(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Как ездить на ниве


Особенности езды на Ниве! Ошибки новичка — Лада 4x4 3D, 1.7 л., 1996 года на DRIVE2

Доброго всем дня!Пошел второй год как я являюсь владельцем этого прекрасного, легендарного, легкого внедорожника и за это время у меня сложились кое какие впечатления от машины! Писать прописные, всем известные, истины не стану, дабы не утомлять своего читателя, скажу лишь, что НИВА, есть Нива! Все минусы и плюсы ее описаны тысячи раз до меня, и столько же будут еще описаны после. Я же хотел затронуть лишь небольшой аспект, связанный с приобретением и первыми выездами на этом автомобиле в ее родную стихию, впервые. Согласитесь, новичок, впервые севший за руль этой машины испытывает, мягко говоря, противоречивые чувства! С одной стороны это далеко не комфортная машина, особенно если до нивы у тебя было что-то из категории «легковой иностранный автомобиль», но с другой стороны поражает его проходимость. Ты в буквальном смысле начинаешь ездить там, где раньше и подумать не мог, что сможешь здесь проехать.

При правильных навыках Нива это серьезных вездеход!

Чертовски знакомое чувство, выстраданное на себе. Далее постараюсь опираться на свои собственные ощущения.По городу машина меня разочаровала сразу: динамики ноль, комфорта ноль, экономичности… Знаете цифру! Не скрою, первые 2 недели я откровенно жалел, что решил взять себе ниву. Я ни раз задавался вопросом: «зачем»? Зачем я ее взял?

Но ситуации быстро изменилась тогда, когда я съехал с асфальта! Во-от, тут мы, наконец, подбираемся к сути владения этим авто! Здесь, опять же без лишнего пафоса, отмечу, что я был приятно поражен, ибо машина ожила и преобразилась! По пути следования попадались такие места, что глаза не верили, руки не желали слушаться, а нива героически, а порой и вовсе играючи, преодолевала все тяготы российского бездорожья! Сказать, что я был поражен ее проходимости, значит ничего не сказать! Я был сражен ее внедорожным стойким нравом, и я очень быстро полюбил эту машину!

Полный размер

Нужно всегда помнить, что Нива, сама по себе, это не панацея от любого бездорожья! С дурости ниву можно так засадить, что и трактор с трудом вытащит.

Трудяга нива!

Опять же не стану описывать свои ощущения от первых поездок на природу, скажу лишь что они очень похожи на ощущения других, тысячи раз описанных.Сегодня я хочу поговорить не об этом. Я хочу затронуть такую важную проблему, как «Новичок за рулем нивы — мифы и реальность»!Повторюсь — ЭТО ЛИШЬ МОЕ МНЕНИЕ, основанное на практике владения нивой! Но, надеюсь, этот опыт поможет новичкам лучше понять данный автомобиль и не совершить классических ошибок, с которыми сталкиваются почти все новички, пересевшие на Ниву.Итак поехали:Ошибка № 1, на мой взгляд самая основная, ибо все остальные ошибки, так или иначе произрастают из нее. «Я на ниве, а значит я на танке»!В корне неверное суждение, которое влечет за собой глубокую засаду и кучу проблем. А если учесть, что новичок, впервые засадивший ниву «по самое не балуйся», не имеет опыта вызволения машины из этой засады, проблема приобретает катастрофические масштабы, решить которые, самостоятельно, без посторонней помощи, новичок не может.Нива — это легковой автомобиль повышенной проходимости, а не танк! Танки оставим нашей доблестной армии, а у нас автомобиль с базой 4х4. Как автомобиль повышенной проходимости, нива отрабатывает на 120%, как танк, лишь процентов на 30! А посему сравнивать эти два явления не будем, будем учиться ездить на ниве.Отсюда вывод: нива не танк, ее можно засадить и на вполне «мирной» средней грязи, а посему ездить на ней надо учиться! Причем ездить на первых порах очень осторожно, без фанатизма и желания «счас я всем покажу»!Мой совет, начинайте ездить на ниве осторожно, аккуратно, с понимаем того, что происходит, когда вы на ней двигаетесь по грязи. Грязевые ванны надо принимать дозировано, от откровенных «лайт-покатушек», там, где пройдет почти любой автомобиль, постепенно переходя к более сложным условиям. Боже упаси вам сразу кидаться в топи болот или УАЗовскую колею после проливных дождей. В общем грязевые процедуры надо принимать дозировано, по нарастающей.

Бездорожье явление коварное, оно не терпит суеты и понтов!

Полный размер

Хорошо сидим!

Ошибка № 2 «У меня 15 лет водительского стажа, за рулем я бог»!Нива, как и любой внедорожник, машина специфическая и чтобы на ней ездить свободно одного водительского стажа маловато! В городе — да, никаких проблем, кроме того, что привыкнуть надо к не совсем удобной посадке в машине, на бездорожье — нет. Попав впервые на бездорожье (естественно речь идет о грязи или глубоком снеге, а не об укатанной проселочной дорожке в жаркий месяц), забудьте о своем водительском стаже — ездить на ниве в ее родной стихии придется учиться за ново! Думаю многие ниваводы со мной согласятся, что большой водительский стаж на легковой машине, может сыграть злую шутку с новоиспеченным водителем нивы. Легковая машина и нива ведут себя кардинально по разному на бездорожье, отсюда следующий совет: забудьте про свой опыт езды на легковой машине и учитесь ездить заново на ниве.

Внедорожники, равно как и езда по серьезному бездорожью, кардинально отличается от езды на легковой машине. Здесь надо быть готовым к тому, что придется учиться ездить заново, понимать это и, самое главное, принимать. Не бойтесь учиться, задавать вопросы бывалым, интересоваться, читать литературу. В общем надо учиться ездить.

Сквозь терни к звездам!

Ошибка № 3. «Я на ниве, а значит лопата мне не нужна»!Скажу сразу безапелляционно — это чушь, причем чушь опасная! Нива и лопата, это как правая и левая рука, в тандеме работают увереннее и проще! Без одной руки прожить можно, хоть без правой, хоть без левой, но намного сложнее, чем когда есть обе. Нива не панацея от бездорожья, засадить ее так же можно, и если это произошло, то лопата вам в помощь! Застряв на ниве, без лопаты в багажнике — первое о чем подумаете «Какого черта я лопату не взял»? Знаете какого черта вы ее не взяли? Потому что совершили классическую ошибку номер 3. Запомните: поехал на ниве на природу, лопата должна быть в багажнике!

В идеале, конечно, одной лопатой не обойтись, вы очень быстро поймете, что помимо лопаты хорошо бы иметь много чего в багажнике, но до этого вы сами дойдете! Но лопату обязательно! Застрянете — лопата вам в помощь! В 85% случаев ниву можно откопать и выехать самостоятельно из засады.

Часто и так приходится делать! Сначала мы на ней едем, потом она на нас!

