(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Как называются грузы предъявляемые к перевозке наливом


6 Транспортая характеристика наливных грузов

Транспортная характеристика наливных грузов

Наливными являются грузы, которые разрешается перевозить по железным дорогам в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. В зависимости от воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность человека все наливные грузы делятся на опасные и неопасные. Неопасные грузы перевозят на общих основаниях, а при перевозке опасных, кроме общих правил и норм, необходимо выполнять специальные требования по обеспечению безопасных перевозок, указанные в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Наливные грузы в зависимости от свойств и назначения объединены в три основные группы:

  • нефть и нефтепродукты;

  • химические грузы (кислоты, щелочи, сжиженные газы);

  • пищевые продукты (растительные масла, спирты, патока).

Нефтепродукты. Виды и назначение

Нефть и нефтепродукты составляют основную долю объема грузов (более 90 %), перевозимых по железной дороге наливом в цистернах и бункерных полувагонах. На основе специфических свойств и характеристик эти грузы делятся на три подгруппы: нефть сырая, светлые нефтепродукты и темные нефтепродукты.

Нефть сырая – горючая масленичная жидкость с характерным запахом и цветом, содержащая парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды, различные органические вещества, сернистые и кислотосодержащие соединения. Нефть сырая перевозится с мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, где после специальных производственных процессов, происходящих при высокой температуре, получают нефтепродукты светлые (выкипающие при температуре до 3500С) и темные (с температурой кипения выше 3500С). К светлым нефтепродуктам относятся: бензин, керосин, лигроин, а к темным – газойль, мазут и продукты переработки мазута.

Нефтепродукты (светлые и темные) делятся на следующие подгруппы: топлива, масла, прочие продукты.

К топливу относятся: автомобильные бензины, авиационные керосины, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и другие виды топлива. Характеристиками моторных бензинов и авиакеросинов являются детонационная стойкость, определяемая октановым числом; фракционный состав; малое содержание смолистых веществ и сернистых соединений; высокая теплота сгорания. Важнейшим показателем дизельного топлива является способность к самовоспламенению при впрыскивании его в камеру сгорания, что характеризуется цетановым числом. Для топлива быстроходных дизелей существенное значение имеют такие свойства, вязкость, температура вспышки и зольность.

В группу масел входят: моторные масла, индустриальные смазочные масла, консистентные смазки, специальные масла и др.

Основным свойством смазочных масел является способность образовывать на поверхности трущихся деталей масляную пленку, прочность которой зависит от вязкости масла, а вязкость, в свою очередь, от температуры; кроме того, масла должны быть стойкими против окисления, обладать антикоррозионными и другими специфическими свойствами.

К группе прочих нефтепродуктов относится большой ассортимент продуктов: растворители, осветительные керосины, нефтяные битумы, гудроны, нефтяной пек и др. К этой же группе относятся нефтепродукты, служащие сырьем для нефтехимической и химической промышленности.

Наливные химические грузы

Химические грузы, перевозимые наливом в цистернах (универсальные и специальные), включают следующие группы грузов: кислоты, щелочи, спирты, газы (сжатые и сжиженные), а также красители, лаки и другие вещества.

Кислоты различных видов составляют основную долю в объеме перевозок жидких химических продуктов. Они относятся к опасным грузам, а поэтому при организации перевозок таких грузов необходимо выполнять требования, указанные в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.

Кислоты могут вызывать тяжелые химические ожоги, взрывы и другие аварийные ситуации. Кроме того, кислоты, обладая окисляющими и разъедающими свойствами, могут вызывать коррозию внутренних металлических поверхностей котла цистерны. Условия перевозки конкретных видов кислот зависят от их химико-физических характеристик.

Серная кислота – бесцветная прозрачная маслянистая жидкость, способная растворять металлы. Она гигроскопична, может соединяться с водой в любых пропорциях с выделением большого количества тепла. Перевозится серная кислота только в специальных цистернах. Олеум (серная дымящаяся кислота) перевозится в специальных олеумных утепленных цистернах-термосах, принадлежащих грузоотправителю.

Соляная кислота относится к опасным едким веществам, способна растворять металлы; ее температура замерзания ниже - 40оС; перевозится в специальных гуммированных цистернах. Ингибированная соляная кислота перевозится в сернокислотных цистернах.

Азотная кислота является продуктом окисления аммиака, кипит при температуре +86оС, действует на все металлы, кроме золота, платины, титана, и более слабое действие оказывает на алюминий. Техническая азотная кислота дымит на воздухе при обычной температуре, является сильным окислителем. Азотная кислота перевозится в цистернах с алюминиевым внутренним покрытием котла цистерны, которая имеет с обеих сторон щиты, предохраняющие от случайного истечения продукта.

Смесь азотной кислоты с серной – меланж, представляет собой едкую жидкость, перевозится в специальных сернокислотных цистернах. Температура ее налива должна быть не выше + 300С, а в летних условиях не выше + 400С, обладает ядовитыми свойствами. Концентрация и состав наливаемой в цистерну кислоты должны отвечать требованиям действующих стандартов.

Приготовление к наливу меланжа, а также ингибирование соляной кислоты (добавление веществ, замедляющих течение химических реакций коррозии металла) должно производится грузоотправителем в специальных емкостях, но категорически запрещается производить эти операции в процессе налива в цистерну.

Цистерны для перевозки кислот, относящихся к опасным грузам, должны иметь соответствующую окраску и предупреждающие трафареты.

Спирты как грузы имеют многие свойства, присущие светлым нефтепродуктам: огнеопасность, взрывоопасность, способность к накоплению заряда статического электричества, интенсивное испарение, токсичность, наркотические свойства, способность к температурному расширению. Спирты слабо растворяют масла, битумы и воски, но отлично воздействуют на многие смолы и красящие вещества.

Метанол (метиловый спирт) – легковоспламеняющаяся, очень ядовитая бесцветная прозрачная легкоподвижная жидкость; кипит при температуре +66оС, температура вспышки + 6оС; с воздухом пары метанола образуют взрывчатую смесь. По цвету, запаху и вкусу метанол напоминает винный спирт, но прием его внутрь вызывает отравление, нередко с потерей зрения и часто с летальным исходом; перевозится в сопровождении военизированной охраны. Метиловый спирт применяют в качестве растворителя антифриза, для синтеза химических веществ, производства формалина и других продуктов. Для таких же целей используются пропиловый и бутиловый спирты.

Технический этиловый спирт получают сбраживанием гидролизаторов древесины или сульфатных щелоков (отходы производства целлюлозы). Этиловый спирт применяется в производстве синтетического каучука, уксусной кислоты, хлороформа, пороха, синтетических красителей, лаков и т.д.

Газы природные и попутные являются важным источником энергетического и химического сырья. Природный газ добывается при разработке газовых месторождений, содержит до 99 % метана и незначительную долю примесей (азот, сероводород, бутан и др.). Попутные газы получают при добыче и переработке нефти. В зависимости от структуры нефти попутные газы содержат метан, пропан, этан в разных количественных соотношениях. Природные и попутные газы используются как топливо и химическое сырье.

По физическим свойствам и агрегатному состоянию газы делятся на следующие группы: сжатые, сжиженные и растворенные под давлением, сжиженные охлажденные. Все цистерны для перевозки газов, относящихся к опасному грузу, должны иметь соответствующую окраску и трафареты, подробные условия перевозок таких грузов указаны в Правилах перевозок опасных грузов .

Наливные пищевые продукты

Пищевые, жидкие продукты делятся на следующие группы: растительные масла и жиры, спирты и виноматериалы, плодоовощные соки, патока, молоко.

Растительные масла представляют собой продукты, полученные путем экстракции либо прессования семян масличных культур или зернобобовых растений и подразделяются в зависимости от способа обработки на нерафинированные, гидратированные, рафинированные без дезодорации и рафинированные с дезодорацией, а в зависимости от качественных показателей – на пищевые и технические. Масла используются в пищевой, консервной, парфюмерной, лакокрасочной промышленности, для медицинских и технических целей.

Растительные масла являются горючими веществами, выделяют и поглощают запахи, при изменении кондиционных показателей температуры и влажности прогорают, окисляются и теряют товарные свойства.

