(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Лямбда зонд фото


Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле

Дата публикации: 25 ноября 2016. Категория: Автотехника.

Количество выбросов вредоносных веществ в атмосферу регулируются жесткими экологическими нормами большинства стран мира, включая РФ. Чтобы снизить уровень пагубных испарений были созданы каталитические нейтрализаторы (или как их еще называют катализаторы). Эти устройства снижают объем вредных веществ, которые попадают в воздух вместе с выхлопными газами, образующимися в процессе работы ДВС.

Несомненно, катализаторы являются необходимыми узлами автомобиля, однако эффективность их работы обусловлена определенными условиями. В процессе работы нейтрализатора необходимо контролировать состав топливно-воздушной смеси, иначе полезный элемент перестанет выполнять свои функции. Чтобы устройство работало как можно дольше используются специальные датчики кислорода, также известные как кислородные датчики, датчики концентрации О2 или лямбда-зонды (ЛЗ).

Что такое лямбда-зонд

Если говорить о том, за что отвечает лямбда-зонд, то проще всего охарактеризовать его как прибор, определяющий уровень кислорода, который содержится в отработанных газах.

Дело в том, недостаточный объем воздуха в топливной системе (λ > 1 – бедная смесь) обычно приводит к тому, что углеводороды и образовывающийся угарный газ не будут полностью окисляться. Если же кислорода будет, наоборот слишком много в этой смеси (λ < 1 – богатая смесь), то оксиды азота не будут разлагаться на кислород и азот. Поэтому наличие ЛЗ в любой системе просто необходимо.

Если рассматривать, что такое лямбда-зонд в автомобиле, исходя из его конструкции, то датчик кислорода состоит из следующих элементов:

  • Керамического наконечника (обычно изготавливается на основе двуокиси циркония), оснащенного защитными экранами, а также отверстиями для забора выхлопных газов и атмосферного воздуха. Именно эти экраны являются рабочими элементами ЛЗ.
  • Теплопроводящих нагревательных элементов, которые находятся внутри керамических наконечников.
  • Токосъемников электрического сигнала, расположенных в средней части кислородных датчиков.

Все эти составляющие (кроме чувствительных частей наконечников) закрыты металлическим корпусом с резьбой, благодаря которой деталь фиксируется на корпусе приемной трубы.

Принцип работы лямбда-зондов

Кислородные датчики оснащены проводкой, один конец которой подключается к бортовой системе автомобиля, что позволяет «запрашивать» данные у ЛЗ о состоянии топливной смеси раз в 2 секунды. При повышении оборотов частота обновления увеличивается.

По сути ЛЗ функционирует также как гальванический элемент. После установки в выпускном коллекторе датчик разогревается до 400 градусов под влиянием потоков выхлопных газов, идущих из двигателя. В таком состоянии циркониевый наконечник «активируется» и начинает «дышать» одной своей стороной наружным воздухом, а другой – выхлопными газами. Как только один из электродов фиксирует изменение количества кислорода, на управляющую систему машины передается соответствующий сигнал.

Полученная информация об объеме кислорода в смеси анализируется системой управления, которая позволяет поддерживать оптимальное (стехиометрическое) соотношение воздуха и топлива в камерах сгорания автомобиля.

Полезно! Стехиометрическое соотношение кислорода по отношению к топливу должно составлять порядка 14,7:1.

Чтобы обеспечить более точную регулировку данных используется второй датчик, который размещается за катализатором. Однако количество лямбда-зондов может быть и больше.

Как определить, сколько датчиков кислорода установлено в автомобиле

Чтобы выяснить, сколько лямбда-зондов находится в вашем автомобиле, можно обратиться в автосервис, где вам выдадут распечатку с данными о диагностике ЛЗ (обычно это снимок днища машины с выделенными датчиками). Однако можно сэкономить и найти их самостоятельно.

В первую очередь необходимо выяснить в каком году был изготовлен автомобиль. Если вы являетесь владельцем АТС, произведенного до 2000 года, то, скорее всего, в нем установлен только 1 ЛЗ. В более современных машинах, выпущенных после «нулевых» обычно находится 2 или 4 датчика.

Чтобы определить их количество еще точнее необходимо уточнить объем двигателя. Если он составляет:

  • меньше 2 литров, то в машине вы найдете 2 ЛЗ (один будет расположен в подкапотном пространстве, где вы легко его заметите, а второй – под днищем авто);
  • больше 2 литров, то в авто будет 4 датчика (2 верхних, расположенных в подкапотном пространстве и 2 нижних – под днищем машины).

Найти верхние датчики довольно просто (именно их чаще всего меняют), для этого:

  • Откройте капот авто.
  • По центру подкапотного пространства под пластиковой крышкой с наименованием марки машины вы найдите мотор авто.
  • Осмотрите пространство вокруг двигателя и найдите массивные трубы (выпускной коллектор), которые одной стороной примыкают к мотору, а другой уходят вглубь.
  • На выпускном коллекторе найдите небольшую деталь цилиндрической формы, длина которой будет порядка 5-7 сантиметров. Это и будет лямбда-зонд (или несколько, в этом случае один датчик будет расположен справа, а другой – слева).

Стоит отметить, что информация о том, для чего нужен лямбда-зонд и где он расположен, интересует автовладельцев далеко не из-за праздного интереса. Дело в том, что согласно сервисным книжкам разных автомобилей эти элементы нужно менять после определенного пробега. Обычно замене подлежат ЛЗ поработавшие более 80 тысяч километров, однако, исходя из практики, датчики способны выдерживать нагрузки вдвое больше, если вы будете придерживаться нескольким рекомендациям.

Как продлить срок службы лямбда-зондов и когда его менять

Зная, на что влияет лямбда-зонд, довольно просто определить неисправность этого элемента. Например, если вы заметили, что:

  • на холостых оборотах или на малом газу мотор неустойчиво работает или вовсе глохнет;
  • расход топлива значительно увеличился;
  • динамические характеристики авто резко ухудшились;
  • после выключения двигателя появилось своеобразное потрескивание в области катализатора, сопровождающееся неприятным запахом сероводорода (или как говорится в простонародье «тухлых яиц»);

то, скорее всего, пришло время менять ЛЗ и продлить «жизнь» этому элементу не получится. Однако, если все системы работают исправно то увеличить срок службы датчика можно если:

  • Использовать только качественный бензин, рекомендованный для вашего автомобиля.
  • Выбирать проверенные жидкости с присадками, сопровождающиеся сертификатами соответствия.
  • Никогда не использовать герметики для фиксации датчиков (особенно это касается силиконовых составов).
  • Не запускать двигатель многократно за короткий отрезок времени.
  • При проверке работоспособности цилиндров, не отключать свечи зажигания.
  • Не перегревать выхлопную систему машины (кислородные датчики способны выдерживать только до 950 градусов).
  • Не использовать для обработки наконечников датчиков химически активные составы.
  • Следить, чтобы место соединения датчика и трубы оставалось герметичным.

