изложил свою идею Роберту Земекису. Тот рассказал другу историю о том, как его мать утверждала, что никогда не целовала мальчиков в школе, хотя, как позже выяснилось, на самом деле она была не такой консервативной. Тогда авторы начали работу над сценарием, который предложили «Columbia Pictures» в сентябре 1980 года.

Работая над проектом, Земекис и Гейл использовали систему, в которой все основные идеи и сюжетные подробности записывались на карточки. Первый черновой вариант сценария фильма был готов после пяти месяцев работы, а ещё через полгода авторы закончили вторую версию, датированную 7 апреля 1981 года. В ней Марти Макфлай — музыкант, также зарабатывающий видеопиратством, Док Браун — профессор, который работает в университете в 1955 году. Место действия — маленький западный город, ещё не получивший названия Хилл-Вэлли. Машиной времени должна была стать большая морозильная камера, но от этой идеи отказались, посчитав, что дети, посмотрев фильм, могли бы пострадать, закрывшись в холодильнике. В первоначальном сценарии Док Браун из 1950-х не знал, где взять энергию в 1,21 ГВт, и решил, что источник такой мощности может быть только при ядерном взрыве. Герои отправляются на атомную станцию. Съёмки этого эпизода оказались бы слишком дорогостоящими, поэтому вместо него был придуман сюжетный ход с молнией и часами. В сценарии также существовало несколько незначительных отличий.

Многочисленные студии отклоняли сценарий, считая его слишком детским и советуя предложить идею студии «Disney», от которой авторы также получили отказ, мотивированный тем, что любовная линия между сыном и матерью слишком провокационна для их компании. Наконец кинокомпания «Universal Pictures» заинтересовалась проектом. Продюсером фильма выступил Стивен Спилберг, ранее работавший с Гейлом и Земекисом над фильмами «Я хочу держать тебя за руку», «Подержанные автомобили» и «1941» — они не стали коммерческими хитами, поэтому Земекис решил, что ему нужно снять успешную картину, срежиссировал фильм «Роман с камнем», и проект «Назад в будущее» наконец получил «зелёный свет». Сид Шайнберг, начальник студии «Universal Pictures», потребовал от Земекиса и Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Лоррейн (жену самого Шайнберга звали так), а не Мэг, как изначально было в сценарии. Доку Брауну в качестве спутника полагалась собака вместо шимпанзе. И наконец Шайнберг считал, что фильм со словом «будущее» в названии не может быть кассовым, поэтому потребовал поменять его на «Космический пришелец с Плутона» (англ. Space Man From Pluto). В сцене, где Марти Макфлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать «с планеты Плутон». Шайнберг послал авторам соответствующий меморандум. По двум первым пунктам они уступили, но название менять категорически не хотели. На помощь им пришёл исполнительный продюсер Стивен Спилберг — он послал в ответ: «Спасибо, Сид, за удачную шутку — мы очень смеялись». Чтобы сохранить репутацию, Шайнберг не стал настаивать на изменении названия фильма.

Спустя три года, 11 июля 1984 года, завершилось написание третьей версии, в которой Марти уже не был видеопиратом, а профессор Браун теперь звался Эмметт Браун. Город, где происходят события, был назван Элмдэйл (англ. Elmdale). Машиной времени стал DeLorean DMC-12. В четвёртой версии сценарий приобрёл все основные сюжетные линии, которые встречаются в фильме. Наиболее значимым отличием является время действия, когда Марти попал в прошлое (март, а не ноябрь 1955 года), а Док ещё не изобрёл основы машины времени — «потоковый накопитель».