Растительные масла имеют следующие специфические свойства: кислотность, йодное число, температура застывания от – 27оС (льняное масло) до + 3оС (арахисовое масло); температура вспышки (230…240оС), объемная масса (0.9…0.93 т/м3), восприимчивость к запахам.

Кислотность растительного масла характеризуется кислотным числом, а его повышение против нормы свидетельствует о том, что идет процесс гидролитического распада масла или жира и ухудшаются их пищевые качества. Йодное число характеризует чистоту масел и их способность к высыханию.

Растительные масла (подсолнечное, соевое, горчичное, кукурузное и др.) являются вязкими, с условной вязкостью от 16 до 25 градусов Энглера и с температурой застывания от +1 до +15оС, перед сливом разогреваются, к опасным грузам не относятся ,так как температура вспышки у них высока.

Жиры различных животных (китовый, тюлений, рыбий) характеризуются большой вязкостью; наибольшую вязкость имеет технический жир, вязкость которого более 40 градусов Энглера, а температура застывания более 30оС. Данная группа грузов относится к застывающим и требует значительных затрат времени на разогрев перед сливом из цистерны.

К застывающим вязким грузам относятся патока и меласса. Патока - это продукт, получаемый осахариванием (гидролиз) крахмала, главным образом картофельного и маисового, разбавлением его кислотами с последующей фильтрацией и увариванием. Условная вязкость патоки - 26 - 40 градусов Энглера, а температура застывания находится в пределах от +16 до + 30оС. Патока кондитерская перевозится в специальных цистернах с внутренними стационарными змеевиками, площадь поверхности которых 34 м2. Меласса - это отходы свекольных производств, служит как корм в животноводстве, ее свойства с точки зрения влияния на транспортный процесс аналогичны свойствам патоки.

Этиловый спирт (этанол, винный спирт) – бесцветная легковоспламеняющаяся жидкость с характерным запахом. Этиловый спирт получают сбраживанием растительных материалов, содержащих крахмал и сахар (рожь, пшеница, картофель, свекла, кукуруза) или отходов производства сахарных заводов и кормовой патоки (меласса). Этиловый спирт с большим содержанием примесей называется сырцом, очищенный – ректификатом. При перевозке винного спирта и других виноматериалов важно обеспечить сохранность и качество (крепость) продукта, т. е. необходимо учитывать такие свойства, как температурное расширение и испарение винного спирта. Рекомендуемая температура налива винного спирта зимой + 8оС, а летом не более + 16оС.

Конструкционные особенности цистерн

В зависимости от свойств перевозимых грузов цистерны делятся на универсальные (общего назначения) и специальные для отдельных видов грузов.

Универсальные цистерны предназначены в основном для перевозки нефтепродуктов (нефть, мазут, бензин), могут быть четырехосные и восьмиосные, грузоподъемностью от 60 до 120 тс. Конструкция котла восьмиосной цистерны имеет уклон к сливному прибору, два верхних люка и универсальный нижний сливной прибор, обеспечивающий герметичность затворов. Однако для предупреждения смешения различных нефтепродуктов и снижения их качества, особенно при наливе светлых нефтепродуктов в цистерны, где ранее перевозились темные (мазут-бензин), необходимо производить промывку и пропарку цистерн. Особо тщательно в подобных случаях готовятся цистерны под налив авиакеросинов.

Специальные цистерны предназначены для перевозки сжиженных газов, высоковязких и застывающих, скоропортящихся, порошковых и химических грузов. В зависимости от агрессивных свойств указанных грузов и для обеспечения сохранности цистерн в течение установленного срока службы котлы специальных цистерн изготавливаются из следующих материалов: углеродистой стали, низколегированной стали, двухслойной стали, коррозионностойкой стали, алюминиевых сплавов. Для некоторых грузов внутренняя поверхность котла цистерны покрывается специальным защитным слоем: для перевозки соляной и суперфосфорной кислоты необходимо внутреннюю поверхность котла гуммировать; для фенола – защитный слой котла выполняется из цинка толщиной 0.1…0.15 мм.

Специальные виды цистерн имеют различные конструкционные особенности и дополнительные устройства для защиты как перевозимых грузов от воздействия окружающей среды, так и окружающей среды от опасных грузов.

Для перевозки хлора, аммиака, этиловой жидкости, ацетальдегида необходимы цистерны с теневой защитой. Теневая защита – это металлический выгнутый лист толщиной 1.5 мм, прикрепленный на каркасе над верхней частью котла и защищающий груз от солнечной радиации (перегрева) и связанных с этим явлением потерь груза через предохранительные клапаны, предупреждает создание аварийных ситуаций.

Скоропортящиеся грузы (винный спирт, плодоовощные соки, молоко) перевозятся в цистернах с термоизоляцией, что позволяет обеспечить качество груза в процессе перевозки.

Высоковязкие и застывающие наливные грузы перевозятся в цистернах, котлы которых имеют не только термоизоляцию, но и паровую рубашку (кожух), что позволяет сохранить температуру груза и при необходимости производить подогрев его перед сливом. В таких цистернах перевозятся следующие виды грузов: кондитерская патока, олеум, желтый фосфор и другие.

Термоизоляция с электроподогревом устанавливается на цистернах для перевозки серы и нефтяного пека, являющихся застывающими грузами с высокой температурой вспышки. Электронагреватель устанавливается под котлом цистерны, но изолирован от непосредственного контакта с днищем котла для предупреждения местного перегрева.

Налив груза в цистерны производится открытым или закрытым способом, а слив может производиться под давлением (передавливанием или сифонированием) и без давления – самотеком, в зависимости от рода и свойств груза.

Основные показатели процессов налива и слива, т.е. температура и продолжительность, для некоторых грузов приводятся в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели процессов налива и слива некоторых видов груза

(по конструкторской документации)

Груз

Налив

Слив

Температура, 0С

Продолжи-тельность, мин

Темпера

тура, 0С

Продолжительность

разогрева, ч

слива, мин

1. Бензин

2.Улучшенная серная кислота

3. Слабая

азотная

4. Спирт

5. Патока

6. Вязкие нефтепродукты

7. Желтый

фосфор

8. Олеум

9. Молоко

10. Пек

11. Сера

20

50

10÷50

40

50

50

65

50

4…6

300

125..145

100

30

60

100

210

80

60

30

360

70

20

-

-

-

-

50

50

60

50

-

180

120

-

-

-

-

до 40 ч

до 20 ч

3÷8 ч

6 ч

-

16÷20 ч

0÷29 ч

95

95

70

95

-

100

90

100

135

90

55

Транспортная характеристика нефтепродуктов

Нефтепродукты обладают большим количеством специфических свойств, существенно влияющих на все этапы перевозочного процесса и конструкцию подвижного состава. К таким свойствам относятся плотность, вязкость, температурные характеристики, испаряемость, упругость насыщенных паров, электризация, коррозионность, токсичность и другие.

Плотность нефтепродуктов зависит от содержания легких (светлых) фракций, изменяется в пределах от 0.65 до 1.06 т/мзи является качественной и количественной характеристикой продуктов переработки нефти. Плотность влияет на использование цистерн по грузоподъемности, на скорость истечения нефти при выполнении операций по наливу и сливу, возможность разогрева вязких нефтепродуктов открытым паром, на продолжительность обезвоживания (отстоя) нефтепродуктов после разогрева и другие процессы, связанные с перевозкой и подготовкой подвижного состава к перевозке.

Плотность нефтепродуктов в значительной степени меняется при изменении температуры окружающей среды, поэтому в перевозочных документах указывается плотность, определенная при температуре 20оС (паспортная характеристика). Зависимость плотности от температуры (температурное расширение) приводит к изменению объема груза в цистерне. Поэтому для исключения потерь (от выплесков) в пути следования и оптимального использования грузоподъемности цистерн установлены следующие нормы заполнения объема: в теплый период – 98 % от полезного объема цистерны, в холодный период – 99 %.

Массу нефтепродуктов в цистерне определяет грузовладелец взвешиванием на вагонных весах, а при их отсутствии расчетным путем на основе замера высоты груза в цистерне по формуле

, (5.1)

где mгр- масса груза в цистерне в кг;

- объем груза в цистерне, дмз, который определяется по Таблицам калибровки железнодорожных цистерн в зависимости от высоты налива, измеренной метрштоком, и калибровочного типа цистерны, согласно ее трафарету:

- плотность нефтепродукта при температуре 20 0С в г/дм3;

tф- фактическая температура груза, определенная одновременно с замером высоты налива воС:

 - температурная поправка плотности на 1оС, г/дмз, зависящая от стандартной плотности при температуре 20оС.