Придерживаясь этим советам, вы сможете дольше эксплуатировать ЛЗ на своем автомобиле.

В заключении

Не стоит пренебрегать таким, казалось бы, простым с точки зрения конструкции элементом, как лямбда-зонд, так как он играет не последнюю роль в функционировании основных систем машины. Стоимость нового ЛЗ составляет порядка 1 500 – 2 000 рублей, поэтому вы сможете сэкономить на его замене, если будете эксплуатировать автомобиль, учитывая рекомендации специалистов и своевременно производить диагностику.

Page 2

Дата публикации: 07 февраля 2016. Категория: Автотехника.

Первым делом после запуска двигателя почти каждый автолюбитель включает магнитолу. Кто-то хочет узнать актуальные новости о пробках, другие предпочитают послушать любимую радиостанцию, а некоторые и вовсе чувствуют себя максимально комфортно с полноценным телевизором «на борту». Сейчас автомагнитолы выполняют широкий спектр задач, постепенно превращаясь в многофункциональные мультимедийны центры, к которым подключаются камеры заднего вида, парктроники, навигаторы и многое другое.

Для того чтобы обеспечить качественный и бесперебойный прием сигнала магнитола должна быть оснащена соответствующей антенной. Например, если вы используете автомагнитолу в качестве навигатора или для трансляции спутникового телевидения.

Типы антенн для магнитол

Сегодня существует множество приборов для улучшения сигнала, самыми лучшими из них считаются автомобильные антенны, которые могут быть:

  • Внешними. Такие приборы используются для приема теле- и радиосигнала. ТВ-антенна для автомагнитолы – это пассивное устройство, подверженное воздействию окружающей среды, при этом оно обладает довольно высокой чувствительностью. Из-за этого приходится оснащать антенну дополнительным усилителем сигнала (адаптером). Кроме этого, многие отмечают неудобство установки внешнего прибора на кузове автомобиля.

  • Внутренними. Устройства этого типа – это активные GPS антенны, которые обычно крепятся на лобовое стекло машины. Прибор оснащен встроенным усилителем и может использоваться с самыми разными моделями магнитол.

GPS-модули очень популярны среди автолюбителей. Принцип работы таких антенн заключается в приеме спутниковых сигналов, преобразовании их в промежуточную частоту и последующей обработке. Внутренние антенны подключаются к бортовой системе автомобиля. Главными преимуществами таких устройств являются: небольшой размер, простота монтажа, «уверенный» уровень сигнала и продолжительный срок эксплуатации. Среди недостатков стоит отметить только довольно высокую стоимость таких антенн.

При выборе антенны для магнитолы необходимо учитывать многие характеристики, включая диапазон приема сигнала, мощность прибора и многое другое. Немаловажным является и место, куда вы планируете установить прибор.

Куда лучше подключить автомобильную антенну

Чаще всего внешние антенны устанавливаются на крышу автомобиля, а GPS-модули могут быть монтированы в самые разнообразные точки автотранспортного средства. Рассмотрим рекомендации по выбору места установки:

  • Если антенна для автомобильного телевизора или навигатора будет направлена в небо, то препятствий она будет встречать намного меньше, соответственно сигнал приема будет более уверенным. Поэтому рекомендуется монтировать устройство в верхнюю часть лобового стекла машины или под крышу.
  • В нижней части лобового или заднего стекла антенна выдаст меньший «потенциал».

Тем не менее, именно эти варианты являются предпочтительными. Не стоит устанавливать GPS-антенну возле фонарей. Так поступает большинство начинающих водителей, не догадываясь о том, что в этой области эффективность устройства будет заметно снижаться из-за сильных помех.

Для GPS-антенн существуют следующие типы креплений:

  • Врезное. Антенна фиксируется через, обработанное антикоррозийным составом, отверстие в кузове.

  • Магнитное. В этом случае антенна может быть установлена в любом месте на автомобиле.

Важно! Не рекомендуется покупать GPS-антенны с магнитным креплением, так как их сигнал намного хуже.

  • Штыревое. Антенна фиксируется на водостоке машины.
  • Внутреннее. В этом случае антенна устанавливается внутри салона автомобиля (рекомендуется для GPS-модулей).

Для того чтобы подобрать нужную антенну необходимо также учитывать и тип автомагнитолы. Если вы являетесь владельцем многофункциональной магнитолы-гибрида с GPS и Bluetooth, то, несомненно, вам потребуется соответствующая комбинированная антенна. И, наоборот, тем, у кого установлен недорогой магнитофон без «наворотов» в виде навигатора и прочих полезных гаджетов, нет особого смысла покупать дорогостоящее устройство. В этой ситуации намного выгоднее купить антенный переходник с усилителем.

Антенные переходники для магнитолы

Антенный переходник (адаптер) используется для подключения антенны при смене штатной магнитолы на магнитолу другой фирмы, а также позволяет получить более мощный сигнал за счет встроенного усилителя. Бывают модели и без усилителя. Такие устройства стоят недорого и отлично подойдут для магнитофонов без навигаторов.

О том, что вам нужен переходник антенный для автомагнитолы со встроенным усилителем, вы легко узнаете по характерным признакам, свидетельствующим о низком сигнале:

  • звук становится хуже (появляются помехи, искажение или шумы) во время просмотра фильмов или прослушивания музыки;
  • список, принимаемых автомагнитолой радиостанции, заметно уменьшается;
  • сигнал периодически полностью исчезает (при этом экран магнитофона темнеет);
  • на дисплее исчезает изображение и вместо него появляются белые точки.

Если вы заметили несколько или все вышеперечисленные проблемы, то, возможно, с помощью антенного адаптера и удастся усилить сигнал, но ждать от него чуда и наичистейшего звука не стоит.

При выборе переходника учитывайте, что рабочая полоса должна перекрываться необходимым диапазоном частот, поэтому убедитесь, что:

  • амплитудно-частотная характеристика будет равномерной;
  • коэффициент усиление будет в пределах 15-25 децибел;
  • динамический диапазон достаточно высок;
  • коэффициент шума понижен;
  • коэффициент усиления повышен.

Это что касается переходников, а возвращаясь к теме GPS-антенн стоит сказать несколько слов про их стоимость.

Стоимость антенн для магнитолы

Если говорить о цене вопроса, то самой дешевой будет обычная штыревая антенна, которую можно приобрести в пределах 300-500 рублей. Кроме разъема SMA и двухметрового кабеля она больше ничем таким интересным не комплектуется.

Активная антенна GPS/Глонасс, например, Beyondoor ANT GPS BY-GPS/GLONASS07 будет стоить уже дороже, порядка 1 400 рублей. Но при этом устройство снабжено встроенным усилителем на 27 дБ и позволяет подключать автомагнитолу, навигатор или гибридный прибор.