Первым претендентом на роль Марти Макфлая был 23-летний канадский актёр Майкл Джей Фокс, которого Земекис встретил в Пасадене на площадке фильма «Волчонок», когда искал места для натурных съёмок. Фокс хотел принять участие в новом проекте Спилберга, в котором также снимался Криспин Гловер, с которым Майкл уже работал ранее. Однако Фокс был занят в сериале «Семейные узы», и продюсер этого шоу, Гарри Голдберг, не хотел отпускать актёра, боясь, что это негативно скажется на успехе сериала. Премьера фильма была запланирована на май 1985 года, а в конце 1984 года выяснилось, что привлечь Фокса к съёмкам не получается. Другими претендентами на роль Марти были ровесник Фокса 23-летний Эрик Штольц и более молодой 18-летний Си Томас Хауэлл. Продюсерам понравилась игра Штольца в фильме «Маска» (который к тому моменту ещё не вышел на экраны), и он был утверждён на роль. Из-за сложностей при кастинге начало съёмок дважды откладывалось.

После 5 недель съёмок, когда было снято не менее 1/3 всех сцен с участием Марти, Земекис понял, что Штольц не подходит для этой роли. Продюсер Стивен Спилберг и Земекис решились на замену актёра даже несмотря на то, что пересъёмки увеличивали бюджет фильма с 14 до 17 миллионов. По словам Земекиса, Штольц играл не просто драматично, он был «убийственно драматичен». Сам Штольц также сомневался, что подходит на эту роль, в частности, у него не получалась езда на скейтборде — он говорил об этом в телефонном разговоре с Питером Богдановичем. В январе 1985 года в сериал «Семейные узы» вернулась другая его звезда, Мередит Бакстер, что позволило создателям «Назад в будущее» возобновить переговоры с Фоксом. Голдберг разрешил Фоксу сниматься в фильме с условием, что в случае необходимости его занятости в сериале он вернётся. По словам Земекиса, Майклу не приходилось играть, актёру был близок образ Марти, тогда как Штольц был человеком совсем другого склада. Фоксу очень понравился сценарий, а также «высокие» отзывы Земекиса и Гейла о Штольце, несмотря на то, что его пришлось уволить. Пер Велиндер и Боб Шмельцер помогали в постановке сцен на скейтборде. По словам Фокса, образ Марти «был ему близок» — «всё, чем я занимался в школе — катался на доске, гонялся за девчонками и играл в группе. Я даже мечтал стать рок-звездой». В одном месте в фильме всё же можно увидеть Эрика Штольца. В сцене, в которой Марти сбивает Биффа с ног ударом (в кафе 1955 года) перед погоней на скейтборде, показан кулак Штольца. Также существует мнение, что в сцене, в которой Марти ныряет в DeLorean на стоянке, спасаясь от ливийцев, тоже показан Штольц.

На роль Дока Брауна также одно время планировалось пригласить другого актёра — Джона Литгоу, известного по сериалу «Третья планета от Солнца», но актёр был занят. Литгоу снимался вместе с Кристофером Ллойдом в фильме «Приключения Баккару Банзая в восьмом измерении», где играл сумасшедшего учёного, а Кристофер Ллойд — инопланетянина. Вторым вариантом был актёр Джефф Голдблюм. Образ Дока был в основном импровизацией Ллойда, сыгранной под влиянием личностей учёного Альберта Эйнштейна и дирижёра Леопольда Стоковского. Когда продюсер Нил Кэнтон предложил роль Ллойду, тот сначала отказался. Однако жена актёра убедила его принять предложение.

25-летний Томас Ф. Уилсон был выбран на роль Биффа Таннена вместо 19-летнего Джей Джей Коэна, так как Коэн был практически той же комплекции, что и Эрик Штольц, игравший роль Марти Макфлая изначально, а Бифф должен был быть более физически развитым, чем Марти. Если бы Фокс сразу начал играть Макфлая, то Коэн мог бы сохранить роль Таннена, будучи крупнее Фокса. Создатели картины решили не менять Уилсона на Коэна после того, как в фильм пришёл Фокс. В итоге Коэн сыграл одного из подручных Биффа.