Бывает!

Ошибка № 4. «А что б не подурачиться, ведь я уже научился ездить на ниве»!Классика жанра! Новичок поездил на ниве с полгода, преодолел с десяток несложных луж и легкую топь, взобрался на парочку склонов после дождя и уже решил, что он матерый джипер! Сразу появляется ложное и очень опасное ощущение мастерства езды по бездорожью, которое, неизбежно, приводит к такой жуткой засаде, что лопатой уже точно не обойдешься. Тут очень наглядно срабатывает старая добрая поговорка: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором»! Помните про ошибку №1 и № 2? Здесь они срабатывают обе. Вы не на танке, и вы не бог бездорожья — будьте предельно осторожны. Эти желания, этот «дьявол на плече», что подговаривает подурачиться в серьезной грязи, на 11 по счету выезде на ниве, он слиняет в первую же очередь, как только вы засадите ниву в топь. Откапывать придется вам, он может подговорить вас на подвиг, помогать же он точно не станет.Не дурачьтесь, за зря, во всем подходите с головой!Ошибка № 5. Езда зимой.99% новичков, сев за руль нивы, ошибочно полагает, что полный привод дает им СУЩЕСТВЕННОЕ преимущество зимой. Это и Да и Нет одновременно. Если рассматривать езду по снегу, по глубокому снегу, по снежной каше — несомненно, нива даст ощущение вседозволенности в городе. Но, если по льду, то полный привод, короткая база и высота машины, здесь сыграют с вами злую шутку. Ниву коротыш болтает в колее, как г.но в проруби. Меня однажды, развернуло на 180 градусов в колее на скорости 40 км/ч. Нива коротыш очень не любит лед и колею — будьте осторожны! Если заносит передний привод — добавляем газу и крутим руль в сторону заноса. Если заносит задний привод, скидываем газ и подруливаем в сторону заноса. Если заносит полный привод — молимся! Ибо не тот ни другой способ не подойдет. Есть техника вытаскивания нивы из заноса, но объяснить как это сделать не смогу. Надо пробовать самому и на лично опыте познавать эту науку.

В общем и целом — на ниве зимой мы доминируем, но делаем сие с головой! В противном случае канава ваша конечная точка маршрута.

Без лопаты теперь точно никак!

Если едешь в паре с другой нивой, твои шансы повышаются в разы! Одна нива хорошо, две — залог успеха!

Есть и другие ошибки, но я пока с ними не столкнулся сам, поэтому умничать не стану. Все что я описал выше, основано сугубо на личном опыте и личных ошибках. Надеюсь мои советы помогут новоиспеченным владельцам чудо-техники под названием Нива!Напоследок небольшой совет: по возможности, если есть с кем, старайтесь ездить в 2 нивы. Если кто-то из вас застрянет, второй вытащит. Это сэкономит кучу времени и сил.Всем удачи на любых дорогах!

P.S. Да простят меня те, чьи фотки я выложил здесь! Все фото были взяты с просторов интернета, для наглядности.

Page 2

Доброго всем дня!Пошел второй год как я являюсь владельцем этого прекрасного, легендарного, легкого внедорожника и за это время у меня сложились кое какие впечатления от машины! Писать прописные, всем известные, истины не стану, дабы не утомлять своего читателя, скажу лишь, что НИВА, есть Нива! Все минусы и плюсы ее описаны тысячи раз до меня, и столько же будут еще описаны после. Я же хотел затронуть лишь небольшой аспект, связанный с приобретением и первыми выездами на этом автомобиле в ее родную стихию, впервые. Согласитесь, новичок, впервые севший за руль этой машины испытывает, мягко говоря, противоречивые чувства! С одной стороны это далеко не комфортная машина, особенно если до нивы у тебя было что-то из категории «легковой иностранный автомобиль», но с другой стороны поражает его проходимость. Ты в буквальном смысле начинаешь ездить там, где раньше и подумать не мог, что сможешь здесь проехать.

При правильных навыках Нива это серьезных вездеход!

Чертовски знакомое чувство, выстраданное на себе. Далее постараюсь опираться на свои собственные ощущения.По городу машина меня разочаровала сразу: динамики ноль, комфорта ноль, экономичности… Знаете цифру! Не скрою, первые 2 недели я откровенно жалел, что решил взять себе ниву. Я ни раз задавался вопросом: «зачем»? Зачем я ее взял?

Но ситуации быстро изменилась тогда, когда я съехал с асфальта! Во-от, тут мы, наконец, подбираемся к сути владения этим авто! Здесь, опять же без лишнего пафоса, отмечу, что я был приятно поражен, ибо машина ожила и преобразилась! По пути следования попадались такие места, что глаза не верили, руки не желали слушаться, а нива героически, а порой и вовсе играючи, преодолевала все тяготы российского бездорожья! Сказать, что я был поражен ее проходимости, значит ничего не сказать! Я был сражен ее внедорожным стойким нравом, и я очень быстро полюбил эту машину!

Полный размер

Нужно всегда помнить, что Нива, сама по себе, это не панацея от любого бездорожья! С дурости ниву можно так засадить, что и трактор с трудом вытащит.

Трудяга нива!

Опять же не стану описывать свои ощущения от первых поездок на природу, скажу лишь что они очень похожи на ощущения других, тысячи раз описанных.Сегодня я хочу поговорить не об этом. Я хочу затронуть такую важную проблему, как «Новичок за рулем нивы — мифы и реальность»!Повторюсь — ЭТО ЛИШЬ МОЕ МНЕНИЕ, основанное на практике владения нивой! Но, надеюсь, этот опыт поможет новичкам лучше понять данный автомобиль и не совершить классических ошибок, с которыми сталкиваются почти все новички, пересевшие на Ниву.Итак поехали:Ошибка № 1, на мой взгляд самая основная, ибо все остальные ошибки, так или иначе произрастают из нее. «Я на ниве, а значит я на танке»!В корне неверное суждение, которое влечет за собой глубокую засаду и кучу проблем. А если учесть, что новичок, впервые засадивший ниву «по самое не балуйся», не имеет опыта вызволения машины из этой засады, проблема приобретает катастрофические масштабы, решить которые, самостоятельно, без посторонней помощи, новичок не может.Нива — это легковой автомобиль повышенной проходимости, а не танк! Танки оставим нашей доблестной армии, а у нас автомобиль с базой 4х4. Как автомобиль повышенной проходимости, нива отрабатывает на 120%, как танк, лишь процентов на 30! А посему сравнивать эти два явления не будем, будем учиться ездить на ниве.Отсюда вывод: нива не танк, ее можно засадить и на вполне «мирной» средней грязи, а посему ездить на ней надо учиться! Причем ездить на первых порах очень осторожно, без фанатизма и желания «счас я всем покажу»!Мой совет, начинайте ездить на ниве осторожно, аккуратно, с понимаем того, что происходит, когда вы на ней двигаетесь по грязи. Грязевые ванны надо принимать дозировано, от откровенных «лайт-покатушек», там, где пройдет почти любой автомобиль, постепенно переходя к более сложным условиям. Боже упаси вам сразу кидаться в топи болот или УАЗовскую колею после проливных дождей. В общем грязевые процедуры надо принимать дозировано, по нарастающей.