Еще одна модель с «глонассовской» системой – это «Акулий плавник» FM/AM/GPS/GLONASS за 6 000 рублей. Помимо разъема SMA, устройство позволяет подключать также и DIN plug. Но, усилителя в этой модели не предусмотрено, так как сигналы идут в широком диапазоне частот при низком шуме. Если же усилитель вам принципиален, то можно обратить внимание на еще один «Акулий плавник» V-SMA3M-2FM-TV за 9 000 рублей. При усилении в 4 дБ антенна выдает достойный сигнал.

В заключении

Какую бы антенну вы ни выбрали для своей магнитолы, стоит учитывать что обеспечить вас полноценным качественным звуком и изображением не сможет ни одна из них. Существуют так называемые слепые зоны (особенно в пригородах и на трассах), где никакой усилитель не сможет поймать качественный сигнал. Тем более не стоит переплачивать за дорогостоящую антенну, если ваша магнитола обладает малым функционалом.

Page 3

Дата публикации: 30 марта 2016. Категория: Автотехника.

Смазывающие жидкости отвечают за работоспособность основных систем любого автотранспортного средства. Своевременно залитое качественное масло в трансмиссию или мотор значительно увеличит продолжительность «жизни» агрегата.

С моторным маслом автолюбители обычно не сильно церемонятся – меняют его часто, тем самым предотвращают износ двигателя, если вязкость масла была подобрана неправильно. При выборе трансмиссионной жидкости, стоит проявлять осторожность. Трансмиссионное масло заливается на длительное время, а вернее сказать на большой пробег автомобиля, поэтому ошибки в подборе масла не того состава, не той вязкости могут выразиться в виде больших финансовых затрат на ремонт КПП, главной передачи или раздаточной коробки.

Поэтому решая, какое автомобильное масло самое лучшее, хоть моторное, хоть трансмиссионное, необходимо в первую очередь обратить внимание на классификацию масла. Поскольку к выбору трансмиссионного масла нужно подходить более ответственно, то акцент сделаем на нем.

Как выбрать масло исходя из классификации

Как и моторные масла, «трансмиссионки» выбираются исходя из их принадлежности к тому или иному классу. Сегодня существует несколько основных стандартов, которые позволяют определить качества трансмиссионной жидкости. Для механических коробок передач это:

SAE

SAE (Society of Automotive Engineers). Эти масла отвечают требованиям американской ассоциации автомобильных инженеров. С помощью классификации SAE характеризуется вязкость и текучесть масел при разных температурных режимах. Такой международный стандарт можно отличить по индексу, указанному на упаковке.

  • W - зимнее трансмиссионное масло.
  • Без индекса – летняя смазывающая жидкость.

Но, так как трансмиссионные масла меняются не так часто как моторные, то выгоднее покупать всесезонные жидкости. На них маркировка будет содержать в себе два индекса (летний и зимний), которые указываются через дефис, например, SAE 85W-90.

Важно! Трансмиссионное масло в отличие от моторного необходимо менять намного реже – каждые 60 000 – 100 000 километров.

API

API (American Petroleum Institute) – это еще один международный стандарт для МКПП. Эта классификация позволяет определить эксплуатационные качества смазывающей жидкости. Исходя из этих стандартов, масла делятся на шесть категорий:

  • GL-1 – индекс свидетельствует о том, что масло подойдет для передач, которые эксплуатируются в легких условиях.
  • GL-2 – масла, разработанные для грузовых и сельскохозяйственных автомобилей (предназначены для работы в условиях средней тяжести).
  • GL-3 – смазочные материалы, используемые для конусных коробок передач.
  • GL-4 – самый распространенный стандарт, который используется для легковых автомобилей. Масла этой категории можно считать универсальными, так как они подходят как для КПП грузовых авто, так и для «легковушек».
  • GL-5 – Масла, содержащие присадки, обогащенные серой. Такие смазочные жидкости используются при самых сложных условиях эксплуатации КПП.

Это основные классификации, которые используются при определении вязкости и эксплуатационных характеристик масел для механических коробок передач. Если вы выбираете смазочный материал для автоматической КПП, то обращать внимание стоит на следующие индексы.

ATF

Классификация ATF (Automatic Transmission Fluid) была разработана известным концерном General Motors еще 1949 году. С тех пор требования были несколько раз пересмотрены, и сегодня если вы ездите на «автомате», то выбирать трансмиссионное масло рекомендуется именно с индексом ATF. К маслам этой категории предъявляются более жесткие требования, нежели к продукции с маркировкой SAE или API. Особое внимание уделяется не только вязкости и антифрикционным свойствам жидкости, но антиокислительным, противоизносным и противопенным характеристикам.

Такая «придирчивость» к маслам для АКПП объясняется тем, что коробки передач этого типа включают в себя, несколько отличающихся друг от друга узлов, поэтому смазывающий материал должен не только хорошо смазывать, но и охлаждать, защищать от образования коррозии, обеспечивать фрикционное сцепление и многое другое.

Также для АКПП подходят масла «дексроны». Dexron 1, 2,3 и 4 были разработаны все той же компанией General Motors. Сказать какая спецификация подходит для отдельных категорий авто сложно, так как эта информацию должен вам предоставить производитель авто. Поэтому перед покупкой внимательно изучите всю документацию по техническому обслуживанию машины.

Также существуют отечественный стандарт ГОСТ 17479.2-85 и европейский ZF, но чаще всего на канистре со смазочным материалом, можно встретить одну из классификации описанную выше.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – это основа трансмиссионного масла.

На какой основе выбрать трансмиссионное масло

Как и моторные смазки бывает масло трансмиссионное синтетическое, полусинтетическое или минеральное.

Минеральные масла

Смазочные жидкости, изготовленные на основе натуральных компонентов, безусловно, подкупают своей невысокой стоимостью. Но при этом стоит учитывать, что такой состав куда капризнее поведет себя при перепадах температурного режима. К тому же текучесть «минералки» сильно падает в холодной среде (в нормальных условия свойства восстанавливаются). Это провоцирует повышенное трение в передаче и как следствие – повышенный расход бензина и износ трансмиссии. Если сравнивать минеральное масло с другими типами, то оно больше всего подвержено окислению.

Несмотря на такие явные недостатки, не стоит сбрасывать со счетов «минералку» так как некоторые производители усиливают качество этой жидкости с помощью различных дополнительных присадок.

После перехода с минерального масла на синтетическое или полусинтетическое необходимо обязательно осмотреть машину, так как после «минералки» могут остаться масляные пятна. Это происходит из-за того, что в процессе работы от минерального состава на всех резиновых элементах образуется особый налет, который выполняет функцию герметика. Если же сразу залить синтетический состав, то он этот налет разрушит и может произойти протечка масла.