18-летняя Клаудия Уэллс должна была играть Дженнифер вместе с Эриком Штольцем. Однако сроки съёмок постоянно сдвигались, и в конце концов она не смогла принимать в них участие. На её место была приглашена актриса Мелора Хардин. Однако, если Штольцу в роли Марти она в качестве подружки подходила, то Майклу Дж. Фоксу — нет, поскольку была выше, чем он. Долгое время актрису Джилл Шолен рассматривали как основную претендентку на роль Дженнифер. Но тем временем Клаудия Уэллс вновь освободилась и всё-таки согласилась её исполнить.

Джорджа Макфлая сыграл Криспин Гловер. Большинство характерных движений — к примеру, трясущиеся руки — были придуманы Гловером и Земекисом уже во время съёмок. Режиссёр шутил: «Мне приходилось набрасывать на него сеть, потому что его видение персонажа отличалось от моего на 50 процентов». Из-за разногласий по поводу условий контракта во втором и третьем фильме Гловера заменил Джеффри Уайсман.

Леа Томпсон получила роль Лоррейн, так как раньше снималась со Штольцем в картине «Безумная жизнь» — продюсеры заметили её в фильме во время кастинга Эрика. На укладку «старящего» грима для съёмок начальной сцены у актрисы уходило три с половиной часа.

После ухода Штольца Фокс занял его место, участвуя в проекте в перерывах между съёмками телевизионного шоу «Семейные узы» — в основном Фокс снимался в фильме с 6 вечера до 5 утра. На сон у актёра оставалось всего 5 часов в день. По пятницам он снимался с 10 вечера до 6—7 утра. Съёмки сцен на натуре проходили в выходные, так как только в эти дни он мог сниматься в дневное время. Это был изматывающий опыт для актёра. Фокс рассказывал: «Это была моя мечта — попасть в кино и на телевидение, но я не подозревал, что мне придётся быть и там, и там одновременно. Происходящее казалось мне странным дорожным приключением, в которое я пустился». Как-то Земекис даже сказал, что «Назад в будущее» — «фильм, съёмки которого никогда не закончатся». По его словам, съёмочный период продолжался постоянно, ночь за ночью, он сам едва держался на ногах от усталости и недосыпания. «В те дни я был в своей самой худшей форме», — признался режиссёр.

Сцены на площади городского суда Хилл-Вэлли проходили в знаменитых декорациях здания суда на студии «Universal». Боб Гейл вспоминал, что тогда невозможно было снимать на натуре, так как «ни один город не позволил бы превратить свою главную улицу в привет из пятидесятых». Создатели решили сначала снимать «красивую и новую» версию из 1950-х, а потом «полностью состарить», чтобы она выглядела грязной, для сцен в 1980-х годах. Для внешнего вида особняка Браунов использовали «Gamble House», а для интерьеров — «Robert R. Blacker House».

Съёмки супермаркета «Две сосны» (позже — «Одинокая сосна») проходили на парковке «Puente Hills Mall» в индустриальном городе в Калифорнии. Фасад школы Хилл-Вэлли снимали у «Whittier High School» в городе Уиттьер (штат Калифорния), где учился бывший президент США Ричард Никсон. А сцену танцев снимали в Объединённой методистской церкви Голливуда. Сцены у дома Бэйнсов снимали на Бушнелл-Авеню в Южной Пасадене в Калифорнии.

Съёмки закончились через 100 дней, 20 апреля 1985 года, и релиз картины перенесли с мая на август. Однако после крайне высоких зрительских оценок на первом тест-просмотре — по словам Фрэнка Маршалла, «публика чуть ли не до потолка прыгала от восторга, никогда такого не видел» — выход фильма назначили на 3 июля. Чтобы успеть в срок, монтажёры Артур Шмидт и Гарри Керамидас работали 24-часовые смены. Из финальной версии вырезали 8 минут, включая сцену, в которой Марти видит, как его мать списывает на экзамене, а Джорджа запирают в телефонной будке; сцену с Марти в роли «Дарта Вейдера» также сократили. Земекис чуть было не вырезал сцену с исполнением песни «Johnny B. Goode», но зрителям она понравилась, поэтому было принято решение оставить её.