Бездорожье явление коварное, оно не терпит суеты и понтов!

Полный размер

Хорошо сидим!

Ошибка № 2 «У меня 15 лет водительского стажа, за рулем я бог»!Нива, как и любой внедорожник, машина специфическая и чтобы на ней ездить свободно одного водительского стажа маловато! В городе — да, никаких проблем, кроме того, что привыкнуть надо к не совсем удобной посадке в машине, на бездорожье — нет. Попав впервые на бездорожье (естественно речь идет о грязи или глубоком снеге, а не об укатанной проселочной дорожке в жаркий месяц), забудьте о своем водительском стаже — ездить на ниве в ее родной стихии придется учиться за ново! Думаю многие ниваводы со мной согласятся, что большой водительский стаж на легковой машине, может сыграть злую шутку с новоиспеченным водителем нивы. Легковая машина и нива ведут себя кардинально по разному на бездорожье, отсюда следующий совет: забудьте про свой опыт езды на легковой машине и учитесь ездить заново на ниве.

Внедорожники, равно как и езда по серьезному бездорожью, кардинально отличается от езды на легковой машине. Здесь надо быть готовым к тому, что придется учиться ездить заново, понимать это и, самое главное, принимать. Не бойтесь учиться, задавать вопросы бывалым, интересоваться, читать литературу. В общем надо учиться ездить.

Сквозь терни к звездам!

Ошибка № 3. «Я на ниве, а значит лопата мне не нужна»!Скажу сразу безапелляционно — это чушь, причем чушь опасная! Нива и лопата, это как правая и левая рука, в тандеме работают увереннее и проще! Без одной руки прожить можно, хоть без правой, хоть без левой, но намного сложнее, чем когда есть обе. Нива не панацея от бездорожья, засадить ее так же можно, и если это произошло, то лопата вам в помощь! Застряв на ниве, без лопаты в багажнике — первое о чем подумаете «Какого черта я лопату не взял»? Знаете какого черта вы ее не взяли? Потому что совершили классическую ошибку номер 3. Запомните: поехал на ниве на природу, лопата должна быть в багажнике!

В идеале, конечно, одной лопатой не обойтись, вы очень быстро поймете, что помимо лопаты хорошо бы иметь много чего в багажнике, но до этого вы сами дойдете! Но лопату обязательно! Застрянете — лопата вам в помощь! В 85% случаев ниву можно откопать и выехать самостоятельно из засады.

Часто и так приходится делать! Сначала мы на ней едем, потом она на нас!

Бывает!

Ошибка № 4. «А что б не подурачиться, ведь я уже научился ездить на ниве»!Классика жанра! Новичок поездил на ниве с полгода, преодолел с десяток несложных луж и легкую топь, взобрался на парочку склонов после дождя и уже решил, что он матерый джипер! Сразу появляется ложное и очень опасное ощущение мастерства езды по бездорожью, которое, неизбежно, приводит к такой жуткой засаде, что лопатой уже точно не обойдешься. Тут очень наглядно срабатывает старая добрая поговорка: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором»! Помните про ошибку №1 и № 2? Здесь они срабатывают обе. Вы не на танке, и вы не бог бездорожья — будьте предельно осторожны. Эти желания, этот «дьявол на плече», что подговаривает подурачиться в серьезной грязи, на 11 по счету выезде на ниве, он слиняет в первую же очередь, как только вы засадите ниву в топь. Откапывать придется вам, он может подговорить вас на подвиг, помогать же он точно не станет.Не дурачьтесь, за зря, во всем подходите с головой!Ошибка № 5. Езда зимой.99% новичков, сев за руль нивы, ошибочно полагает, что полный привод дает им СУЩЕСТВЕННОЕ преимущество зимой. Это и Да и Нет одновременно. Если рассматривать езду по снегу, по глубокому снегу, по снежной каше — несомненно, нива даст ощущение вседозволенности в городе. Но, если по льду, то полный привод, короткая база и высота машины, здесь сыграют с вами злую шутку. Ниву коротыш болтает в колее, как г.но в проруби. Меня однажды, развернуло на 180 градусов в колее на скорости 40 км/ч. Нива коротыш очень не любит лед и колею — будьте осторожны! Если заносит передний привод — добавляем газу и крутим руль в сторону заноса. Если заносит задний привод, скидываем газ и подруливаем в сторону заноса. Если заносит полный привод — молимся! Ибо не тот ни другой способ не подойдет. Есть техника вытаскивания нивы из заноса, но объяснить как это сделать не смогу. Надо пробовать самому и на лично опыте познавать эту науку.

В общем и целом — на ниве зимой мы доминируем, но делаем сие с головой! В противном случае канава ваша конечная точка маршрута.

Без лопаты теперь точно никак!

Если едешь в паре с другой нивой, твои шансы повышаются в разы! Одна нива хорошо, две — залог успеха!

Есть и другие ошибки, но я пока с ними не столкнулся сам, поэтому умничать не стану. Все что я описал выше, основано сугубо на личном опыте и личных ошибках. Надеюсь мои советы помогут новоиспеченным владельцам чудо-техники под названием Нива!Напоследок небольшой совет: по возможности, если есть с кем, старайтесь ездить в 2 нивы. Если кто-то из вас застрянет, второй вытащит. Это сэкономит кучу времени и сил.Всем удачи на любых дорогах!

P.S. Да простят меня те, чьи фотки я выложил здесь! Все фото были взяты с просторов интернета, для наглядности.

www.drive2.ru

Лада-Нива. Внедорожная проповедь (часть1)

           

Мы планируем опубликовать серию материалов, подготовленных для нас Сергеем Мишиным — ведущим специалистом Отдела специальных испытаний Генерального департамента развития АвтоВАЗа. Тема этих публикаций должна, по нашему мнению, заинтересовать многих: речь пойдет об особенностях управления автомобилями семейства Лада-Нива в условиях бездорожья. Идея публикации «школы внедорожной езды» на самом популярном российском внедорожнике возникла не случайно, ибо реальная проходимость Нивы определяется не только конструктивными особенностями машины, но и квалификацией водителя, его навыками, умением и знанием специальных приемов вождения. Как сказал нам Сергей, этот материал не претендует на статус всеобъемлющего учебника внедорожной езды, а отображает личную позицию автора, подкрепленную многолетним опытом.

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНЫЙ ПРИВОД?

Прежде, чем начать разговор об особенностях управлений Нивы, давайте попробуем разобраться в том, что из себя представляет полноприводный автомобиль. Лучше всего это сделать с помощью несложных теоретических выкладок.