Вязкостьопределяет текучесть нефтепродуктов и оказывает существенное влияние на условия выполнения операций по их сливу и наливу из железнодорожных цистерн. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость (см. п.2.4, С.65), каждая из которых имеет свои сферы применения. При определении времени на слив и налив нефтепродуктов пользуются понятием условной вязкости, которая определяется в условных единицах – градусах Энглера (условная вязкостьоВУ). Эта величина показывает отношение времени истечения нефтепродукта в объеме 200 см3при температуре 50оС ко времени истечения дистиллированной воды того же объема при температуре 20оС. По условной вязкости нефтепродукты делятся на 4 группы; в холодное время года продолжительность слива каждой из последующих групп по сравнению с предыдущей увеличивается на два часа, при норме для первой группы – слабовязких – четыре часа.

Температурные характеристикивключают следующие показатели:

- температура плавления (застывания) для нефтепродуктов изменяется от – 80оС (для некоторых бензинов) до +150оС (для битумов и пека); характеризует температурные пределы применения топлива без предварительного подогрева, которые должны быть выше температуры плавления на 10оС;

- температура вспышки зависит от химического состава нефтепродуктов и характеризует его пожарную опасность. По температуре вспышки нефтепродукты делятся на две группы: легковоспламеняющиеся (до 45оС) и горючие (более 45оС); температура вспышки определяет предельно допустимую температуру разогрева нефтепродуктов перед производством операций по их сливу и наливу, которая должна быть не менее чем на 10оС ниже температуры вспышки;

- пределы взрываемости определяют минимальное (нижний предел) и максимальное (верхний предел) содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных взорваться при воздействии открытого огня; зона взрываемости лежит в пределах от 1…10 %. Пределы взрываемости могут определяться также температурой, при которой произойдет взрыв, при этом нижний предел взрываемости соответствует температуре вспышки.

Испаряемость– способность жидкости переходить в газообразное состояние; наибольшая испаряемость характерна для бензинов. Это свойство определяет размеры потерь при хранении, транспортировке, при наливе и сливе. При этом теряется количество и качество нефтепродуктов.

Упругость насыщенных паров– особо важное свойство, которое необходимо учитывать при перекачке нефтепродуктов насосами и при самотечном сливе (на сифонных участках). При высокой упругости паров происходит вскипание жидкости. Образующиеся при этом газовые пробки нарушают непрерывность потока (разрыв струи) и препятствует сливу.

Электризация– способность нефти и нефтепродуктов, являющихся диэлектриками, накапливать электрические заряды. Наиболее часто такое явление наблюдается при движении нефтепродуктов по трубопроводам, резиновым наливным шлангам, а также при трении капель или струи нефтепродуктов о воздух. Заряды статического электричества выносятся вместе с нефтепродуктами в цистерну и там накапливаются; появляется возможность искрового разряда. Для предупреждения возможных взрывов и пожаров необходимо обязательное заземление наливной эстакады.

Коррозионность– способность оказывать разрушающее действие на металлы, обуславливается наличием в нефти и нефтепродуктах сернистых соединений, водорастворимых минеральных кислот, щелочей, воды и других агрессивных веществ.

Токсичностьхарактеризуется вредным воздействием нефтепродуктов на организм человека, приводит к необходимости ограничения допустимого содержания паров в воздухе рабочей зоны. Превышение нормативной концентрации может привести к острым и хроническим отравлениям.

Способы и средства подогрева и слива вязких нефтепродуктов

Наиболее часто для подогрева вязких нефтепродуктов перед сливом из железнодорожных цистерн используются следующие способы: подогрев переносными паровыми трубчатыми подогревателями, подогрев открытым острым паром и циркуляционный подогрев горячими одноименными нефтепродуктами [24]. Другие существующие способы и средства подогрева (вибрационный, электроиндуктивный, с помощью тепловых излучателей) имеют сложную конструкцию, большой расход энергии и высокую стоимость, что делает их неконкурентоспособными.

Переносные трубчатые паровые подогреватели могут быть змеевиковые и гидромеханические, они предназначены для подогрева всей массы нефтепродуктов в цистерне перед сливом.

Змеевиковый трубчатый паровой подогреватель состоит из трех секций, соединенных между собой отрезками гибкого прорезиненного шланга. Центральная секция – прямой вертикальный змеевик, две боковые секции - спиральные змеевики с изгибом оси спирали под углом 40ок горизонту. Эти подогреватели имеют большой вес (≈0.150 тс), что обуславливает необходимость установки на сливо-наливной эстакаде специальных средств механизации (кран-укосина с лебедкой) для опускания подогревателя в цистерну и его извлечения после разогрева и слива продукта. Поверхность змеевиков (≈11,8 м2) и низкий коэффициент теплопередачи требуют значительного времени на разогрев, большого расхода тепловой энергии, но не обеспечивают требуемой полноты слива.

После слива необходима промывка цистерны, особенно в случае использования этой цистерны под налив другого вида груза (если после мазута наливают бензин).

Более совершенным типом трубчатого парового подогревателя является паровой гидромеханический подогреватель с четырьмя шнековыми насосами (П ГМП-4), предназначенный для подогрева вязких нефтепродуктов при сливе из железнодорожных цистерн на пунктах, имеющих расход пара 0.5 тс/ч и более. Такой подогреватель работает по принципу принудительной конвекции подогреваемых нефтепродуктов и позволяет производить слив основной массы жидкости одновременно с подогревом, что сокращает затраты энергии и время простоя цистерны под сливом по сравнению со змеевиковыми в 2…3 раза. Однако погружение установки П ГМП-4 в цистерну является трудоемкой операцией. Существуют и другие модели гидромеханических подогревателей.

Подогрев острым паром с последующей пропаркой цистерны после слива состоит в следующем: пар в цистерну подается через гибкие шланги, перфорированные трубы (прогревы), инжекторы и другие устройства, которые вводятся в цистерну через верхнюю горловину и располагают их преимущественно в центральной части котла, вблизи от сливного отверстия. Подогретый продукт, перемешанный с паром, сливается, часть пара выходит на поверхность жидкости, обогревает верхнюю часть котла и уходит в атмосферу. Одновременно происходит пропарка освободившейся части котла. В процессе подогрева нефтепродукта происходит его частичное обводнение (1.5…2.0 %), которое требует отстаивания подогретой смеси и слива подтоварной воды.

studfiles.net

3. Технология перевозки наливных грузов. Характеристика наливных грузов. Особенности маршрутизации наливных грузов. Технология работы станций налива нефтепродуктов. Технология работы станций слива.

Характеристика наливных грузов и условия их перевозок

К наливным относят жидкие грузы, перевозимые в цистернах, контейнерах и полувагонах-бункерах. Основную массу (более 90 %) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты (керосин, бензин, дизельное топливо, лигроин, мазуты, минеральные масла и др.), в меньшей степени — сырая нефть, которая транспортируется главным образом по трубопроводам. Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, саломас и др.), а также химические грузы (кислоты, щелочи, красители, лаки, сжиженные газы и др.).

Все грузы, перевозимые наливом, делят на неопасные, перевозимые на общих основаниях, и опасные, при перевозке которых, кроме общих, применяются и специальные правила.

Перевозки нефти и нефтепродуктов железными дорогами до 1975 г. непрерывно возрастали, несмотря на значительное развитие трубопроводного транспорта, а в последние годы имеют некоторую тенденцию к снижению, что объясняется снижением темпов добычи нефти и развитием трубопроводного транспорта. В общем объеме перевозок нефтегрузов всеми видами транспорта доля железных дорог составила в 1989 г. около одной трети, трубопроводов — 52 %, морского и речного транспорта — около 12 %.

Все нефтепродукты можно разделить на пять групп: сырая нефть; темные нефтепродукты (мазут и моторное топливо); светлые нефтепродукты (дизельное топливо, керосин и топливо для реактивных двигателей); бензин (автомобильный и авиационный); масла (от консистентных смазок до трансформаторных масел).

Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, определяющими характер их налива, транспортирования и хранения. Это плотность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных, но и плюсовых температурах, легкая воспламеняемость и испаряемость, взрывоопасность, электризация (накапливание опасных зарядов статического электричества) и ядо­витость. От плотности зависит использование грузоподъемности цистерн. Наибольшую плотность имеют мазут (935 кг/м3) и масло автотракторное (930 кг/м3).

Вязкостью называют свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению ее частиц под влиянием действующих на них сил. Наибольшая вязкость присуща большинству темных нефтепродуктов.

Температура застывания — это температура, при которой нефтепродукт теряет подвижность (густеет) и не меняет своей поверхности при наклоне сосуда.

Плотность, вязкость и способность наливных грузов застывать при низких температурах влияют на процессы налива и слива. Некоторые жидкие грузы застывают даже при температуре выше +20 °С (например, гудрон +45 °С, нефтяная смола +40 °С, нефтяные битумы +28 °С). В обычных условиях, чтобы слить, их необходимо предварительно разогреть или перевозить в специализированных цистернах и полувагонах-бункерах.

Испаряемость нефтегрузов объясняется наличием в них значительного количества летучих веществ; интенсивность испарения зависит от температуры груза и воздуха, поверхности испарения, атмосферного давления и времени года.

Температура вспышки — это наименьшая температура, при которой пары нефтепродуктов образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламеняться при поднесении к ней открытого пламени. По температуре вспышки все нефтегрузы делят на четыре класса:

  • первый — температуры вспышки ниже 28 °С (бензин, лигроин, сырая нефть);

  • второй — от 28 до 45 °С (керосин, некоторые сорта дизельного топлива и т. п.);

  • третий — от 45 до 120 °С (некоторые сорта дизельного топлива, моторное топливо, флотский мазут и т. п.);

  • четвертый — свыше 120 °С (мазут, масла, смазки и т. п.).

Нефтепродукты, у которых температура вспышки паров до +60 °С, называют легковоспламеняющимися (или летучими), а свыше 60 °С — горючими (или нелетучими). Авиационный и автомобильный бензины имеют отрицательную температуру вспышки (—34 и —36 °С).

При наливе температура нефтепродукта должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5 °С.

Температура воспламенения —- это самая низкая температура, до которой при нагревании жидкости, газа или твердого тела возникает самовозгорание без использования искры или пламени.

Пределом взрываемости (воспламеняемости) называется минимальное или максимальное содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных при воздействии искры, пламени, раскаленных металлических предметов взрываться (воспламеняться).

Заряды статического электричества накапливаются в процессе перекачки нефтепродуктов по трубопроводам, при этом на поверхности трубопровода возникает заряд противоположного знака. Чтобы избежать возникновения электрического разряда, скорость движения нефтепродуктов по трубопроводу не должна превышать 12 м/с, а также должно быть устроено соответствующее заземление.

Для перевозок наливных грузов используют цистерны:

снабженные универсальным нижним сливным прибором, позволяющим сливать все нефтепродукты. Этот прибор увеличенного диаметра, оборудован паровой рубашкой. Все новые цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов имеют универсальные приборы.

В последние годы строят восьмиосные универсальные цистерны:

без нижнего сливного прибора. Груз вливают через верхний люк колпака с помощью насосных установок (светлые нефтепродукты — бензин, лигроин и др.);

специализированные для перевозки химических грузов (кислот, сжиженных газов и др.);

специализированные для перевозки пищевых продуктов (спирта, вина, молока). Такие пищевые продукты, как патока, растительное масло и некоторые другие, перевозят в цистернах обычной конструкции, но специализированных.

Наливные грузы перевозят также в цистернах, принадлежащих отправителям, получателям или арендованных ими у железных дорог. Цистерны, не принадлежащие МПС и арендованные, должны быть приписаны к определенной станции отправления или назначения на условиях, предусмотренных договором, заключаемым дорогой с владельцем (арендатором) цистерн.

Битумы перевозят в полувагонах-бункерах. Твердые нефтебитумы, нефтяные кокс и воск, пек нефтяной, асфальты перевозят в крытых вагонах, полувагонах и на платформах.

Полувагоны-бункера, предназначенные для перевозки битума, имеют двойные стенки, которые образуют паровую «рубашку»; они поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стене каждого бункера имеется проходящий «рубашку» патрубок для впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двустворчатыми крышками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающегося с нагретыми стенами высоковязкого груза подплавляется, и при опрокидывании бункера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку. Существенный недостаток полувагонов-бункеров — тяжелая тара.

Для перевозки других высоковязких грузов используют цистерны конструкции ВНИИЖТ. Принцип действия этих цистерн аналогичен бункеру, нижняя часть котла и сливной прибор имеют паровую «рубашку», а дно —-небольшой наклон к сливному прибору.

Все специальные и специализированные цистерны имеют соответствующую окраску котлов или цветные полосы и трафареты о характере опасности груза («Огнеопасно», «Ядовито», «Едкая жидкость»).

Цистерны, принадлежащие предприятиям, допускаются к обращению по магистральным железнодорожным путям только после технического осмотра цистерн представителями вагонной службы дороги приписки с разрешения начальника дороги (в местном сообщении) и МПС (в других случаях). О резуль­татах осмотра составляют акт и ставят трафарет на днищах цистерн.

Наливают и сливают грузы, перевозимые в цистернах и бункерных полувагонах, как правило, на подъездных путях, складах и пунктах необщего пользования. Только в исключительных случаях с разрешения начальника отделения дороги налив и слив цистерн возможны на местах общего пользования из тары или в тару грузовладельца (бочки, контейнеры, автомобильные цистерны).

Места налива и слива нефтепродуктов должны быть оборудованы освещением, обеспечивающим производство работ круглосуточно, а также снабжены противопожарными средствами в соответствии с установленными нормами.

В пунктах налива и слива легковоспламеняющихся грузов курение и применение открытого огня на расстоянии ближе 50 м от места производства работ на станции запрещается. Места налива легковоспламеняющихся грузов должны быть удалены от железнодорожных складов, главных путей, общих мест погрузки и выгрузки и от жилых домов не менее чем на 100 м, а места слива не менее чем на 50 м. ...

Отправитель вместе с накладной предъявляет на каждую цистерну паспорт качества, без которого нефтепродукты не принимают. При отправлении мазута и других высоковязких нефтепродуктов отправитель указывает в паспорте его вязкость.

Порожние цистерны, имеющие трафарет о специальном назначении и приписанные к пунктам налива (кислотные, спиртовые, специализированные для перевозки химикатов, пищевых грузов и др.), а также все арендованные и принадлежащие клиентуре, следуют в пункты налива при полных перевозочных документах и с наложением пломб. Порожние бензиновые и нефтяные цистерны, а также полувагоны-бункера направляют в указанные МПС пункты налива по пересылочным накладным, составляемым получателем груза; их не пломбируют. В пересылочной накладной станция назначения цистерны не указывается.

Наливные грузы перевозят также в специальных контейнерах, в зависимости от рода перевозимого груза их подразделяют на следующие группы:

  • для грузов текучих, не требующих специальных устройств для подогрева перед наливом и сливом (кислоты, спирт этиловый и метиловый, органические растворители и др.);

  • для грузов средней вязкости, требующих устройств для подогрева перед наливом и сливом (масла осветительные и минеральные, некоторые нефтепродукты);

  • для грузов весьма большой вязкости, заливаемых в горячем состоянии, и затвердевающих даже при температуре выше О °С с превращением в монолит (парафин, фенол синтетический и др.).

Эти специальные контейнеры принадлежат отправителям и получателям грузов, погрузка их на железнодорожный подвижной состав и выгрузка с него производятся, как правило, на подъездных путях предприятий.

Контейнеры на платформах или в полувагонах перевозят комплектами, и на весь комплект отправитель составляет одну накладную. Недостатком этого способа является порожний пробег в обратном направлении.

Особенности маршрутизации перевозок нефтяных грузов

Уровень отправительской маршрутизации перевозок наливных грузов достигает 70 %. На систему маршрутизации перевозок влияют следующие факторы:

  • сосредоточение основной добычи нефти и производства нефтепродуктов в небольшом количестве пунктов, что способствует массовому отправлению маршрутов с пунктов налива;

  • огромное количество пунктов потребления, размещенных на всей территории страны (нефтепродукты прибывают на 75 % станций, открытых для грузовых операций) и имеющих различные размеры поступления нефтепродуктов. Это требует применения особой формы маршрутизации перевозок;

  • большое разнообразие видов нефтепродуктов, требующих соблюдения различных условий перевозок, что вызывает необходимость выполнения в районе налива или в пунктах слива промывочно-пропарочных операций. Это увеличивает время простоя подвижного состава и влияет на эффективность маршрутизации.