Полусинтетические масла

Трансмиссионное масло (полусинтетика) – это промежуточный вариант «минералки» и полностью синтетического продукта. Если говорить о качестве этой жидкости, то оно намного лучше, чем у натурального масла, а его стоимость на порядок ниже синтетического. Это стабильная жидкость, которая довольно хорошо показывает себя в условиях холода и жары. Также масло трансмиссионное полусинтетическое не так сильно окисляется и обладает рядом дополнительных присадок.

Синтетические масла

Синтетические трансмиссионные масла считаются самыми стабильными и долговечными. «Синтетика» намного меньше окисляется, поэтому она служит намного дольше. Хоть стоит такая жидкость дороже, но для КПП она считается самой лучшей. Трансмиссионное масло (синтетика) не меняет такие свойства, как текучесть при низких температурах. Правда, тут же есть и небольшой минус. При перепадах рабочих температур может произойти утечка смазки через сальник. Но, такое происходит только с детищами отечественного автопрома, повидавшими виды.

Сказать абсолютно точно, на какой основе масло считается лучшим сложно, так как у каждого типа есть свои преимущества. В любом случае, если вы предпочитаете сэкономить и приобретать «минералку», то обязательно убедитесь, что выбранный состав отвечает температурным условиям эксплуатации и был произведен не «левой» компанией.

В заключении

При выборе трансмиссионного масла лучше всего обратиться к рекомендациям производителя автомобиля. Одни марки требуют не совсем «стандартного» подхода при выборе, а некоторые современные иномарки и вовсе не нуждаются в замене смазывающей жидкости для КПП (по крайней мере, так утверждают сами производители).

Если же говорить о том, куда заливается трансмиссионное масло, то опять же многое зависит от марки машины. Как правило, для замены необходимо открутить пробку маслосливной горловины. Проверить состояние уплотнительных колец и заменить их по возможности. После этого откручивается пробка, находящаяся в сливном отверстии. Старое масло сливается, и пробка устанавливается обратно. Новое масло закачивается при помощи шприца и все крышки закрываются. Справиться с заменой трансмиссионного масла можно самостоятельно.

Page 4

Дата публикации: 06 июня 2016. Категория: Автотехника.

Накачивать шины обычным ножным насосом – это утомительное занятие для любого автомобилиста. К тому же спускает колеса обычно в самый неудобный момент, когда нужно срочно отправиться на встречу или и того хуже – беда застает врасплох прямо посреди дороги. Благо сегодня на помощь автолюбителям пришел портативный и удобный в использовании компрессор.

Питается такой автонасос электрический от прикуривателя, бытовой сети или АКБ. По принципу работы агрегаты делятся на:

  • Поршневые, которые, в свою очередь, бывают одно- и двухпоршневыми.
  • Мембранные или вибрационные компрессоры.
  • Роторные.

Благодаря такому разнообразию в магазине сложно сразу сориентироваться и выбрать наиболее подходящую и долговечную модель электрического насоса для машины. Чтобы не приобрести «кота в мешке» в первую очередь необходимо определиться с основными характеристиками качественного компрессора.

Характеристики автомобильных компрессоров

Решающими параметрами при выборе той или иной модели являются:

  • Время, которое требуется на накачивание шин воздухом.
  • Удобство эксплуатации агрегата.
  • Количество шума.
  • Стоимость.
  • Многофункциональность прибора (наличие насадок).

Говоря о том, какой автомобильный компрессор лучше выбрать, стоит обратить внимание на производительность электрического насоса. Обычно ее средний показатель составляет порядка 35-40 литров в минуту. При меньшей производительности вы сможете накачать шины только «микролитражки», причем довольно медленно, а большие показатели необходимы только, если вы являетесь обладателем тяжелого внедорожника или грузовика.

Характеристики давления переоцениваются, так как для большинства автомобилей достаточно 2 – 2,4 атмосфер. Даже на простеньких компрессорах указан максимальный предел в 7 атмосфер, а в китайский подделках и вовсе все 20 атм. Кстати, по поводу последних – если вам повстречался такой агрегат, то не стоит верить таким поразительным «умениям» насоса. На деле, скорее всего, он не наберет даже нужных 2 атм, либо перекачает шины.

Важно! Чтобы избежать перекачки шин выбирайте компрессор с автоматической отсечкой накачки, которая активизируется при превышении заданного показателя.

Если говорить о производителях – то сегодня существует огромное количество компаний, изготавливающих автомобильные компрессоры. Как выбрать из такого многообразия и стоит ли отдавать предпочтение зарубежным изготовителям? Ответить на этот вопрос однозначно сложно, так как среди отечественных, европейских и китайских компрессоров можно выбрать достойный агрегат. Поэтому мы рассмотрим самые надежные и популярные электронные насосы от разных производителей.

Отечественные компрессоры

Среди отечественных агрегатов автолюбители отметили несколько производителей, которые отвечают за качество и предлагают потребителям наиболее надежные и долговечные компрессоры.

Качок

Эта торговая марка принадлежит Московской компании «ТАНИ», которая занимается изготовлением аксессуаров и компонентов для машин с 1992 года. Среди самых лучших авто-компрессоров этой компании автовладельцы выделили модель К60, работающую по принципу поршневого нагнетания с коаксиальным приводом. Производительность этого агрегата составляет 35 литров в минуту, при максимальном давлении в 7 атм. Работает компрессор от аккумулятора.

Преимущества «Качок» К60:

  • компактность (помещается в бардачке);
  • надежность;
  • приятный внешний вид;
  • стоимость (порядка 2 500 – 3 000 рублей).

Среди недостатков – низкие показатели по сравнению с аналогами. Но этот минус простителен, так как конкуренты с лучшим КПД стоят на 500 – 600 рублей дороже.

Беркут

Еще один компрессор от компании «ТАНИ». По оценкам автолюбителей он получил наивысшие баллы благодаря своей надежности и долговечности. Также стоит отметить удобную градацию моделей, которая соответствует маркировке шин (R14 – R24). Самые мощные агрегаты этой серии используются для внедорожников и отличаются высокой производительностью в 98 литров в час, а также максимальным давлением в 14 атмосфер.

Преимущества:

  • питание от прикуривателя;
  • двойная защита (от перегрева и короткого замыкания);
  • рабочие детали изготовлены из высококачественной стали, а алюминиевый поршень оснащается уплотнительными тефлоновыми кольцами;
  • цена (например, автомобильный компрессор berkut r15 обойдется порядка 3 500 рублей).

Среди недостатков некоторые автолюбители отметили необходимость покупки лучшего манометра почти за 1 500 рублей.

Торнадо

Под маркой «Торнадо» сегодня выпускаются изделия более чем 10 разных производителей, но большая часть из них предлагает низкокачественные агрегаты с низким КПД и слабой мощностью. Сегодня в магазинах можно встретить компрессор этого бренда от Китайских, Тайваньских и других компаний. Настоящий же «Торнадо» производится одноименной фирмой, расположенной в Москве. Еще один неплохой вариант – это компрессор от компании «AZARD Group», которая находится в Рязани, но имеет представительства во многих городах России.