Итак, за счет чего движется автомобиль?

Потенциальные возможности движения определяет сила тяги, развиваемая двигателем. Для движения автомобиля надо, чтобы она по своей величине была как минимум равной сумме сил сопротивления движению. Для того, чтобы автомобиль мог тронуться с места, сила тяги должна непременно превосходить все «сопротивляющиеся» силы.

С другой стороны, сила тяги при движении автомобиля реализуется через ведущие колеса и ограничивается их сцеплением с дорогой: недостаток тягового усилия заставит двигатель заглохнуть, а избыток приведет к неизбежному проскальзыванию (буксованию) ведущих колес.

Сила сцепления колес с дорогой определяется весом, приходящимся на ведущие колеса (именно они реализуют силу тяги), умноженным на величину коэффициента сцепления покрытия. Для сухого асфальта он, к примеру, составляет 0,8, а для льда — 0,1. То есть реализуемая сила тяги на льду в 8 раз меньше. Вот почему в зимних условиях возникают проблемы с троганием. Впрочем, и с торможением тоже.

Для автомобиля с колесной формулой 4x2 (всего колес — 4, ведущих — 2), вес, приходящийся на ведущие колеса, составляет от 40 до 60% общего веса автомобиля. Для автомобиля с колесной формулой 4x4 на ведущие (читай — все) колеса приходится 100% веса. Именно поэтому у полноприводного автомобиля реализуемое тяговое усилие примерно в два раза больше, чем у машины с колесной формулой 4x2.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НИВЫ. ПОСТОЯННЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД

Давайте разберемся, насколько Нива приспособлена к возможностям движения вне дорог, определим ее «вездеходный статус». Но прежде сделаем небольшое, но очень важное отступление.

По своей сути описываемый нами автомобиль является вездеходом примерно на 25, максимум на 30 процентов, ибо несмотря на свои внедорожные способности, он, главным образом, рассчитан на езду по твердым дорогам. Поэтому ни в коем случае не следует безвылазно гонять Ниву по тяжелому бездорожью — она этого просто не выдержит.

Итак, Нива имеет постоянный привод на все колеса или, как говорят, постоянный полный привод. Это значит, что крутящий момент от двигателя постоянно подводится и к передней, и к задней оси. Почему передний мост сделали неотключаемым? Такой вопрос задают многие автолюбители.

Концепция постоянного полного привода покоится на «трех китах».

«Кит» первый — проходимость. Водителю нет необходимости думать и гадать, надо ли подключать второй мост и когда его лучше выключить: Нива всегда готова к преодолению препятствий.

«Кит» второй — управляемость. Дело в том, что частым следствием резкого маневра на скользкой дороге для автомобиля с задними ведущими колесами является занос задней оси, а для переднеприводного — снос передней. Занос и снос — явления различные и требуют неодинаковых приемов по их предупреждению, контролю и устранению. Как правило, грамотные водители такими приемами владеют, но лишь на тех автомобилях, за рулем которых им приходится ездить. Попробуйте, например, после длительной езды по зимним дорогам пересесть с ВАЗ-2108 на «пятерку». Разницу почувствуете сразу!

У полноприводного автомобиля возможен как занос, так и снос. Соотношение вероятности их возникновения не постоянно, так как определяется характеристиками управляемости, которые, в свою очередь, зависят от режима движения, коэффициента сцепления дорожного покрытия, загрузки автомобиля, состояния шин и давления в них и многих других факторов. Так что водитель полноприводного автомобиля обычно знаком и с первым, и со вторым явлением. Если же прекратить передачу крутящего момента на переднюю ось (как говорят, «отключить мост»), то автомобиль превращается в заднеприводный. Критическое явление управляемости здесь, как мы уже выяснили, — занос. С ним-то водитель и привыкает бороться, совершенно не подозревая о возможности соскальзывания передней оси.

Теперь представьте себе ситуацию, когда требуется проехать скользкий участок. Водитель переводит трансмиссию в полноприводный режим и на повороте, приготовившись откорректировать занос задней оси, сталкивается вдруг со сносом передка — явлением, доселе ему неведомым. Нет необходимости доказывать, что любое неожиданное поведение автомобиля может привести к непоправимым последствиям. Так что в этом смысле постоянный полный привод безопаснее, и его обладатель — Нива — в большинстве случаев не меняет характера управляемости.

«Кит» третий — возможности производства. Здесь все идет под девизом максимального использования деталей от машин семейства ВАЗ2101-2106.

Полная масса Нивы заметно больше (1550 кг), чем самого тяжелого из Жигулей — 2106 (1450 кг). К тому же суммарное передаточное число трансмиссии на первой передаче на 20% больше, выше и величина крутящего момента, который передается на редуктор и полуоси. Постоянное распределение момента между двумя осями позволяет снизить нагрузки на эти узлы и детали. Поэтому совершенно неправы те владельцы Нив, которые экономят, сняв один из карданных валов: эксплуатация машины в таком варианте приводит к интенсивному износу и быстрому выходу из строя деталей трансмиссии — от шарниров карданного вала до полуосей. Помните: в трансмиссии Нивы применяются детали от легковых автомобилей!

Чтобы избежать паразитных моментов, возникающих в трансмиссии при движении по твердым дорогам (на поворотах и при переезде неровностей все четыре колеса, как известно, проходят разные пути и, соответственно, имеют разные скорости вращения), между осями установлен дифференциал. Выполняет он те же функции, что и межколесные — дает возможность вращаться с различными скоростями (не прерывая передачи крутящего момента) деталям, между которыми он находится. Называется такой дифференциал межосевым и расположен он в раздаточной коробке.

Для того, чтобы избавиться от известного недостатка межосевого дифференциала, когда при заметной разнице в коэффициенте сцепления дорожного покрытия буксует та ось, колеса которой находятся на более скользком покрытии, а на колеса, стоящие на твердом грунте, крутящий момент не передается, существует режим блокировки дифференциала. Крутящий момент при этом распределяется между осями поровну — между ними как бы вводится жесткая связь. Блокировкой межосевого дифференциала целесообразно пользоваться в следующих случаях:

— на скользких подъемах;

— при движении по сильно пересеченной местности, когда есть вероятность вывешивания одного из колес;

— при трогании с места при условии, что колеса одной из осей находятся на покрытии с низким коэффициентом сцепления.

Не следует использовать блокировку дифференциала при движении по твердым дорогам. Помните, что это средство повышения проходимости и при наличии жесткой связи между осями всегда идет более интенсивный износ шин и деталей трансмиссии.

ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ

Бывают случаи, когда силы тяги не хватает. Такое возможно на крутом подъеме, вязких и сыпучих грунтах. При движении по сухому песку, например, к ведущим колесам необходимо приложить силы в 20(!) раз большие, чем при движении по ровному асфальту. Для того, чтобы обеспечить возможность движения в таких условиях, в дополнение к основной коробке передач на Ниве имеется раздаточная коробка. Это, по сути, вторая коробка передач, поставленная последовательно с основной. Ее использование дает возможность удвоить передаточный ряд : коэффициент редукции 1,2 используется для «верхнего» ряда, 2,13 — для «нижнего». Особенность Нивы состоит в том, что передаточные числа первой «верхней» и второй «нижней» очень близки — 4,40 против 4,47, поэтому основных рабочих ступеней получается не восемь, а семь (речь идет о модификациях с четырехступенчатой коробкой передач).

Грамотное использование всей гаммы передач позволяет подобрать наиболее подходящую для конкретных дорожных условий. Как правило, необходимость использования «нижнего» ряда раздаточной коробки возникает при нехватке крутящего момента на первой передаче «верхнего» ряда, то есть, когда двигатель «задыхается», и автомобиль не едет. Такое может быть при движении по песку, снегу, глубокой грязи, на крутых подъемах, кроме этого, применение «нижнего» ряда трансмиссии оправдано и на твердых дорогах: при буксировке тяжелого прицепа, начале движения в зимнее время сразу после запуска двигателя и, наконец, в случае маневрирования в тех местах, где требуется особая осторожность.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ

Прежде, чем начать активно эксплуатировать автомобиль на пересеченной местности, необходимо уяснить для себя такие понятия, как геометрические параметры проходимости. Чаще всего оперируют тремя из них. Передний свес автомобиля (расстояние от передней оси до крайней точки передка) определяет угол въезда, то же, но применительно к задней части машины — угол съезда. Эти углы ограничивают крутизну подъема или спуска, которые автомобиль может преодолеть без задевания за грунт наружными элементами кузова. Следует иметь в виду, что установка буксирного устройства, лебедки, защитных дуг непродуманной конструкции уменьшает эти углы и отрицательно сказывается на проходимости.

Чем меньше свесы (части, выступающие вперед и назад относительно осей) автомобиля, тем более крутые спуски и подъемы ему доступны.

Большое колесо, встретив выбоину, меньше опускается. Чем больше колёса, тем более высокие препятствия они позволяют преодолевать. Кроме того, с ними машина плавнее перекатывается через небольшие неровности, что позволяет ехать с боль шей скоростью. Особенно это преимущество заметно на щебёночной, или гравийной дороге.

Обратите внимание, что сцепное устройство может сыграть далеко не лучшую роль на бездорожье (красный автомобиль)

Угол въезда «работает» не только на крутых подъемах, но и на предельных спусках, когда есть риск утыкания передним бампером (зеленый автомобиль)

Угол рампы определяет максимальную крутизну поперечного косогора, который автомобиль в состоянии преодолеть без контакта с грунтом (желтый автомобиль)

База автомобиля и дорожный просвет формируют третий угол — угол рампы. Данный параметр определяет максимальный поперечный перегиб дорожного профиля, который автомобиль способен преодолеть, не касаясь его верхнего перелома.

С. МИШИН, Рис. Ю. Морозова

Видео

lada-niva.ru

Нива. Внедорожная проповедь или как ездить на ниве) часть3 — Лада 4x4 3D, 1.8 л., 1993 года на DRIVE2

Продолжаем тему вожденя нивы. Т.к в одну запись все не умещается будем разбивать записи на части.(Нива. Внедорожная проповедь или как ездить на ниве) часть1 Нива. Внедорожная проповедь или как ездить на ниве) часть2 )БРОДЫ И ГЛУБОКИЕ ЛУЖИИтак, настало время «водных процедур». Те из вас, уважаемые читатели, кто неравнодушен к автомобилям повышенной проходимости, наверняка сталкивались с таким параметром, как «глубина преодолеваемого брода». Как и большинство справочных параметров, эта величина относительная, ибо определяет возможность движения вездехода по твердому дну водоема с постоянной глубиной. На практике же донная поверхность имеет подчас самый непредсказуемый рельеф, и в процессе движения вброд глубина может существенно «плавать». Исключение составляют лишь затопленные (например, при паводке) твердые дороги, мосты и переправы — тут все более-менее стабильно.

При грамотном управлении автомобиль Нива может двигаться через брод глубиной до 70 см. В основах этой грамотности мы сейчас и попытаемся разобраться.

Как бы банально не звучала русская пословица «не зная броду — не суйся в воду», но именно в ней заложено самое главное правило: перед неизвестной водной преградой следует обязательно «спешиться» и провести разведку. Ваша задача сводится к определению глубины и проверке состояния дна на предмет наличия ям и вязких участков. И если место съезда можно прикинуть «на глаз», то вот участок выезда на противоположный берег нужно обязательно пометить вешками, ибо берега даже неглубоких ручьев могут быть очень крутые, со ступенькой: съехать-то в русло не проблема, а вот выкарабкаться на сушу может оказаться невозможным. В подобных случаях, кстати, лучше заранее срезать часть грунта лопатой, чтобы обеспечить гарантированный и плавный выезд.Проверку глубины и состояния дна при небольшой ширине ручья можно провести не замочив ног, с помощью крепкой палки или той же лопаты.Если вам предстоит преодолеть какой-либо разлив, не поленитесь проверить его весь. Идеальный вариант — проставить путевые вешкиориентиры: по ним можно двигаться достаточно смело и, главное, — безопасно.С порядком разведывательных мероприятий, кажется, разобрались, теперь поговорим о методике продвижения.На берегу включаем блокировку дифференциала и нижний ряд в раздаточной коробке. В зависимости от состояния и вязкости дна выбираем передачу (в любом случае это первая или вторая) и медленно въезжаем в воду. Теперь ваша задача — не отрывая взгляда от намеченного пути, боковым зрением увидеть «ус» волны, образующейся от колес или бампера автомобиля, и плавно добавить газ ровно настолько, чтобы двигаться в «яме», образовавшейся за этой волной. Ни в коем случае не опережайте волну и не отставайте от нее, иначе вентилятор системы охлаждения двигателя «цапнет» воду и обольет ею весь моторный отсек, в том числе и высоковольтную часть системы зажигания. Чем это грозит — объяснять, наверное, излишне. Кстати, если вы по каким-либо причинам снимали кольцевой кожух вентилятора, то перед тем, как лезть в воду, поставьте его на место: кожух значительно уменьшает количество воды, разбрызгиваемой вентилятором в моторном отсеке, и тем самым снижает вероятность заливания ею жизненно важного электрооборудования.Могут возникнуть и нештатные ситуации.

Ситуация первая. Дно оказалось слишком вязким или одно из колес провалилось в яму, и Нива забуксовала. В этом случае самым разумным решением будет попытка вернуться назад. Помните, что трогание при этом должно быть очень плавным и без пробуксовки. В противном случае буксующие передние колеса поднимут в моторном отсеке целый смерч и «помогут» залить электрооборудование. Чтобы вода не залила выпускную трубу, при движении задним ходом поддерживайте средние обороты двигателя.