При планировании маршрутизации перевозок, помимо обычных, для нефти и нефтепродуктов разрабатывают планы на межнавигационный и навигационный периоды. Это связано со значительным участием водного транспорта •в перевозке нефти и нефтепродуктов (смешанные железнодорожно-водные сообщения). Помимо отправительских маршрутов в один пункт назначения, планируют значительное количество маршрутов назначением на станции распыления (пункты заадресовки вагонов).

Технология работы станций налива нефтепродуктов

:

Налив нефтепродуктов, перевозимых в цистернах и полувагонах-бункерах, производят на местах необщего пользования — на подъездных путях нефтеперерабатывающих заводов и на нефтебазах. По прибытии порожних цистерн на станцию налива с ними, помимо обычных операций, выполняют дополнительно: внутренний осмотр котлов цистерн и установление годности их под определенный груз; заправку клапанов сливных приборов; подачу вагонов, требующих обработки, на промывочно-пропарочную станцию (ППС) и обработку их; контрольную приемку очищенных вагонов и передачу их на пути формирования состава для подачи под налив. Если при осмотре цистерн на путях приема будут обнаружены неслитые остатки груза, они должны быть подвергнуты лабораторному анализу.

Работа ППС организуется по единому технологическому процессу с железнодорожной станцией.

Все операции по обработке цистерн выполняет железная дорога или грузоотправитель за ее счет. Цистерны собственные, арендованные и специализированные для перевозки определенного груза готовит грузоотправитель своими средствами и за свой счет.

Годность каждой цистерны под налив продуктов определяют осмотрщик промывочно-пропарочной станции и инспектор Госкомнефтепродукта. К наливу допускаются только те цистерны, у которых котлы по своему техническому состоянию и чистоте обеспечивают сохранение высокого качества нефтепродуктов.

На принятые (годные под налив) цистерны наклеивают ярлыки установленного образца, отпечатанные типографским способом, на которые наносят дату, фамилию инспектора, принявшего цистерну, и его клеймо.

Если цистерна требует очистки, промывки или пропарки, наклеивают ярлыки с указанием характера обработки цистерны. Их передают на ППС, а после обработки годность проверяет инспектор Госкомнефтепродукта; он наклеивает ярлык с указанием, для какого нефтепродукта эта цистерна пригодна (такие же ярлыки, как и при отборе годных под налив цистерн в прибывшем составе в парке приема).

В практике работы промывочно-пропарочных станций встречаются следующие виды очистки:

  • очистка и промывка цистерн из-под темных продуктов для налива светлых;

  • подготовка под налив однородных продуктов;

  • очистка от воды, льда, песка и грязи;

  • очистка для ремонта.

Подготовка цистерн под налив однородных продуктов наименее сложная; она заключается в удалении остатков продукта и механических примесей и производится без применения пара и воды, но иногда используют нефтяные и другие растворители. Такую операцию выполняют на пунктах с небольшим объемом работы.

Промывочно-пропарочные станции, выполняющие массовую очистку всех видов цистерн, имеют специально отведенный участок на территории станции.

ППС имеют путевое развитие (от трех до восьми путей), здание для очистки цистерн с пропарочной эстакадой, котельную и компрессорную установки, водяной резервуар-бак, нефтеловушки-отстойники и насосную станцию, хранилища-емкости для хранения остатков нефтепродуктов и для растворителей, аппаратуру для подачи воздуха, здание для ремонта цистерн.

Пункты налива подразделяют на механизированные (подача груза насосами с механическим или электрическим приводом, а также самотеком из хранилищ, расположенных в разных уровнях с фронтом налива) и немеханизированные (подача груза ручными насосами).

Мощность устройств для налива зависит от объема работы.

На станциях с незначительными размерами грузооборота налив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специальных резервуаров. На станциях с большим объемом работы (100 и более цистерн в сутки) применяют эстакады с различным фронтом налива (от нескольких цистерн до целого маршрута). На эстакады нефтепродукты подаются насосами. Эстакады бывают односторонними и двусторонними, а также с одним или несколькими коллекторами, что определяет их перерабатывающую способность. Для ускорения процесса налива нефтепродуктов на эстакадах применяют различные автоматические и полуавтоматические устройства, с помощью которых контролируется налив. К таким устройствам относятся автостопы или пневматические ограничители налива светлых продуктов, которые автоматически прекращают работу при заполнении котла цистерны до определенного уровня.

Перед наливом работники отправителя осматривают поданные цистерны (проверка ярлыков), открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, после чего начинается налив.

По окончании налива цистерн, замера высоты налива (после осадки пены) и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняющие прокладки, и пломбируют (часть нефтегрузов разрешается перевозить в цистернах без пломб: сырая нефть, битумы, мазут и др.). Затем приемосдатчик станции заполняет вагонные листы, а грузоотправитель ~ накладные и паспорта качества, после чего все документы сдают в товарную контору.

Для улучшения использования вместимости и грузоподъемности цистерн продукты целесообразно загружать в охлажденном состоянии, так как при охлаждении нагретых нефтепродуктов в котле цистерны образуется значительное свободное пространство.

Исследованиями ВНИИЖТа доказано, что погрузка мазута в охлажден-[ном виде позволяет увеличить загрузку цистерны примерно на 2,5 т, т. е. при перевозке 1 млн. т груза высвободить более 1000 цистерн. Установлено, что в теплый период года мазут должен иметь температуру •; 25 С, а в холодный — +5 °С.

Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 JC. После налива отправитель обязан закрыть крышки бункера.

Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, должен оборудовать фронты налива устройствами, защищающими от попадания атмосферных осадков в бункера.

Приемосдатчик станции контролирует и несет ответственность за свое­временность и правильность закрытия колпаков цистерн и пломбирования их, а также за навешивание бирок с отправительской маркировкой, без которых цистерны не должны включаться в поезда.

Оперативное руководство выполнением плана налива нефтепродуктов и уровня маршрутизации осуществляют диспетчерские группы станции.

Технология работы станций слива

Сливают нефтепродукты из цистерн на большом количестве станций (несколько тысяч нефтебаз и пунктов). На подавляющем числе станций в сутки разгружают 25—30 цистерн, а на многих — не более одной цистерны. На этих станциях сливают примерно 60—65 % всех перевозимых нефтегрузов. Более 30 % грузов сливают на станциях, имеющих размер слива от 30 до 200 цистерн в сутки, но эти станции составляют менее 1 % общего числа станций слива и только отдельные станции осуществляют слив более 200 цистерн в сутки.

Цистерны для слива могут прибывать маршрутами, группами вагонов и отдельными вагонами. После приема прибывших цистерн под слив вагонные листы направляют приемосдатчику, работающему на путях слива, а остальные документы передают в товарную контору. Паспорта качества вручают представителю пункта слива.

После подачи цистерн на пути слива представитель пункта слива совместно с приемосдатчиком станции осматривают цистерны и сверяют документы с натурой. Затем рабочие устанавливают лотки или заправляют шланги (при сливе светлых нефтепродуктов), открывают клапаны цистерн или устанавливают насосные устройства (при выкачке продуктов через колпак цистерны) и сливают нефтепродукты. По окончании слива получатель обязан тщательно очистить цистерны от остатков груза, а приемосдатчик станции проверить это.

В зависимости от способа слива, рода сливаемых нефтепродуктов (их свойств), конструкции цистерн и их количества устанавливают время слива подаваемой группы вагонов.

Для выгрузки из бункерных полувагонов грузополучатели должны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные устройства. Пар для подогрева бункеров вводят в пространство между стенками по шлангам, присоединяемым к соответствующим устройствам бункера. Пар вводят осторожно, медленно открывая впускной вентиль.

Разгружают бункерные полувагоны последовательно; одновременная разгрузка двух и более вагонов запрещается, так как при этом они могут опрокинуться.

После разгрузки цистерн, следующих при всех перевозочных документах, получатель должен принять меры к удалению остатков груза, закрыть крышки клапанов и запломбировать цистерны. Эти цистерны направляются на станции приписки. Накладные на порожние цистерны составляет получатель груза, а дорожную ведомость — станция на общих основаниях.