После завершения основных съёмок студия спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM), основанная Джорджем Лукасом, за 8 недель создала все спецэффекты — полет DeLorean, молнию, ударяющую в часы, и другие. Примечательно, что для сцены, в которой на фото появляются брат и сестра Марти, ILM сделала гитарный гриф размером в 3—4 раза больше обычного и использовала увеличенное фото. Это была единственная возможность реализовать такой эффект в 1985 году. В общей сложности студия создала для картины 32 визуальных эффекта, которые дорабатывали по настоянию Гейла и Земекиса до самого конца съёмочного периода.

Композитор Алан Сильвестри ранее работал с Земекисом над фильмом «Роман с камнем», но тогда Спилбергу не понравился законченный вариант музыки. Земекис посоветовал Сильвестри написать более торжественную и эпичную музыку, несмотря на относительно малые масштабы событий в самом фильме. Сильвестри начал работать над новым вариантом за две недели до первого предпоказа. Также он предложил использовать песню Хьюи Льюиса и его группы «The News» в качестве титульной композиции фильма. Первая песня, написанная группой, была отвергнута студией «Universal», а затем они записали песню «The Power of Love». Боссам студии она понравилась, но они отметили, что название фильма не упоминается в тексте, а это было существенно, так как обычно студия отсылала саундтреки с титульным названием на радиостанции в качестве рекламы картины. В итоге в этом качестве была использована песня «Back in Time», звучавшая в сцене пробуждения Марти и в финальных титрах картины. В начале фильма, где Марти Макфлай участвует в конкурсе, в роли одного из судей появляется певец Хьюи Льюис, автор использованных в фильме песен «The Power of Love» и «Back in Time». Именно он, когда Марти играет «The Power of Love», останавливает музыку и говорит: «Боюсь, вы слишком громко играете».

Хотя создаётся впечатление, что Майкл Джей Фокс сам играет на гитаре в сцене на танцах, музыкальный супервизор картины, Бонс Хоуи, нанял музыканта Пола Хэнсона в качестве педагога для Фокса, который лишь делал вид, что играет на гитаре — во время работы с актёром Хэнсон добивался максимальной реалистичности в имитации игры.

Первоначальный релиз — саундтрек с песнями из картины — содержит лишь две композиции, написанные Аланом Сильвестри, обе песни Хьюи Льюиса и «The News», песни вымышленных Марвина Берри и группы «The Starlighters» (также в списке треков указано имя Марти МакФлая), одну ретро-композицию 1950-х годов под названием «The Wallflower (Dance With Me Henry)» и две поп-песни, которые появляются на заднем фоне. 24 ноября 2009 года в продажу поступило ограниченное издание со всей музыкой, написанной Аланом Сильвестри. Издатель — лейбл «Intrada Records». Музыка к фильму «Назад в будущее» была выпущена на аудиокассетах в США компанией «MCA Records» в 1986 году и распространялась во всём мире. В СССР в том же году выпущена на пластинках фирмой «Мелодия» и широко распространялась на аудиокассетах.

В фильме также звучало несколько композиций, не вошедших в официальный саундтрек. Среди них — инструментальная рок-версия песни «The Power Of Love», которую Марти играет вместе со своей вымышленной группой «The Pinheads». Классический марш «The Washington Post» Джона Филипа Сузы звучит сопровождением предвыборной кампании мэра Реда Томаса. Песня «Mr. Sandman» из репертуара группы The Four Aces играет на главной площади, когда Марти впервые появляется на улицах Хилл-Вэлли в 1955 году. «The Ballad Of Davy Crockett», исполненная Фессом Паркером, звучит в кафе «У Лу». Балладу «Pledging My Love» Джонни Эйса можно услышать в машине во время «свидания» Марти и Лоррейн. Кроме того, в фильме был использован фрагмент композиции, написанной Эдвардом Ван Халеном — ею Марти будит спящего Джорджа, надев на него наушники.

Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов — «Pepsi», «Texaco», «Toyota», «Nike», «Calvin Klein», «Converse» и др.

Также в фильме вся видеотехника, на которой виден логотип, — марки «JVC». Это видеокамера Дока, телевизор, который во второй части продается в антикварном магазине в 2015 году, мониторы виртуальных официантов в кафе «Восьмидесятые», плазменная панель в будущем доме Макфлаев, телевизор, который Бифф из альтернативного 1985 года смотрит с девушками в джакузи во втором фильме.

Премьера картины состоялась 3 июля 1985 года в 1200 кинотеатрах на территории Северной Америки. Земекис переживал, что фильм провалится, поскольку Фокс был занят на съёмках полнометражного фильма «Семейные узы» в Лондоне и не мог участвовать в рекламной кампании. Кроме того, Земекису не нравилось, что студия «Universal» выбрала в качестве слогана картины фразу «Ты хочешь сказать, что моя мать втюрилась в меня?» (англ. Are you telling me my mother's got the hots for me?). Тем не менее картина 11 недель продержалась на первой строчке в бокс-офисе. Гейл отмечает, что «во вторые выходные сборы возросли. Затем в августе вышли „Европейские каникулы“, столкнувшие нас с первой позиции, но через неделю мы вернулись на первое место».

Сборы в Северной Америке составили 210,61 млн долларов, а за рубежом — 173,2 млн. Общие сборы составили 383,87 млн долларов. Фильм стал четвёртым по сборам в премьерные выходные в 1985 году и самым кассовым фильмом года.

Как это снято: «Назад в будущее 2»

На момент создания первой части «Назад в будущее» никто не предполагал, что у фильма будет продолжение. Концовка, в которой Док забирает Марти и его девушку в будущее, по словам сценариста Боба Гейла «была всего лишь шуткой — нам казалось логичным, что герои улетают в закат навстречу новым приключениям». Однако прокатный успех картины был столь велик (мировые сборы превзошли бюджет двадцать раз), что вопрос о сиквеле отпал сам собой. Уже в 1986 году копии фильма, выходившие на VHS, сопровождались финальным титром «To be continued...». Правда, съемки проекта пришлось отложить, поскольку Роберт Земекис к тому моменту уже занимался фильмом «Кто подставил кролика Роджера». 

По изначальному сценарию Бобу Гейла во втором фильме герои вновь отправлялись в прошлое, но уже в 1967-й год (там Марти вновь предстояло встретить своих родителей, бывших в тот момент хиппи). Земекис такую концепцию отклонил, поскольку она повторяла идею первого картины. Куда интересней, на его взгляд, было забросить героев в будущее вместо прошлого, создать альтернативную современность или обратиться к прошлому, но с эффектом дежа вю, то есть посмотреть на события первого фильма еще раз, только с иной перспективы. Земекис был не против отправиться со своими героями и в другой момент прошлого, но если и делать это, то куда-нибудь подальше, например, во времена покорения Дикого Запада. Такой ход был тем более привлекателен, что открывал возможность эксплуатации жанра вестерна. В итоге было решено сделать два сиквела: в одном в трех актах реализовать концепции путешествия в будущее, альтернативной современности и дежа вю, а во втором — путешествия в далекое прошлое. Сложностей при разработке сценария добавили актеры. Хотя большая часть исполнителей согласились принять участие в сиквеле, Криспин Гловер, игравший отца Марти, и Клодия Уэллс, игравшая Дженнифер, девушку главного героя, отказались. Поэтому в сиквеле их роли были сведены к минимуму. Отца в эпизоде альтернативного 1985 года «убили». С Дженнифер дело обстояло сложнее — Земекис и Гейл неоднократно пожалели о том, что в конце первой части посадили её в машину времени вместе с Марти и Доком, поскольку это делало героиню необходимым участником продолжения. Чтобы зрителям было проще принять новую исполнительницу роли Элизабет Шу, с её участием покадрово пересняли концовку первого фильма, сделав сцену началом второго. Выше — ролик, сравнивающий соответствующие эпизоды из двух картин.