Ситуация вторая. Дно достаточно твердое, но Нива попала в глубокую яму, или вы не сумели отследить скорость и положение волны. Короче говоря, система зажигания залита, и двигатель встал. Если до берега осталось один-два метра, а аккумулятор вашего автомобиля здоров, включайте первую передачу и стартер. Он вытянет Ниву на берег, а там у вас будет возможность протереть и просушить электрооборудование. Если до берега далеко, то восстановлением работоспособности системы зажигания придется заниматься прямо на «рейде», причем сделать это можно, не замочив ног. Благодаря откидывающемуся вперед капоту, в моторный отсек Нивы можно попасть прямо из салона, аккуратно перебравшись через открытую водительскую дверь. Смело запрыгивайте на запаску и протирайте высоковольтные провода, крышку распределителя и катушку зажигания. После окончания работы таким же способом возвращайтесь обратно, запускайте мотор и выбирайтесь из водяного плена.Двигаясь вброд или через глубокую лужу, отслеживайте положение волны перед автомобилемВыехав на берег, не забудьте просушить тормоза — медленно двигаясь на первой или второй передаче, нажмите на педаль тормоза и держите до тех пор, пока двигатель не начнет отзываться на возросшую нагрузку.

И последний момент. При частом (ежедневном) преодолении бродов регулярно (не реже одного раза в неделю) проверяйте отсутствие воды в редукторах мостов, коробке передам и раздаточной коробке. Проверку лучше всего проводить после ночной стоянки автомобиля: за это время попавшая в агрегаты вода под действием силы тяжести стечет вниз, под масло, и окажется в нижней части картера. Немного отверните сливную пробку каждого агрегата. Если воды оказалось больше нескольких капель, масло лучше сменить; особенно недопустимо наличие воды в редукторах мостов — гипоидные зацепления очень чувствительны к качеству смазки.

СНЕГ И ЛЕДПри движении по скользким дорогам каких-либо ярко выраженных особенностей управления Нивой нет. Единственное, что достойно оговорки, это оправданность использования блокировки межосевого дифференциала. Дело в том, что включенная блокировка может ощутимо ухудшить управляемость Нивы на скользком покрытии: машина менее охотно входит в поворот, а при аварийном торможении возможны значительные заносы с потерей управляемости. Последнее особенно ярко может проявиться на покрытии с неравномерными сцепными свойствами (снег вперемешку со льдом, участки асфальта и т. д.). Так что, если на дороге нет серьезных подъемов и спусков, блокировать межосевой дифференциал Нивы не стоит.

Контролировать поведение машины в скользком повороте можно так же, как и на переднеприводном автомобиле: больше газа — передняя ось «сползает» наружу, радиус увеличивается, меньше газа — и Нива «ввинчивается», уменьшая радиус, причем может развиться легкий занос задней оси. При этом часто нет необходимости корректировать траекторию рулевым колесом.

Если по каким-либо причинам удержать автомобиль на дороге не удается, и Ниве предстоит удариться о снежный бруствер на обочине, постарайтесь свести возможные неприятности к минимуму: перед тем, как боковины колес коснутся снега, нажмите на педаль акселератора и вызовите интенсивную пробуксовку. Это позволит колесам прорезать даже жесткий снег, что смягчит боковой удар и значительно снизит вероятность опрокидывания.

При движении по зимним колеям автомобиль следует вести так, как это описано в разделе «Колеи, канавы и гребни» .

По заснеженным дорогам лучше двигаться, используя верхний ряд раздаточной коробки, — это позволит снизить вероятность пробуксовки колес. В таких условиях держитесь ближе к середине проезжей части, так как снег здесь более плотный. К обочине подбираться не стоит: рыхлый и глубокий снег может заставить вас остановиться.

Что касается езды по снежной целине, то здесь очень много схожего с движением по песку. Разница заключается лишь в переменном состоянии снега. Влажный весенний снег, например, преодолеть гораздо сложнее, чем свежевыпавший, поскольку условия качения колеса на таких покрытиях сильно различаются.

Обшие же рекомендации таковы. По снегу лучше двигаться плавно, избегая пробуксовки колес. Особенно опасна пробуксовка шин ВлИ-5: подобно фрезам, эти покрышки вгрызаются в снег и очень быстро зарываются. Пытаться поворачивать можно, лишь если вы чувствуете, что Нива двигается уверенно и не снижает заданный темп. Повороты, как и в песке, не должны быть крутыми, причем чем глубже снег, тем плавнее должен быть поворот. Если автомобиль не слушается руля и не хочет поворачивать, надо сбросить газ. Добавление газа в такой ситуации обычно приводит к увеличению радиуса.-Если вы по какой-либо причине встали посреди лужи или водоема, пробирайтесь к мотору по «кратчайшему пути»При остановке в снегу лучше не пользоваться тормозами — достаточно сбросить газ и выжать сцепление. Объяснение такое. При торможении в снегу неизбежна хотя бы кратковременная блокировка колес. Этого достаточно, чтобы под ними оказались скользкие островки, которые затруднят последующее трогание. В ситуации, когда пришлось остановиться, но тронуться вперед не удается, попробуйте плавно сдать назад и набрать запас хода по проторенному следу. Обратите внимание на положение передних колес: они должны стоять прямо — ведь в этом случае автомобилю придется протаптывать только две колеи, а не четыре.

Сложность движения по снежной целине, кроме всего прочего, — в неизвестности. Что подстерегает вашу Ниву под толщей снега? Тут запросто могут быть ямы, камни, пни и т. д. Поэтому старайтесь не рисковать и продвигаться как можно медленнее, на пониженной передаче. Если же вы абсолютно уверены, что под снегом нет ничего опасного, используйте инерцию автомобиля и штурмуйте препятствие с ходу — так, к примеру, удобно преодолевать снежные заносы на дорогах. В незнакомом же месте лучше не рисковать, ведь при неожиданном увеличении толщины снежного покрова в низинах, излишний запас хода может сослужить дурную службу и вынудит вас работать лопатой.

При застревании в снегу не стоит зря буксовать и топтаться вокруг машины. Встаньте на передний бампер и попробуйте попрыгать. Если подвеска работает, и Нива качается, значит, вы еще не посадили машину на «брюхо» и можно попробовать выехать. Таким же способом проверяется и задняя часть кузова. Если автомобиль стоит не шелохнувшись — доставайте лопату. Освобождать машину из плена придется откапыванием колес и удалением снега из-под заднего моста и узлов передней подвески. Кстати, если снег не очень плотный, то можно просто раскачать машину, стоя на бампере, — это иногда помогает.