После слива грузополучатель составляет на каждую цистерну (бункерный полувагон) пересылочную накладную, которую предъявляет станции одновременно с уведомлением об окончании слива. Без предъявления пересылочной накладной станция вагоны не принимает; они остаются на ответственном простое у получателя.

Слив грузов, застывающих или имеющих повышенную вязкость (особенно в зимнее время), если они не перевозятся в цистернах с паровой рубашкой или в полувагонах-бункерах, затруднен, на разгрузку их требуется дополнительное время. В зависимости от степени вязкости или температуры застывания нефтегрузы по срокам, предоставляемым на слив цистерн, делятся на четыре группы. Чем выше категория группы, тем больше затрата времени на разогрев грузов перед сливом. В холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) при затруднении слива норма времени на слив вязких и застывающих (в определенных размерах) грузов увеличивается.

Перерабатывающая способность фронтов налива и слива

Перерабатывающая способность фронта налива (слива) исчисляется ко­личеством цистерн, которое может быть налито (слито) в сутки при имеющемся оборудовании. Она зависит от мощности наливного (сливного) устройства, времени занятия фронта одной подачей и количества вагонов в ней. Общее время занятия фронта налива

Время на вспомогательные операции складывается из времени на проверку цистерн, заправку наливных рукавов, отстой пены после налива, замер налитых продуктов и уборку наливных рукавов из котла цистерны, закрытие крышек колпаков и пломбирование их.

Продолжительность подачи, уборки цистерн и вспомогательных операций устанавливают на каждой станции и нефтебазе на основе натурных наблюдений с учетом местных условий.

Скорость движения зависит от рода продукта и типа насосов и колеблется от 1 до 2,65 м/с. Меньшая скорость у мазута и некоторых масел, а максимальная у керосина и бензина.

Зная время занятия фронта налива одной подачей цистерн, можно определить суточную перерабатывающую способность фронта

Если наливная эстакада двусторонняя (имеет два фронта налива), то перерабатывающую способность определяют по каждому фронту отдельно и, если необходимо, суммируют.

При наливе полувагонов-бункеров меняется содержание подготовительных и заключительных операций, поэтому применяется иной расчет времени непосредственного налива горячего продукта.

studfiles.net

Особенности и правила транспортировки наливного груза

По степени сложности транспортировки наливные грузы относятся к самой высокой категории. Этого мнения придерживаются не только эксперты, но и сами грузоперевозчики. Чтобы выполнить задачу по перевозке наливных грузов, требуется тщательно подготовить специальные резервуары. Для таких целей применяются танки-контейнеры или автоцистерны. Далее жидкость перекачивается с помощью насосов и специальных рукавов. После этого задачей перевозчика является обеспечение безопасной доставки с соблюдением всех условий транспортировки и хранения. Все водители, вне зависимости от открытых категорий в их водительских удостоверениях, в обязательном порядке проходят специальную подготовку, прежде чем осуществлять перевозку наливного груза.

Как правильно перевозить наливной груз.

Что это такое

К наливным грузам относят любые жидкости, включая сжиженный газ, транспортировка которых осуществляется не с помощью штучной тары, а с использованием крупных резервуаров. Чаще всего подобные грузоперевозки выполняют в цистернах. В них наиболее удобно транспортировать жидкости. При этом каждый перевозимый товар может иметь определённые условия транспортировки и хранения, которых следует обязательно придерживаться. Вопрос ещё в том, что перевозят таким способом. В большинстве случаев транспортные компании перевозят:

  • нефть;
  • нефтепродукты (различные виды топлива);
  • масла;
  • сжиженный газ;
  • химические жидкости;
  • пищевые продукты в жидкой форме.

Все грузы отличаются между собой по вязкости и плотности. То есть наливным грузом может выступать обычная вода, либо подготовленный для строительных работ жидкий асфальт. При этом все эти составы перевозятся в специальных цистернах. Также наливные грузы (НГ) классифицируют на две большие категории:

  • Опасные. Это нефть и некоторые виды нефтепродуктов, сжиженный газ, химические субстанции и пр. То есть речь идёт о тех смесях и жидкостях, которые способны нанести ущерб окружающей среде, а также здоровью и жизни людей.
  • Неопасные или пищевые. Это вода, спирт для изготовления алкогольной продукции, молоко, растительные масла и пр. Здесь речь идёт о всех тех жидких продуктах, которые применяются в пищевой отрасли.

Не стоит забывать про категорию НГ, которые требуют соблюдения определённых температурных условий при транспортировке и хранении. Сюда могут одновременно входить пищевые жидкости, такие как молоко, и некоторые продукты нефтеперерабатывающей сферы. Приведём пример. Битум и асфальт точно нельзя считать пищевыми жидкостями. Но они широко применяются в строительных работах. Если не соблюдать температурный режим, эти составы затвердеют буквально за несколько часов, в результате чего станут непригодными для дальнейшего использования.

Чтобы поддерживать груз при нужной температуре, цистерны оснащаются системами подогрева или охлаждения. Это зависит от конкретных характеристик и потребностей перевозимой жидкости. Изотермические, то есть охлаждающие цистерны, широко применяются при перевозках скоропортящейся продукции.

Физико-химические характеристики груза

При выборе цистерны и вида транспорта, на котором будет осуществляться доставка наливного груза, особое внимание уделяют его физико-химическим свойствам. Они способны существенно повлиять на выбор условий перевозки, потому каждая транспортная компания обязана детально изучать параметры перевозимых грузов. Ключевыми можно считать следующие.

  1. Плотность. Это показатель отношения массы к единице объёма вещества. Как известно с уроков физики, плотность имеет тесную связь с температурой. Когда происходит нагрев, объём жидкости увеличивается, но сжимается при охлаждении. Потому перевозчик внимательно измеряет температуру при заливке и рассчитывает возможность её роста по мере транспортировки. Если цистерну заполнить полностью, а груз начнёт нагреваться, это приведёт к попыткам НГ найти любые щели для выхода. Бывали случаи, когда от избытка давления внутри герметичной цистерны её просто разрывало.
  2. Вязкость. Она же текучесть. Во многом влияет на то, как долго груз будет заливаться в цистерну и сливаться из неё. На высоковязкие грузы требуется больше времени. Также для них может понадобиться дополнительный подогрев или использование специальных насосов. 
  3. Застывание. Некоторые грузы обладают свойством застывать при определённых температурах. К ним относятся те же жидкие асфальты и битумы. Следует учитывать этот фактор при выборе подходящего транспорта и организации залива и слива жидкостей. Потому для ряда НГ требуется использовать цистерны с подогревом, либо же охлаждающее оборудование.
  4. Испаряемость. Характеризует наличие парообразовательной функции жидкости при определённых условиях. Это значит, что жидкость может переходить в газообразное состояние. Такое свойство характерно для нефтепродуктов, бензина и пр. Существует прямая зависимость между самим веществом и его типом, температурой НГ и температурой окружающей среды. Во многом на процесс испарения может влиять атмосферное давление, время года и наличие свободных поверхностей внутри цистерны. Эта характеристика учитывается с целью прогнозирования возможных потерь части груза при перевозке, на этапах хранения, сливе и пр.
  5. Теплоёмкость. Определяет количество тепла, затрачиваемого для нагрева жидкости на 1 градус Цельсия. С помощью этого значения можно узнать, сколько энергетических и временных затрат потребуется для нагрева до требуемой температуры, позволяющей без проблем сливать или заливать груз.
  6. Температура вспышки. Минимальная температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом под воздействием открытого пламени может воспламениться. По этой характеристике определяется уровень пожарной опасности НГ. Потому позволяет предусмотреть создание оптимальных условий для транспортировки. Если взять те же нефтепродукты, то при их заливе в цистерны стараются использовать температуру минимум на 10 градусов ниже, нежели температура вспышки.
  7. Температура возможного воспламенения. Наиболее низкий температурный показатель, в условиях которого НГ может самовозгораться без наличия пламени или искры. Крайне важное условие для выбора подходящей цистерны и для безопасного проведения погрузо-разгрузочных работ.
  8. Взрываемость. Определяется по минимальному содержанию паров НГ, при котором возможен взрыв под воздействием открытого пламени или раскалённых предметов. Непосредственно влияет на выбор транспорта и цистерны. 
  9. Уровень электролизации. Свойство веществ скапливать статическое электричество. Это потенциально грозит образованию электрических разрядов с последующим воспламенением, взрывами и пр.
  10. Коррозийность. Это свойство веществ съедать металл. Характерная особенность щелочей и кислот. Во избежание процессов разъедания корпуса цистерн, при выборе ёмкостей выбирают специальные конструкции, устойчивые к коррозии.
  11. Токсичность. Способность жидкости негативно воздействовать на человеческий организм. При работе с ними требуется строго придерживаться правил безопасности избегать повышения концентрации испарений опасных жидких грузов.
  12. Йодное и кислотное число. Представляет опасность для пищевых грузов, которые могут начинать окисляться из-за контакта с металлами и другими материалами, что негативно влияет на пищевые и вкусовые характеристики. Потому при транспортировке пищевых НГ используются цистерны, выполненные со специальным покрытием.