Среди наиболее востребованных на рынке авто-компрессоров этой марки, автолюбители выделяют поршневой компрессор AC 580, работающий от прикуривателя. Производительность агрегата составляет 35 литров в минуту, а рабочее давление – 7 атм. Стоимость модели составляет порядка 1 000 – 1 200 рублей.

А вот автомобильный компрессор торнадо ii, произведенный в Китае имеет ряд недостатков. Несмотря на заявленную высокую производительность (60 литров в минуту) прибор быстро перегревается, из-за чего уже после накачки одного колеса агрегату нужно давать передохнуть. При этом стоит такая модель «Торнадо» 2 700 рублей.

Зарубежные компрессоры

Среди зарубежных производителей также есть компании гарантирующие надежность и качество изготавливаемым компрессорам. Среди лучших брендов опытные автомобилисты выделили следующие фирмы.

Black & Decker

Корпорация Black & Decker появилась в США еще в 1910 году, тогда она была еще крошечной фирмой по производству строительных инструментов. С годами популярность росла и сегодня этот «гигант» занимает лидирующие позиции на рынке спец-инструментов. Производитель отличается инновационными решениями, и современными технологиями, которые пришлись по вкусу автолюбителям по всему миру.

Среди широкого модельного ряда автолюбители выделили компрессор автомобильный Black Decker ASI300 отличающийся производительностью до 40 литров в минуту. Стоит отметить стильный внешний вид агрегата, который напоминает компактный тостер. Среди преимуществ компрессора:

  • малый вес;
  • удобство эксплуатации (прибор оснащен наклонным экраном, на котором отображаются показания);
  • возможность подключения как к сети 220 Вольт, так и к бортовой;
  • удобные отсеки для хранения шланга и проводов;
  • низкий уровень шума и вибрации;
  • дополнительный набор насадок для накачивания спортинвентаря.

Среди недостатков компрессоров владельцы машин выделили чувствительность к низким температурам (при температуре более -20 градусов становится трудно читать показания на табло).

Стоит агрегат порядка 5 000 рублей.

Hyundai

Говоря о производителях аксессуаров для машин нельзя не упомянуть про компанию Hyundai, знакомую своим высоким качеством каждому автолюбителю. Среди широкого модельного ряда электрических насосов больше всего положительный оценок получил компрессор автомобильный Hyundai серии HY. Маркировка 45, 60, 65 обозначает производительность агрегата, соответственно подобрать его можно для конкретных шин. Стоят такие компрессоры от 2 500 рублей.

Помимо этого компрессор обладает следующими преимуществами:

  • конструкция оснащена алюминиевыми ребрами охлаждения;
  • в комплект входит высокоточный манометр;
  • электронасос обладает функцией «Авто-стоп», благодаря которой агрегат выключается, как только давление в шинах достигает оптимальной отметки;

Среди недостатков автовладельцы отметили короткий шланг и небольшой шум в процессе накачивания шин.

В заключении

Выбирать компрессор необходимо исходя из марки автомобиля и его мощности. Обращайте внимание на «реальные» характеристики агрегата, а не на «выдуманные» и вы обязательно найдете оптимальный по цене и надежности автомобильный компрессор.

avto-moto-shtuchki.ru

Как проверить лямбда зонд на работоспособность своими руками мультиметром и осциллографом, где находится датчик кислорода в авто

Современные транспортные средства оснащены множеством датчиков, контролирующих работоспособность узлов и агрегатов. Одним из основных датчиков автомобиля является датчик остаточного кислорода (λ-зонд). Однако лишь немногие автомобилисты знают, как проверить лямбда-зонд самостоятельно, сэкономив время и финансы.

Что такое лямбда-зонд, и где он находится

В связи с ужесточением экологических норм для уменьшения токсичности выхлопных газов машины начали оборудовать каталитическим нейтрализатором (катализатором). Качество и продолжительность его работы находится в прямой зависимости от состава топливно-воздушной смеси (ТВС). В зависимости от сигналов, передаваемых лямбда-зондом, регулируется процентное соотношение в смеси топлива и воздуха.

Лямбда-зонд — система, определяющая, какое количество остаточного кислорода содержится в выхлопных газах. Иначе его можно назвать — кислородный датчик.

Располагается лямбда-зонд в выпускном коллекторе перед каталитическим нейтрализатором

Качественная очистка от токсичных выхлопов в катализаторе проводится только при наличии в них кислорода. Для контроля эффективности действия нейтрализатора и повышения точности исследования состояния выхлопных газов на многих моделях устанавливают второй лямбда-зонд на выходе катализатора.

Для повышения эффективности на современных автомобилях устанавливается дополнительный лямбда-зонд на выходе катализатора

Главной функцией лямбда-зонда считается измерение количество кислорода, содержащегося в выхлопных газах, и сравнение его с эталонным.

Электрические импульсы от кислородного датчика поступают в электронный блок управления (ЭБУ) топливной системой. Относительно этих данных ЭБУ регулирует состав ТВС, подаваемой в цилиндры.

Схема установки основного и дополнительного датчиков кислорода в автомобиле

Результатом совместной работы лямбда-зонда и ЭБУ является получение стехиометрической (теоретически идеальной, оптимальной) ТВС, состоящей из 14,7 частей воздуха и 1 части топлива, при которой λ=1. У обогащенной смеси (избыток бензина) λ1.

График зависимости мощности (P) и расхода топлива (Q) от величины (λ)

Разновидности лямбда-зондов

Современные машины оснащаются следующими датчиками:

  • Циркониевые;
  • Титановые;
  • Широкополосные.

Циркониевый

Одна из наиболее распространённых моделей. Создана на основе диоксида циркония (ZrO2).

Циркониевый датчик кислорода действует по принципу гальванического элемента с твёрдым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2)

Керамический наконечник с диоксидом циркония с обеих сторон покрыт защитными экранами из токопроводящих пористых платиновых электродов. Свойства электролита, пропускающего ионы кислорода, проявляются при нагреве ZrO2 выше 350°C. Лямбда-зонд не будет работать, не прогревшись до нужной температуры. Быстрый нагрев осуществляется за счёт встроенного в корпус нагревательного элемента с керамическим изолятором.

Важно! Повышение температуры датчика до 950°C ведёт к его перегреву.

Выхлопные газы поступают к наружной части наконечника через специальные просветы в защитном кожухе. Атмосферный воздух попадает внутрь датчика через отверстие в корпусе или пористую водонепроницаемую уплотнительную крышку (манжету) проводов.

Разница потенциалов образуется за счёт передвижения ионов кислорода по электролиту между наружным и внутренним платиновыми электродами. Напряжение, образующееся на электродах, обратно пропорционально количеству О2 в выхлопной системе.