Закончив путешествие по снежной местности и выезжая на дороги общего пользования, проверьте тормоза: под натиском снега передние тормозные колодки частенько далеко отходят от дисков, и создается впечатление, что тормоза не работают совсем. Для того, чтобы вернуть колодки на место, надо несколько раз энергично надавить на педаль тормоза. Лучше это делать при медленном движении автомобиля. Обратите внимание и на стояночную тормозную систему: задние колодки очень быстро примерзают к мокрым от растаявшего снега барабанам, поэтому сразу после езды по сугробам пользоваться стояночным тормозом не стоит.Самое главное при движении по снежной колее — не посадить машину на брюхоВылетая в повороте на наружный сугроб, ни в коем случае не сбрасывайте газ!«Протаптывать» снежную целину, следует очень осторожно. В крайнем случае выезжайте назад по своей колее

ТАМ, ГДЕ НЕТ И ТРОПИНКИНеобходимость двигаться по «джунглям» возникает редко: прокладывать дорогу через поле, кустарник или редколесье чаще всего приходится охотникам или рыболовам.

При движении в условиях такого бездорожья следует быть готовым к любым сюрпризам, а если вы твердо решили их избежать, сделайте предварительную разведку. Халтурить не стоит: даже невысокая трава может очень хорошо маскировать всевозможные ямы, пни и камни. Исход незапланированной встречи с ними напрямую зависит от скорости: чем быстрее двигается Нива, тем неприятнее будут последствия. Отсюда делаем вывод, что в условиях абсолютного бездорожья двигаться следует с минимальной скоростью, причем чем хуже видимость, тем осторожнее должна быть «поступь» вашего автомобиля.

Используйте пониженный ряд раздаточной коробки и, если нет необходимости заниматься «слаломом», заблокируйте межосевой дифференциал.

Если в движении Нива начинает «клевать носом» или резко теряет обороты, — остановитесь, сдайте назад и проверьте грунт. Вполне возможно, что вы въехали на болотистую почву.

Движения по полям с густым травяным покровом по возможности стоит избегать, ну а если другого пути к цели вашего путешествия не существует, знайте, что при наезде на брошенную колхозниками борону или торчащий из земли лемех плуга, вы рискуете не только разрезать шину, но и значительно повредить автомобиль. Так что если вы не уверены, что поблизости никогда не работали сельхозмашины, не поленитесь проверить фунт в пешем порядке. Только не забудьте при этом поберечь собственные нош!

Продираясь на Ниве сквозь густые травяные заросли, приучите себя чаще, чем обычно, поглядывать- на указатель температуры охлаждающей жидкости, а выехав на дорогу, внимательно осмотрите его и облицовку радиатора. Застрявшую траву и листья необходимо осторожно удалить, в противном случае радиатор перестанет обеспечивать необходимый теплообмен.

В кустарник лучше не лезть: даже если в передней части Нивы установлена большая защитная решетка, острые ветки могут сильно поцарапать боковины кузова, а самая длинная обязательно сработает как хлыст и разобьет фонарь или фару.Продираясь через редколесье или кустарник, старайтесь не ободрать бока

САМОВЫТАСКИВАНИЕУмение выбираться из сложной ситуации без посторонней помощи относится к самым необходимым внедорожным навыкам, а последовательность действий водителя при застревании определяет главное — вероятность успеха.

В этой связи имеет смысл рассмотреть несколько типичных ситуаций и построить алгоритм эвакуации машины. Итак, если Нива «сидит» очень прочно, и попытками тронуться с места расшевелить ее не удается, прекратите бессмысленное буксование и осмотритесь.

На первом этапе ваша задача сводится к определению направления эвакуации, и здесь надо учитывать следующие факторы.

Наличие уклона. Машину всегда лучше вытаскивать вниз.

Если вы застряли на бездорожье или в снегу, выезжать лучше назад по своей колее.

В случае, когда машина уперлась в препятствие или провалилась в яму, также выезжайте назад.

Ну а коль вас угораздило встать так, что направление выезда безразлично, двигайтесь вперед: в глубокой грязи, песке или снегу движению назад мешают грязезащитные фартуки.

Будем считать, что направление, в котором следует вызволять автомобиль, выбрано. Что делать дальше?

Постарайтесь заглянуть под машину или выяснить наошупь, что же мешает дальнейшему продвижению. Чаще всего Нива цепляется за препятствие элементами подвески: в передней части — рычагами и поперечинами, а в задней — редуктором моста и местами крепления амортизаторов. Если вы застряли в песке или снегу, эти места можно попробовать откопать. В колее и густой грязи окапывание бесполезно, так что прячьте лопату в багажник и доставайте домкрат. Ваша задача — поочередно поднять каждое из четырех колес и подложить под них то, что найдете вокруг камни, ветки, доски. Чтобы осью рукоятки не повредить боковину кузова, домкрат устанавливайте наклонно, больше, чем обычно, задвинув его опорную площадку под машину. Чтобы при подъеме домкрат не проваливался в фунт, ставить его следует на искусственную опорную поверхность, в качестве которой могут использоваться доски или несколько веток, сложенных крест-накрест.

Поставив Ниву на «постамент» из подручного материала, запускайте двигатель, блокируйте межосевой дифференциал и, используя верхний ряд трансмиссии, плавно (без пробуксовки!) трогайтесь с места.

ВЫТАСКИВАНИЕ С ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩЬЮОчень часто бывают ситуации, когда имеет смысл попробовать вызволить машину из плена силами экипажа. Определив направление выезда, расположите людей так, чтобы, с одной стороны, они могли действовать с максимальной эффективностью, а с другой — не оказались заляпанными с головы до ног летяшей из-под буксующих колес грязью. Так, удобно встать вдвоем по бокам машины и упереться руками в открытые оконные проемы дверей.Действия добровольных помощников обязательно должны быть согласованнымиВ высокой траве вас могут подстерегать самые неожиданные сюрпризы

Прикладывая толкающие усилия к панелям кузова, можно сильно продавить металл, и чтобы этого не случилось, попросите ваших помощников по возможности упираться в углы или ребра кузова.

Наиболее эффективный способ трогания с места при таком раскладе — раскачка, и дабы получить положительный результат, усилия помощников должны быть скоординированы с действиями водителя. Неплохо, если при раскачке автомобиля кто-то будет подавать громкие команды.

Как только почувствовали, что при очередной попытке машина тронулась с места, двигайтесь без остановки до места, где вы уверенно сможете тронуться без посторонней помощи.

ВЫТАСКИВАНИЕ БУКСИРОВКОЙВне зависимости от того, застряли вы сами или же вынуждены работать в качестве тягача, начинайте эвакуацию с выбора направления выезда. Кроме ранее оговоренных факторов, в данном случае следует учитывать еще и возможность подъезда автомобиля-эвакуатора.

Лучше всего пользоваться капроновым тросом: он мягче, компенсирует рывки и, в отличие от металлического, более безопасен для рук. Неплохо, если на его концах есть металлические карабины или заводные кольца — это позволит легко и быстро прицеплять и отцеплять трос и исключить возможность его перерезания узкими буксирными проушинами Нивы. Практика показывает, что длина троса в большинстве случаев не должна превышать 6 метров — иначе он будет излишне вытягиваться и пружинить.