Как видите, есть целый ряд свойств и характеристик, способных существенно повлиять на сохранность и пригодность перевозимых жидких грузов. Потому опытные перевозчики учитывают все эти параметры для выбора подходящих ёмкостей и самого транспорта.

Виды ёмкостей

Перевозка наливного груза осуществляется в специальных ёмкостях. Их делят на несколько разновидностей, поскольку каждая из них имеет свои характерные особенности. Всего выделяют 3 варианта контейнеров, которые чаще всего используются в таких грузоперевозках.

  • Цистерна. Это, в основном, резервуары цилиндрической формы, которые устанавливаются на специальную платформу железнодорожного или автомобильного транспорта. Цистерны преимущественно располагаются стационарно на вагонах и машинах, то есть их не переносят с одного ТС на другое. Потому грузовые цистерны изготавливаются в таком виде ещё на заводе;
  • Танк-контейнер. Их можно также отнести к категории цистерн. Но здесь есть отличительная особенность, которая заключается в оснащении танка металлическим каркасом. С его помощью становится возможным перенос с одного вида транспорта на другой. Их активно применяют при необходимости осуществить мультимодальные перевозки. Они подразумевают транспортировку поочерёдно на морских судах, железнодорожных вагонах и машинах;
  • Танкер. Относится к категории морских и речных судов. Основная часть судна представлена в виде большого резервуара, куда заливается жидкий груз. Ёмкость может быть разделена на несколько секций с помощью специальных перегородок. Потому танкер одновременно является ёмкостью и транспортным средством.
  • Флекситанк. Это нововведение в сфере жидких грузоперевозок. Флекситанк представлен в виде гибкой ёмкости, которая изготавливается на основе полимерных материалов. Предназначен только для транспортировки неопасной категории жидкого груза. Многие отмечают удобство применения, хотя такая цистерна считается одноразовой. Когда флекситанк пустой, он напоминает огромный сдутый матрас. Его размещают внутри обычного контейнера для грузоперевозок, подключают шланг и начинают насосами закачивать жидкости. Подобные резервуары позволяют вмещать от 14 до 24 тысяч литров. Есть возможность создания дополнительного защитного слоя, который предотвращает температурные перепады. Недостаток в одноразовости и невозможности с помощью флекситанка перевозить любые опасные грузы.

Перевозить наливные грузы можно любым видом транспорта. При определённых условиях для этого иногда используют даже авиацию. Но всё же, в основном, такие вопросы транспортировки решаются:

  • автотранспортом;
  • железной дорогой;
  • морскими и речными судами.

Каждый из представленных видов транспорта имеет свои особенности применительно к перевозкам наливного груза.

Автомобильная транспортировка

Здесь большинство транспортных компаний отдают предпочтение перевозке наливных грузов автоцистернами. Это прицеп или полуприцеп грузового автомобиля. Стоит отметить, что перевозка жидких грузов автоцистернами подразумевает использование ёмкостей разного объёма. Если продукцию для розничной торговли, такую как молоко или квас, могут транспортировать в резервуарах на 100-200 литров, то автоцистерны для перевозки сжиженных газов обычно вмещают в несколько десятков раз больше. При этом не исключается перевозка молока и молочных продуктов автоцистернами повышенной вместимости.

Перевозка во многом зависит от того, какие расстояния должен преодолеть груз. Перевозить машинами экономически выгодно при небольших расстояниях. Хотя в теории автотранспорт способен доставить товар в любые точки мира, при дальних транспортировках отдают предпочтение железной дороге, морским и речным путям.

Железная дорога

Если для перевозок используется железнодорожный вид транспорта, здесь применяются специальные цистерны и танк-контейнеры. При перевозках цистернами с выгрузкой и возможной перегрузкой на другой вид транспорта возникают определённые проблемы. Потому железнодорожные цистерны предпочитают использовать тогда, когда перевозка от начальной до конечной точки предусматривает постоянное нахождение товара в одной ёмкости до момента его выкачки в месте прибытия. Те же кислоты и иные опасные вещества вряд ли захочется переливать с ёмкости в ёмкость несколько раз.

Танк-контейнеры в этом плане функциональнее. Их конструкция позволяет снимать ёмкость с железнодорожного вагона и перемещать на автотранспорт, либо на суда. При доставке товаров в жидком виде по суше в пределах одного континента железная дорога считается наиболее безопасным вариантом. В особенности для тех случаев, когда наливные грузы относятся к категории опасных. Это позволяет эффективно транспортировать ядовитые вещества, нефтепродукты, топливо, газ и пр. Железная дорога считается простым и экономически выгодным способом транспортировки жидких грузов, потому активно используется по всему миру.

Морские и речные суда

Не менее эффективными считаются грузоперевозки наливных грузов при использовании судов речного и морского назначения. В этом случае применяется 2 варианта транспортировки:

  • Танкер. Специальное судно, представляющее собой огромный резервуар с возможным разделением на секции. Танкеры предназначены для перевозки жидких продуктов;
  • Грузовое судно. Это суда, конструкция которых позволяет разместить большое количество танк-контейнеров.

По уровню безопасности морской и речной транспорт заметно уступает железнодорожному. Но при международных перевозках такой способ считается незаменимым. В некоторых случаях речные суда используются для транспортировки наливных грузов между городами. Хотя, в основном, суда используют в международной торговле.

Особенности перевозки

Только при соблюдении определённых правил перевозки наливных грузов они будут доставлены в полной сохранности и не нанесут вред окружающей среде. Хотя НГ не хрупкие и не ломаются, всё равно их транспортировка осуществляется с предельной осторожностью. Все водители предварительно обязаны изучить правила перевозок жидких грузов наливом. Без специальной подготовки их не допускают к управлению автомобильным, железнодорожным, морским или речным транспортом. Не сложно представить, какую потенциальную угрозу несут в себе автоцистерны, полные химических продуктов. Но и в случае перевозки пищевых жидкостей не менее важно придерживаться строгих рекомендаций.

У каждого наливного груза есть своя специфика и характеристика. На их основе подбирается соответствующий вид ёмкости. Так в основе правил перевозки наливных грузов лежит требование избегать использования одного и того же резервуара для разных по своим свойствам жидкостей. Другими словами, если в контейнере перевозился битум, то заливать туда бензин для последующей транспортировки категорически запрещается. Аналогично запрещается поочерёдная перевозка в одной ёмкости бензина и керосина без предварительной очистки и подготовки резервуара.

Подобные особенности имеет каждый наливной груз. В оптимальных условиях для перевозки аммиака используются только аммиачные резервуары, а все молочные цистерны применяют только для молочной продукции. Но далеко не всегда перевозчику удаётся соблюдать эти условия. Не критично, если перевозка нефтепродуктов и моторного масла будет осуществляться одними и теми же автоцистернами с обязательной предварительной очисткой. Но категорически запрещено использовать один резервуар для пищевых и непищевых жидкостей. Следует предварительно изучать характеристики товара и принимать во внимание строгие правила их загрузки, выгрузки и доставки.

Более жёсткие требования предъявляются в отношении пищевых наливных грузов. Перед каждой заливкой нового товара, даже если он аналогичен предыдущему, нужно:

  • очистить ёмкость;
  • продезинфицировать специальными средствами;
  • вычистить насос;
  • нанести допустимые для пищевых жидкостей защитные препараты при необходимости.