Напряжение, которое образуется на двух электродах, обратно пропорционально количеству кислорода

Относительно сигнала, поступающего от датчика, блок управления регулирует состав ТВС, стараясь приблизить её к стехиометрической. Напряжение, поступающее от лямбда-зонда, ежесекундно меняется по несколько раз. Это даёт возможность регулировать состав топливной смеси независимо от режима работы ДВС.

По количеству проводов можно выделить несколько типов циркониевых устройств:

  1. В однопроводном датчике существует единственный сигнальный провод. Контакт на массу осуществляется через корпус.
  2. Двухпроводное устройство оснащено сигнальным и заземляющим проводами.
  3. Трёх- и четырёхпроводные датчики снабжены системой нагрева, управляющим и заземляющим проводами к ней.

Циркониевые лямбда-зонды в свою очередь разделяются на одно-, двух-, трёх- и четырёхпроводные датчики

Титановый

Визуально похож на циркониевый. Чувствительный элемент датчика создан из диоксида титана. В зависимости от количества кислорода в выхлопных газах скачкообразно меняется объёмное сопротивление датчика: от 1 кОм при богатой смеси до более 20 кОм при бедной. Соответственно, меняется проводимость элемента, о чём датчик сигнализирует блоку управления. Рабочая температура титанового датчика — 700°C, поэтому наличие нагревательного элемента обязательно. Эталонный воздух отсутствует.

Из-за своей сложной конструкции, дороговизны и привередливости к перепадам температуры большое распространение датчик не получил.

Кроме циркониевых, существуют также кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2)

Широкополосный

Конструктивно отличается от предыдущих 2 камерами (ячейками):

В камере для измерений с использованием электронной схемы модуляции напряжения поддерживается состав газов, соответствующий λ=1. Насосная ячейка при работающем моторе на обеднённой смеси устраняет лишний кислород из диффузионного зазора в атмосферу, при богатой смеси — пополняет диффузионное отверстие недостающими ионами кислорода из внешнего мира. Направление тока для перемещения кислорода в разные стороны меняется, а его величина пропорциональна количеству О2. Именно значение тока и служит детектором λ выхлопных газов.

Температура, необходимая для работы (не менее 600°C), достигается за счёт работы нагревательного элемента в датчике.

Широкополосные датчики кислорода детектируют лямбду от 0,7 до 1,6

Симптомы неисправности

Основными признаками, свидетельствующими о поломке кислородного датчика, считаются:

  • Повышенная токсичность выхлопных газов;
  • Нестабильная, прерывистая разгонная динамика;
  • Кратковременное включение лампы «CHECK ENGINE» при резком увеличении оборотов;
  • Нестабильные, постоянно меняющиеся холостые обороты;
  • Увеличение расхода топлива;
  • Перегрев катализатора, сопровождающийся потрескивающими звуками в его зоне при заглушённом моторе;
  • Постоянно горящий индикатор «CHECK ENGINE»;
  • Беспричинная сигнализация бортового компьютера о переобогащённой ТВС.

Нужно иметь в виду, что все эти отклонения могут быть симптомами и других поломок.

Длительность службы лямбда-зонда примерно 60-130 тыс. км. Причинами сокращения срока службы и поломки устройства может стать:

  • Применение при монтаже датчиков, не рассчитанных на высокие температуры герметиков (силиконовых);
  • Некачественный бензин (повышенное содержание этила, свинца, тяжёлых металлов);
  • Попадание масла в выхлопную систему в результате износа маслосъёмных колец или колпачков;
  • Перегрев датчика в результате некорректно выставленного зажигания, переобогащённой ТВС;
  • Множественные попытки завести мотор, приводящие к проникновению горючих смесей в систему выхлопа;
  • Нестабильный контакт, замыкание на массу, обрыв выходного провода;
  • Нарушение целостности конструкции датчика.

Способы диагностики кислородного датчика

Специалисты советуют проверять корректность работы лямбда-зонда каждые 10000 км пробега, даже если проблем в работе устройства не наблюдается.

Диагностику начинают с проверки надёжности соединения клеммы с датчиком и на наличие механических повреждений. Далее выкручивают лямбда-зонд из коллектора и осматривают защитный кожух. Небольшие отложения очищают.

Если в ходе визуального осмотра на защитной трубке датчика кислорода были выявлены следы сажи, сильные белые, серые или блестящие отложения, то лямбда-зонд следует заменить

Как проверить лямбда-зонд мультиметром (тестером)

Проверка датчика на работоспособность проводится по следующим параметрам:

  • Напряжение в нагревательной цепи;
  • «Опорное» напряжение;
  • Состояние нагревателя;
  • Сигнал датчика.

Схема подключения к лямбда-зонду в зависимости от его типа

Наличие напряжения в цепи подогрева определяют мультиметром или вольтметром в следующей последовательности:

  1. Не снимая разъём с датчика, включают зажигание.
  2. Щупы присоединяют к цепи подогрева.
  3. Показания на приборе должны совпадать с напряжением на аккумуляторе — 12В.

«+» идёт на датчик от аккумулятора через предохранитель. При его отсутствии прозванивают эту цепь.

«—» поступает от блока управления. Если он не обнаружен, проверяют клеммы цепи «лямбда-зонд — ЭБУ».

Замеры опорного напряжения проводятся теми же аппаратами. Последовательность действий:

  1. Включают зажигание.
  2. Замеряют напряжение между сигнальным проводом и массой.
  3. Прибор должен показать 0,45 В.

Для проверки нагревателя мультиметр выставляют в режим омметра. Этапы диагностики:

  1. Снимают разъём с устройства.
  2. Замеряют сопротивление между контактами нагревателя.
  3. Показания на разных кислородниках различные, но не должны выходить за пределы 2-10 Ом.

Важно! Отсутствие сопротивления говорит о разрыве в цепи нагревателя.

Вольтметр или мультиметр используются для проверки сигнала датчика. Для этого:

  1. Заводят двигатель.
  2. Прогревают его до рабочей температуры.
  3. Щупы прибора соединяют с сигнальным проводом и проводом массы.
  4. Обороты мотора увеличивают до 3000 об/мин.
  5. Следят за замерами напряжения. Должны наблюдаться скачки в диапазоне от 0,1 В до 0,9 В.

Если хотя бы при одной из проверок показатели разнятся от нормы, датчик неисправен и нуждается в замене.

Видео: проверка лямбда-зонда тестером

Проверка осциллографом

Главным преимуществом данной диагностики лямбда-зонда перед проверкой вольтметром и мультиметром является фиксация времени между однотипными изменениями выходного напряжения. Оно не должно превышать 120 мс.

Очерёдность действий:

  1. Щуп прибора подключают к сигнальному проводу.
  2. Мотор прогревают до рабочей температуры.
  3. Обороты двигателя повышают до 2000-2600 об/мин.
  4. По показаниям осциллографа определяют работоспособность кислородного датчика.