Поскольку было принято решение об одновременном производстве двух сиквелов — «Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3» — подготовка к съемкам, в том числе написание сценариев и возведение декораций, растянулась на два года. Съемки обеих частей проходили друг за другом и вместе заняли почти год, из которого на «Назад в будущее 2» (в момент работы проект назывался «Парадокс») ушло шесть месяцев с февраля по август 1989 года. Параллельно съемкам велась работа над визуальными эффектами и монтажом. Земекис на протяжении года был вынужден разрываться между площадкой и студией, где шел постпродакшн. На экраны фильм вышел в ноябре 1989 года, когда съемки третьей части ещё были в самом разгаре.   

 

Поскольку действие «Назад в будущее 2» разворачивается в трех различных временных периодах, для съемок понадобилось больше объектов, чем для первой картины. Начнем с Хилл-Вэлли 2015 года. Земекис хотел уйти от популярного в то время в кинематографе образа мрачного, беспросветного, «оруэлловского» будущего (вспомним «Бегущего по лезвию», «Терминатора» или «1984»), изобиловавшего хромированными поверхностями, дымом и следами упадка. Такой подход казался авторам избитым и «слишком простым». По этой причине режиссер не стал привлекать к работе прежнего художника-постановщика Лоуренса Полла, в фильмографии которого как раз значился «Бегущий по лезвию». Перед новым художником-постановщиком Риком Картером стояла задача показать будущее с оптимизмом, создать «Хилл-Вэлли, который изменился к лучшему». Авторы не стремились предугадать, как преобразится мир за четверть века, хотя и обращались к исследованиям футурологов. Как рассказывает Земекис: «Мы не хотели угадывать будущее, мы хотели повеселиться на съемках и заинтересовать зрителя». 

Важно было показать пространство будущего преображенным, но при этом узнаваемым. Для этого создатели следовали принципу «15:85», то есть основа или 85% объекта должна узнаваться зрителем, а 15% деталей должны быть новыми. «Будущее строится на прошлом — говорит Картер. — А в большинстве научно-фантастических фильмов пространство выглядит так, будто пришел дизайнер и создал всё с нуля. Но мир устроен не так». Следуя этой идее, авторы воссоздали площадь Хилл-Вэлли почти также, как и в первом фильме, но добавили более прогрессивные элементы дизайна. От популярных в научной фантастике полностью стеклянных или металлических зданий было решено отказаться. Более конкретный пример — почтовый ящик «Federal Express» был сделан похожим на обычный для современного зрителя почтовый ящик, но с добавлением цифрового интерфейса. Схожим образом создавались детали интерьеров и реквизит, например телескопическая бейсбольная бита, ховерборды, то есть летающие скейтборды, плоские телевизоры. Парк с прудом на площади были сделаны не только потому, что этого требовал сюжет, но и потому, что по мысли Картера, люди будущего «осознают свою ответственность за окружающую среду и экологию». Кстати, искусственный пруд площадью 20 на 25 метров стал одним из самых сложных элементов декорации. Создан он был всего за пару недель сразу после съемок сцен альтернативного 1985 года. Пространство второго акта, иной современности, снималось в основном в небольших городах Лос-Анджелеса, вроде Пасадены, Монровии, Уилмингтона (тут нашли мрачный объект сцены на кладбище). Роль казино Биффа «исполнил» Plaza Hotel & Casino в Лас-Вегасе. В целом пространству альтернативного 1985 года за счет света, теней, бликов, отражающих поверхностей старались придать атмосферу нуара, а особенно важным элементом стали неоновые вывески, своеобразный символ порока. 