Перед принятием наливного груза перевозчики в обязательном порядке проверяют информацию о типе жидкости и условиях его транспортировки. Если речь идёт о товарах скоропортящейся группы, требуется уточнить условия для перевозки, максимальную продолжительность нахождения товара в резервуаре и температурный режим, который необходимо поддерживать в течение всего периода доставки. При работе с жидкими кислотами, щелочами и прочими едкими веществами всегда используются только специальные резервуары, которые выдерживают воздействие агрессивной среды. В противном случае это грозит образованием утечки, потерей товара, а также нанесением ущерба окружающей среде.

По таким ситуациям ответственность грузоперевозчика очень высокая. Не всегда удаётся отделаться только солидным денежным штрафом. Перевозка опасных наливных грузов предусматривает соблюдение всех строгих правил, которые закреплены особыми нормативными документами. При транспортировке скоропортящихся жидкостей основной упор компании делают на скорость доставки. Параллельно с этим ни в коем случае нельзя игнорировать правила безопасной перевозки.

Можно уверенно и объективно говорить о том, что транспортировка любого типа наливного груза является чрезвычайно ответственным и сложным мероприятием. Потому выбирать нужно исключительно проверенных и надёжных перевозчиков с хорошей репутацией на рынке. Не все транспортные компании располагают широким перечнем доступных цистерн и резервуаров. Из-за этого нужно предварительно уточнять, позволяет ли материально-техническая база компании перевезти тот или иной вид наливного груза, и сможет ли перевозчик соблюдать все требования безопасности и сохранности товаров.

econom-trans.ru

Особенности перевозки наливных грузов

Наливные грузы представляют собой разновидность грузов, для перевозки которых используют специальные виды транспорта (цистерны, танк-контейнеры, автомобили, бункеры). Перевозчики обязаны знать правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и условия их транспортировки и хранения.

Танк контейнеры используются для перевозки наливных грузов

Классификация

Жидкие грузы классифицируют по следующей системе:

  • наливная продукция пищевой промышленности;
  • сырая нефть;
  • нефтепродукция;
  • химические грузы: все виды лаков и красителей, кислоты, щелочи и сжиженные газы.

Товары, перевозимые наливным способам, подразделяются на группы:

  • опасная продукция, перевозка которой проводится специальным транспортом;
  • неопасная продукция.

Наливные грузы могут быть как опасными, так и безопасными

Нефтеналивной груз

Нефть представляет собой важнейшую индустриальную продукцию. Коэффициент теплоты сгорания в 1,5 раза выше коэффициента сгорания самых качественных сортов угля. Привлекает и ее себестоимость, она в 10 раз ниже, чем для угля.

Среди жидких грузов нефть и продукты нефтепереработки занимают почти 90%. В этот перечень входит не менее сотни наименований. Доставка производится различными видами транспорта, но наиболее эффективен трубопроводный транспорт.

Разработана целая система требований по загрузке и доставке жидких грузов. Если осуществляется перевозка мазута, то:

  • необходимо наличие подогрева подвижного состава;
  • использование специализированных цистерн (бункерных полувагонов);
  • котел цистерн должен быть обустроен двойными стенками.

При использовании морской доставки грузов из одного порта в другой, следует учитывать специфику работы порта для обеспечения безопасности.

Перевозка нефтепродуктов требует особых мер безопасности

Свойства нефтепродуктов

Нефтяные грузы характеризуются рядом специфических свойств. Среди них наиболее значимы: воспламеняемость, электризация, взрывоопасность и ядовитость.

Перевозка наливных грузов может сопровождаться естественной убылью. Этому способствует система факторов:

  • свойства продукции (химические, физические);
  • природные условия (выдувание ветром, испарение);
  • особенности конструкции устройств, применяемых для перевозки.

Поэтому происходит уменьшение первоначального объема товара, теряется качество продукции и загрязняется окружающая среда.

Если проводится открытый налив нефтяной продукции, то возможные потери, связанные с испарением составляют до 0,1% всего объема.

При оказании логистических услуг по транспортировке наливных грузов железной дорогой потери могут составлять до 260 кг.

При перевозке нефтепродуктов железной дорогой потери из-за испарения могут составлять до 0.1% объема

Перевозка

Транспортируются нефтепродукты в вагонах-цистернах, удовлетворяющих определенной системе требований:

  • Они должны иметь нижний слив для разгрузки продукции.
  • Цистерны могут выгружаться с использованием насосных установок, когда слив осуществляют при помощи верхнего люка.
  • Химическая продукция перевозится в специально оборудованных цистернах.
  • Пищевая продукция транспортируется также в особых цистернах.

Битум перевозят в бункерах, снабженных двойными стенками. Загрузка и выгрузка осуществляется на путях, портах и складах, не приспособленных для широкого пользования. Отправка груза сопровождается паспортом качества.

Кислоты

Кислоты относятся к опасным химическим грузам (соляная, серная). Кислоты опасны тем, что они способны:

  • вызывать химические ожоги;
  • стать причиной взрывов;
  • создать ряд аварийных ситуаций.

Перевозка таких грузов требует соблюдения особых условий транспортировки. Цистерны окрашивают в определенный цвет и снабжаются специальными знаками.

Цистерны с кислотой окрашиваются в яркий предупреждающий цвет

Спирты

Характеристика наливных грузов, содержащих спирт:

  • огнеопасность;
  • большая токсичность;
  • взрывоопасность;
  • способность накапливать статистический ток;
  • наличие наркотических свойств;
  • способность к расширению.

Логистические услуги по перевозке винного спирта осуществляются в цистернах, вместимость которых составляет 50 куб.м. При увеличении температуры спирт расширяется, а при понижении сжимается. Поэтому необходимо наличие специальной отметки на внутренней части колпака. Наносится линия высоты налива. Превышать ее разрешается не больше 15 см.

Перевозка спирта осуществляется в специально предназначенных для этого цистернах

Перевозка жидкой пищевой продукции

Растительные масла представляют один из видов наливной продукции и характеризуются:

  • способностью поглощать запахи;
  • окисляются и теряют свои качества;
  • обладают высокой температурой загорания, составляющей около 240⁰С;
  • для большинства масел характерно застывание при незначительном понижении температурных показателей (-10 и до — 16⁰С).

Исходя из таких характеристик, перевозка масел осуществляется в специальных цистернах, имеющих нижний слив.

Жиры представляют собой груз с высокой степенью вязкости. Поэтому перед сливом требуется провести ее разогрев.

Наливные товар перевозятся с соблюдением нужной температуры. Некоторые виды продукции могут превратиться из жидкого состояния в твердое (шоколад, парафин). Разработана система требований к способам перевозки жидкой пищевой продукции.

Для перевозки пищевой продукции используется цистерна с нижним сливом

Танк-контейнеры

Доставка жидких грузов морским транспортом не менее эффективна. Продукция поступает в порт, а потом с помощью автомобилей и железнодорожных цистерн доставляется в конечные пункты для дальнейшего хранения. Наиболее часто при транспортировке используют танкеры. Выгодно тем, что при большей грузоподъемности судна отмечается низкая стоимость перевозок из порта в порт.

Автоперевозки осуществляются при помощи специальных танк-контейнеров. В него вставляют емкость и заполняют ее. Танк-контейнер это цистерна, огражденная конструкцией из металла. У него габариты контейнера и определенные крепежные элементы.

Цистерны могут быть разделены на отдельные отсеки, что дает возможность транспортировать одновременно различные виды жидкостей. Перевозить наливные грузы танк-контейнерами гораздо удобнее, так как нет необходимости перекачивать жидкость, а просто выполняется перегрузка танк-контейнера или флекси-танка. Доставка грузов в контейнерах значительно проще.

Перед использованием специальных цистерн, бункерных вагонов и танк-контейнеров должна быть организована система проверок их технической исправности. Необходимо проводить регулярные испытания на соответствие требованиям ГОСТам, техусловиям и правилам эксплуатации. При морском способе доставки порт должен быть оборудован специальной техникой для разгрузки жидких грузов.

При транспортировке наливных грузов требуется соблюдать особые условия системы безопасности. Этому способствует правильная квалификация продукции. Ведь малейшее несоблюдение мер защиты может привести к чрезвычайно опасной ситуации: взрыву, пожару или отравлению.

logoskop.ru


Смотрите также