Диагностика осциллографом даёт наиболее полную картину работы лямбда-зонда

Превышение временного показателя или пересечение пределов напряжения нижнего 0,1 В и верхнего 0,9 В говорит о неисправном кислородном датчике.

Видео: диагностика датчика кислорода осциллографом

Другие способы проверки

Если в автомобиле есть бортовая система, то по сигналу «CHECK ENGINE», выдающему определённую ошибку, можно диагностировать состояние лямбда-зонда.

Перечень ошибок лямбда-зонда

Чтобы лямбда-зонд работал долго и эффективно, необходимо заправлять автомобиль только качественным топливом. Плановая и своевременная диагностика датчика кислорода поможет вовремя обнаружить его неисправность. Эта мера способна продлить срок эксплуатации не только самого датчика, но и катализатора.

carnovato.ru

Где находится лямбда зонд?

Всё зависит от того когда выпущен ваш автомобиль и какой именно лямбда зонд мы ищем.

Если вы узнали о необходимости замены лямбда зонда в автосервисе после компьютерной диагностики, то вероятно, вам на руки выдали бумагу с результатами. В этой бумаге должна быть фотография подкапотного пространства или днища автомобиля, где стрелочкой указан вышедший из строя лямбда зонд. Вот пример такой бумаги>>. В этом случае всё ясно, стоит лишь внимательно ознакомиться с этой фотографией.

Однако, в большинстве автосервисов такой бумаги, подтверждающей результаты диагностики, могут не выдать. Возможно, у вас и вовсе нет возможности посетить надёжный автосервис.

В этом случае, для понимания вопроса, где искать лямбда зонд, нужно знать, когда был произведён ваш автомобиль. В автомобилях, произведённых до 2000 года, в 90% случаев установлен 1 датчик, и лишь меньшая часть имеет 2 датчика. Во всех автомобилях, произведённых после 2000 года, имеется от 2 до 4 датчиков лямбда зонд. Теперь, когда мы определились с возможным количеством лямбда зондов, установленных в вашем автомобиле, необходимо чётко установить их количество и места установки.

Число лямбд в автомобилях, произведённых после 2000 года, зависит от объёма двигателя. Если объём двигателя менее двух литров, значит, имеется 2 датчика: 1-й установлен в подкапотном пространстве, хорошо видим и легко заменяем; 2-й установлен под днищем автомобиля.

Схематичное обозначение местоположения лямбда зондов на современном автомобиле.

Забегая вперёд, оговорюсь, что в 90% случаев неисправным оказывается 1-й лямбда зонд. Так происходит оттого, что 2-й датчик установлен после катализатора и, соответственно защищён им. Подробнее о том, почему по статистике на каждый неисправный 2-й датчик приходится десять 1-х, можно прочитать в статье «Для чего нужен лямбда зонд». Поэтому, особое внимание при подозрении на неисправность лямбда зонда без проведения компьютерной диагностики, необходимо уделять именно 1-му датчику. Нужно чётко определиться, в каком месте у автомобиля «болит».

1-й датчик имеет ещё несколько названий, которые следует знать для полного понимания вопроса. Название «верхний», характеризует место установки датчика, относительно 2-го лямбда зонда, который соответственно называют «нижний». Это название характерно для любителей и применяется очень часто. Другое название «регулирующий» характеризует функциональную задачу 1-го датчика, который осуществляют задачу регулировать качество топливной смеси, подаваемой в двигатель. Соответственно, для 2-го датчика имеется название «диагностирующий», также характеризующее его функциональную нагрузку проверять качество выхлопа автомобиля на предмет соответствия его заложенным в блок управления требованиям. Иногда также для 1-го датчика используется характеристика «до катализатора», а для 2-го «после катализатора»

Если же объём двигателя вашего автомобиля более двух литров, значит, в автомобиле установлено четыре лямбда зонда: два 1-х датчика (верхние, регулирующие) - левый и правый, также установлены в подкапотном пространстве, хорошо видимы и взаимозаменяемы и два 2-х датчика (нижние диагностирующие) - левый и правый, установлены под днищем автомобиля. Датчики, расположенные по левую руку по ходу движения автомобиля называются левыми, а по правую соответственно правыми.

Теперь, для нахождения 1-х датчиков, расположенных, как правило, в подкапотном пространстве, попробуйте стоя перед подкапотным пространством вашего автомобиля найти датчик:

1. Открыть капот автомобиля.

2. Найти двигатель. Как правило, он расположен в центре подкапотного пространства под пластиковой крышкой, на которой указана марка автомобиля. В случае, если крышкой закрыт не только двигатель, но и всё подкапотное пространство её придётся снять.

3. Внимательно осмотреть пространство вокруг двигателя и найти примыкающие к нему массивные металлические трубы, уходящие вглубь подкапотного пространства. Эти трубы называются выпускным коллектором и по ним из двигателя отводятся выхлопные газы. Выпускной коллектор может быть закрыт теплозащитным экраном из металлизированного материала, в этом случае вам придётся снять его.

4. Внимательно осмотреть выпускной коллектор – на нём вы обнаружите небольшую (5-7 см длиной) цилиндрическую деталь. Один конец этой детали ввинчен в коллектор, от другого конца тянется толстый провод. Это и есть лямбда-зонд.

5. Если на выпускном коллекторе вы не обнаружили датчик, значит, проследите трубу от выпускного коллектора, уходящую в глубь подкапотного пространства –датчик будет расположен на ней.

В качестве примера на фотографии указано наиболее распространённое расположение 1-го лямбда зонда:

 

1 - Первый лямбда зонд

2 - Электроразъём первого лямбда зонда

lambdazond.ru

Устройство и принцип работы кислородного датчика

Кислородный датчик — устройство, предназначенное для фиксирования количества оставшегося кислорода в отработавших газах двигателя автомобиля. Он расположен в выпускной системе вблизи катализатора. На основе данных, полученных кислородником, электронный блок управления двигателем (ЭБУ) корректирует расчет оптимальной пропорции топливовоздушной смеси. Коэффициент избытка воздуха в ее составе обозначается в автомобилестроении греческой буквой лямбда (λ), благодаря чему датчик получил второе название — лямбда-зонд.

Коэффициент избытка воздуха λ

Прежде чем разбирать конструкцию датчика кислорода и принцип его работы, необходимо определиться с таким важным параметром, как коэффициент избытка воздуха топливовоздушной смеси: что это такое, на что влияет и зачем его измеряет датчик.

В теории работы ДВС существует такое понятие как стехиометрическое отношение – это идеальная пропорция воздуха и топлива, при которой происходит полное сгорание топлива в камере сгорания цилиндра двигателя. Это очень важный параметр, на основании которого рассчитывается топливоподача и режимы работы двигателя. Оно равняется 14,7 кг воздуха к 1 кг топлива (14,7:1). Естественно, такое количество топливовоздушной смеси не поступает в цилиндр в один момент времени, это всего лишь пропорция, которая пересчитывается под реальные условия.