С третьим актом фильма, где Марти и Док снова попадают в 1955 годы, сложность состояла в том, чтобы в точности воссоздать тот мир, который был сделан авторами в первой части. По словам оператора Дина Канди: «Если в большинстве случаев ты возвращаешься к прежней работе, чтобы её переделать, тут мы возвращались потому, что в первый раз всё сделали именно так, как было нужно». Возвращаться приходилось в буквальном смысле. Например, сцены школьных танцев снимались в зданиях Уиттиера, там же, где и пять лет назад.

  Сложность создания костюмов для футуристической части фильма заключалась в том, что Земекис принципиально отказался от каких-либо референсов. Как рассказывает художник Джоанна Джонстон: «Концепция Боба ни на чем не основывалась, нам нужно было создавать всё с нуля». Едва ли не единственная установка состояла в том, что костюмы должны были быть безразмерными — простое нажатие кнопки подгоняет куртку ботинки и всё остальное под того, на кого они надеты. Создавался такой эффект с помощью десятков прозрачных лесок, которые за кадром дергали ассистенты. Отходя от традиционного в научной фантастике стиля металлик, Джонстон делала костюмы ярких (но не кислотных) расцветок, экспериментируя с разными видами тканей и материалов. Особенно примечателен придуманный ею прозрачный пластиковый галстук Дока (интересно, что пару лет назад такие действительно стали популярны). Что касается выбора цветов главных героев костюмов, то Джонстон зачастую обыгрывала сочетания, найденные в первом фильме. Например, футуристический костюм Марти по цветам близок к тому, что мы видели ранее — синие джинсы (только теперь с вывернутыми карманами), красно-черная куртка (вместо красного жилета), белые кроссовки (вновь Nike). Помимо костюмов для основных героев было создано больше 150 костюмов для актеров массовки. 

Загвоздка в создании костюмов для третьего акта была обратной — не в необходимости создать что-то новое, а в точной реконструкции того, что уже было, то есть костюмов из первой части. Причем лишь костюм Лии Томпсон был тем же самым. Все остальные не сохранились или не были найдены, их пришлось шить заново. Любопытно также, что воссоздавались не только костюмы и интерьеры, но для сцены танцев даже были приглашены прежние актеры массовки. 

Как и в первом «Назад в будущее», в продолжении огромное значение сыграл пластический грим. Если раньше героев Лии Томпсон, Криспина Гловера и Томаса Уилсона нужно было состарить на тридцать лет, то теперь — на шестьдесят. Майкл Дж. Фокс примерял пластический грим впервые, зато сразу для двух персонажей: постаревшего Марти МакФлая и его дочери Марлен МакФлай. На нанесение каждого варианта грима уходило по четыре часа, что Фокс называет «не самым приятным опытом в жизни». Бесспорным плюсом, однако, актер считает открываемую благодаря гриму «свободу эксперимента, возможность изменить мимику или сделать голос таким, какой звучал бы нелепо у молодого Марти». Сложнее же всего в плане грима приходилось Томасу Уилсону, поскольку сцены с пожилым Биффом и молодым или с пожилым Биффом и его внуком Гриффом всегда снимались в один день. Актер гримировался рано с утра перед съемками, представал в образе старика, потому уходило по полтора часа на снятие грима, и Уилсон отыгрывал молодых персонажей. Пластический грим также помог сделать Джеффри Вайсмана неотличимым от выбывшего Криспина Гловера.

Отдельная тема — автомобили в фильме. Хотя Земекис и полемизировал с «Бегущим по лезвию», это не помешало ему позаимствовать с его съемочной площадки машину Spinner, а также Star Car из «Последнего звездного бойца». Большинство остальных автомобилей — это футуризированные модели Ford, BMW, Jeep и Citroën. Некоторые машины были довольно сильно изменены, например Citroën DS, переделанный в такси будущего, на котором пожилой Бифф выслеживает главных героев. Другие были лишь слегка подправлены. Скажем, у Volkswagen «Жук» поменяли только диски. Какие-то автомобили и вовсе не тронули — Pontiac Fiero показался авторам и так достаточно футуристичным. Но что-то наоборот создали с нуля, например, машину полицейских. Главный герой трилогии, DeLorean, во второй части также претерпел небольшие изменения — у него поменялся реактор (появился так называемый Mr. Fusion, сделанный из кофемолки), а колеса стали выворачиваться в горизонтальное положение при полете. О том, как DeLorean подняли в воздух — ниже.