Зависимость мощности (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха

Коэффициент избытка воздуха (λ) – это отношение действительного количества воздуха, поступившего в двигатель, к теоретически необходимому (стехиометрическому) для полного сгорания топлива. Говоря простым языком, это «на сколько больше (меньше) воздуха поступило в цилиндр, чем должно было бы».

В зависимости от значения λ различают три вида топливовоздушной смеси:

  • λ = 1 — стехиометрическая смесь;
  • λ < 1 — «богатая» смесь (избыток — топливо; недостаток — воздух);
  • λ > 1 — «бедная» смесь (избыток — воздух; недостаток — топливо).

Современные двигатели могут работать на всех трех типах смеси, в зависимости от текущих задач (экономия топлива, интенсивное ускорение, снижение концентрации вредных веществ в отработавших газах). С точки зрения оптимальных значений мощности двигателя, коэффициент лямбда должен иметь значение около 0,9 («богатая» смесь), минимальный расход топлива будет соответствовать стехиометрической смеси (λ = 1). Наилучшие результаты по очистке отработавших газов будут также наблюдаться при λ = 1, поскольку эффективная работа каталитического нейтрализатора происходит при стехиометрическом составе топливовоздушной смеси.

Читайте также:  Принцип работы и особенности эксплуатации сажевого фильтра

Назначение датчиков кислорода

Расположение кислородных датчиков в системе выхлопа

Стандартно в современных автомобилях используется два датчика кислорода (для рядного двигателя). Один перед катализатором (верхний лямбда-зонд), а второй после него (нижний лямбда-зонд). Различий в конструкции верхнего и нижнего датчиков нет, они могут быть одинаковыми, но выполняют разные функции.

Верхний или передний кислородный датчик определяет содержание оставшегося кислорода в отработавших газах. По сигналу с данного датчика блок управления двигателем «понимает», на каком типе топливовоздушной смеси работает двигатель (стехиометрической, богатой или бедной). В зависимости от показаний кислородника и требуемого режима работы, ЭБУ корректирует количество топлива, подаваемого в цилиндры. Как правило, топливоподача корректируется в сторону стехиометрической смеси. Следует отметить, что при прогреве двигателя сигналы с датчика игнорируются ЭБУ двигателя до достижения им рабочей температуры. Нижний или задний лямбда-зонд используется для дополнительной корректировки состава смеси и контроля исправности работы каталитического нейтрализатора.

Конструкция и принцип работы кислородного датчика

Конструкция кислородного датчика

Существует несколько видов лямбда-зондов, применяемых на современных автомобилях. Рассмотрим конструкцию и принцип работы наиболее популярного из них — датчика кислорода на основе диоксида циркония (ZrO2). Датчик состоит из следующих основных элементов:

  • Наружный электрод — осуществляет контакт с выхлопными газами.
  • Внутренний электрод — контактирует с атмосферой.
  • Нагревательный элемент — используется для подогрева кислородного датчика и более быстрого вывода его на рабочую температуру (около 300 °C).
  • Твердый электролит — расположен между двумя электродами (диоксид циркония).
  • Корпус.
  • Защитный кожух наконечника — имеет специальные отверстия (перфорацию) для проникновения отработавших газов.
Устройство наконечника лямбда-зонда

Внешний и внутренний электроды покрыты платиновым напылением. Принцип работы такого лямбда зонда основан на возникновении разности потенциалов между слоями платины (электроды), которые чувствительны к кислороду. Она возникает при нагревании электролита, когда через него происходит движение ионов кислорода от атмосферного воздуха и выхлопных газов. Напряжение, возникающее на электродах датчика, зависит от концентрации кислорода в отработавших газах. Чем она выше, тем ниже напряжение. Диапазон напряжений сигнала кислородного датчика находится в пределах от 100 до 900 мВ. Сигнал имеет синусоидальную форму, у которой выделяются три области: от 100 до 450 мВ — бедная смесь, от 450 до 900 мВ — богатая смесь, значение 450 мВ соответствует стехиометрическому составу топливовоздушной смеси.

Виды лямбда-зондов

Помимо циркониевых используются также титановые и широкополосные датчики кислорода.

  • Титановые. Этот вид кислородников имеет чувствительный элемент из диоксида титана. Рабочая температура такого датчика начинается от 700 °C. Титановые лямбда-зонды не требуют наличия атмосферного воздуха, поскольку принцип их работы основан на изменении выходного напряжения, в зависимости от концентрации кислорода в выхлопе.
  • Широкополосный лямбда-зонд представляет собой усовершенствованную модель. Он состоит из цикрониевого датчика и закачивающего элемента. Первый измеряет концентрацию кислорода в отработавших газах, фиксируя напряжение, вызванное разницей потенциалов. Далее происходит сравнение показания с эталонной величиной (450 мВ), и, в случае отклонения, подается ток, провоцирующий закачивание ионов кислорода из выхлопа. Это происходит до тех пор, пока напряжение не станет равным заданному.
Читайте также:  Как работает система выпуска отработавших газов

Ресурс кислородника и его неисправности

Лямбда-зонд — один из наиболее быстро изнашиваемых датчиков. Это связано с тем, что он постоянно контактирует с отработавшими газами и его ресурс напрямую зависит от качества топлива и исправности двигателя. Например, циркониевый кислородник имеет ресурс порядка 70-130 тысяч километров пробега.

Поскольку работа обоих кислородных датчиков (верхнего и нижнего) контролируется системой бортовой диагностики OBD-II, при выходе из строя любого из них будет зафиксирована соответствующая ошибка, а на панели приборов загорится контрольная лампа неисправности «Check Engine». Диагностировать неисправность в данном случае можно с помощью специального диагностического сканера.

Сигнал исправного кислородного датчика

При исправной работе кислородного датчика характеристика сигнала представляет собой правильную синусоиду, демонстрирующую частоту переключений не менее 8 раз в течение 10 секунд. Если датчик вышел из строя, то форма сигнала будет отличаться от эталонной, либо его отклик на изменение состава смеси существенно замедлится.

Основные неисправности кислородного датчика:

  • износ в процессе эксплуатации («старение» датчика);
  • обрыв электрической цепи нагревательного элемента;
  • загрязнение.

Все эти виды проблем могут быть спровоцированы использованием некачественного топлива, перегревом, добавлением различных присадок, попаданием в зону работы датчика масел и чистящих средств.

Признаки неисправности кислородника:

  • Индикация сигнальной лампы неисправности на приборной панели.
  • Потеря мощности.
  • Слабый отклик на педаль газа.
  • Неровная работа двигателя на холостых оборотах.

Неисправность датчика может привести к сложностям в управлении автомобилем и стать причиной повышенного износа остальных деталей двигателя. А поскольку он не подлежит ремонту, его необходимо сразу заменить на новый.

(12 оценок, среднее: 4,58 из 5) Загрузка...

techautoport.ru


Смотрите также