    Как и многие фильмы Земекиса, «Назад в будущее 2» стал важной вехой в истории спецэффектов, а также вызовом для компании Джорджа Лукаса Industrial, Light & Magic, работавшей и над первой частью. Один из самых важных эффектов касается технологии Vista Glide. Она использовалась для создания кадров, в которых один актер появляется одновременно в нескольких образах, например, в сценах с пожилым и молодым Биффом, то есть двумя Томасами Уилсонами, в сцене разговора двух Доков, а также в сцене семейного ужина МакФлаев. Последняя — самая сложная, так как в ней действуют не два, а три Майкла Дж. Фокса. По словам Земекиса, до него эффект реализовывался не слишком достоверно, из-за того, что камера неизменно оставалась статичной, а кроме того был заметен вертикальный стык между снимавшимися по отдельности частями кадра. Режиссер же хотел добиться абсолютной реалистичности. Роботизированная технология Vista Glide, разработанная ILM, позволяла не только двигать камеру (хоть и весьма ограниченно), но и предоставляла свободу актерам, в том числе они могли ходить рядом с «двойниками» и передавать друг другу предметы. После того, как снималась одна часть кадра, актер переодевался, гримировался, и снималась другая. Для диалогов исполнитель надевал наушники, в которых звучала ранее записанная фонограмма, на которую он реагировал во время игры.

В числе других заслуг ILM — голографическая акула, рекламирующая фильм «Челюсти 19». Она была сделана компьютерной анимацией. С её же помощью создавали неоновые вспышки при перемещении DeLorean во времени, что уже было опробовано в первой картине. Сцены полетов автомобилей создавались различными способами. Прежде всего, с помощью хромакея, когда миниатюрные копии (для DeLorean масштаб составлял 1:15) снимались на фоне синего экрана, который в дальнейшем заменялся необходимым изображением, например, небом. В ряде сцен наоборот модель добавлялась с помощью графики к уже существующему изображению. Например, в кадре ночной посадки автомобиля в альтернативном 1985 году сначала мы видим копию, а затем оригинальную машину. «Подмена» происходит когда DeLorean проезжает за столбом. Между прочим, лишнее доказательство того, что всё, что мы видим в кадре, находится там не просто так. Ещё одна копия DeLorean в натуральную величину была изготовлена из стекловолокна. Благодаря относительной легкости машину можно было поднимать с помощью тросов, что также использовалось в некоторых сценах полетов. 

Кстати, по поводу тросов. Знаменитые ховерборды, по поводу которых Земекис опрометчиво шутил, что это реальные доски, работающие на силе магнитного поля, тоже летали с их помощью. Была смонтирована внушительных размеров подвесная конструкция, двигавшаяся вслед за краном. Через неё проходили тросы, а на них вешались доски со стоявшими на них актерами. Причем актеров крепили к доскам болтами. Следы тросов в кадре убирались на постпродакшне. По ссылке — смешной ролик с тестами ховербордов.

При всей убедительности спецэффектов в фильме, Роберт Земекис и Боб Гейл не устают повторять, что тщательная и скрупулезная работа была проделана с одной целью — создать максимально достоверный экранный мир, видя который «зритель бы не обращал на внимания спецэффекты, не думал о них, а полностью вовлекался в историю». Золотые слова. Теги
  • Кино
  • ТВ
  • Практика
  • Как это снято
  • Назад в будущее 2
  • Роберт Земекис

Популярное


Смотрите также