Прежде, чем цеплять буксир за проушины, проанализируйте направление действия тягового усилия и постарайтесь организовать все так, чтобы при рывке исключить повреждение грязезащитных фартуков или глушителя. Помните: капроновый трос не выдерживает высокой температуры и при задевании за горячую выхлопную трубу может простонапросто расплавиться. И вообще, если на Ниве установлено буксирное устройство для прицепа, смело цепляйте трос за него — так будет лучше всего.

Перед началом эвакуации на тягаче стоит заблокировать межосевой дифференциал и при необходимости включить понижающую передачу.

Если автомобиль-эвакуатор стоит на твердом фунте, то трогаться он должен плавно, предварительно натянув трос.

Если же сцепления под колесами недостаточно, застрявший автомобиль надо вытаскивать «с рывка»: натяните трос, затем сдайте примерно на полметра назад и резко троньтесь с места. Трос при этом лучше сложить вдвое и надежно зафиксировать: известны случаи, когда вырвавшийся из проушины конец пробивал заднее стекло Нивытягача и травмировал водителя. Ни в коем случае не разрешайте присутствующим придерживать в этот момент трос руками! Наблюдающие за эвакуацией люди должны стоять от сцепки на расстоянии, превышающем общую длину троса минимум на 2 метра — это гарантия безопасности.

Буксирные проушины Нивы имеют острые грани, поэтому цепляться за них лучше всего с помощью железных крюковНелишне напомнить, что Нива имеет несущий кузов, поэтому, вытаскивая автомобиль трактором, цепляйте трос не за одну проушину, а за две. Таким образом вы перераспределите действующее на кузов усилие и предупредите его деформацию.

Ну вот собственно и все)) спасибо за внимание, лайки и репосты)

www.drive2.ru

Приёмы вождения внедорожника Нива по канавам, гребням и уклонам (особенности управления, часть2)

           

Мы продолжаем публикацию материалов Сергея Мишина, посвященных особенностям управления автомобилем Нива.

НИВА В ГОРОДЕ И НА ШОССЕ

Если вести речь о дорогах с твердым покрытием, то описывать какие-либо отличия в поведении Нивы по сравнению с другими автомобилями никакой необходимости нет — в обычных режимах движения таковых просто-напросто не существует. Хочу только предупредить некоторых ретивых «гонщиков». Не надо блокировать межосевой дифференциал в надежде получить более интенсивный разгон: никакого выигрыша в динамике вы не получите. Помните, что блокировка дифференциала на Ниве есть средство повышения проходимости, и пользоваться ей в обычных условиях не стоит.

А вот с демультипликатором ситуация иная. Задействовать «нижний» ряд трансмиссии порою случаев весьма полезно. Если требуется предельно осторожное маневрирование в стесненном пространстве, работа в качестве тягача, старт на непрогретом двигателе в зимних условиях — смело обращайтесь к раздаточной коробке. Этим вы облегчите жизнь себе и своей машине.

ВЫ РЕШИЛИ СЪЕХАТЬ С АСФАЛЬТА...

Прежде всего необходимо принять правильную посадку. Подушку сиденья расположите так, чтобы левая нога, выжав до конца педаль сцепления, оставалась слегка согнутой. Это необходимо для обеспечения надежной работы педалью.

Спинку установите как можно круче (разумеется, в пределах разумного), ибо вертикально расположенный позвоночник человека способен выдерживать большие нагрузки и безболезненно переносить толчки и удары при проезде неровностей. Вдобавок, такая посадка поможет вам крепко и надежно держать руль обеими руками и обеспечит удобный доступ к рукоятке рычага коробки передач.

Обратите внимание на способ захвата рулевого колеса. Большие пальцы рук должны лежать на ободе по окружности, чтобы при ударном контакте управляемых колес с грунтом спицами «баранки» вам не выбило суставы.

На этой фотографии показан правильный «внедорожный» хват руля. Обратите внимание на положение больших пальцев рук

Никогда не держите левую ногу на педали сцепления — ее место на опорной площадке. Во-первых, при такой посадке вы получаете дополнительную опору для поддержания равновесия. А во-вторых, постоянное «поглаживание» ступней педали сцепления может привести к очень большим неприятностям и дело здесь не только в износе накладок. При резком крене или «клевке» автомобиля водитель от неожиданности теряет равновесие и рефлекторно ищет опору левой ногой. А нога-то на сцеплении... В предельных условиях, когда автомобиль движется из последних сил, достаточно на секунду прекратить передачу тяги на колеса (а именно это вы сделаете, наступив на педаль), и он остановится. Поверьте, тронуться с места на сложном участке куда труднее, чем пройти его ходом.

Научитесь фиксировать и надежно удерживать ступню правой ноги на педали акселератора. Это нужно, чтобы обеспечить постоянную подачу топлива при проезде неровностей. В то же время, следует быть готовым к резкому сбросу газа или, наоборот, к значительному добавлению.

Тормозами следует пользоваться очень плавно и аккуратно, ни в коем случае не доводя колеса до блокировки. На скользком грунте часто блокируется одно из колес, и автомобиль заносит. В такой ситуации необходимо быстро отпустить педаль тормоза и аккуратно выправить положение машины рулевым колесом. Имейте в виду, что на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (грязь, снег и т. д.) отклик автомобиля на управляющие действия рулем отличается «задумчивостью», поэтому почувствовав, что машина не слушается, ни в коем случае не начинайте отчаянно крутить «баранку» — помните, что вы не на асфальте. И еще один важный момент. Нива очень хорошо тормозит двигателем, так что при замедлении на скользкой дороге переключайте передачи вниз вплоть до первой.

При преодолении сложного участка следует заранее выбрать нужную передачу, которая заведомо позволит вам пройти его без переключений и включить блокировку межосевого дифференциала. Сомнения в выборе передач решаются в пользу низшей. Если случилось так, что вы не угадали или данная часть местности оказалась сложнее, чем вы думали, переключайтесь в процессе движения, но очень быстро, при необходимости — «ударным» способом. Помните, что если запас хода невелик, то даже кратковременное прерывание передачи крутящего момента на колеса (при переключениях это неизбежно) может заставить автомобиль остановиться. При экстренных манипуляциях с коробкой передач передние колеса должны быть расположены прямо, дабы снизить сопротивление качению автомобиля.

Включать блокировку межосевого дифференциала на Ниве можно в любых режимах движения. Единственное и обязательное условие — отсутствие пробуксовки колес. Легче всего блокировка включается при смене нагрузок: плавно потяните за рычаг и сбросьте или добавьте газ. Сцепление выжимать не нужно.

С переключением передач в раздаточной коробке сложнее. Манипулировать рычагом демультипликатора следует только после полной остановки автомобиля. Впрочем, если вы в совершенстве владеете приемом двойного выжима сцепления, то, применив его, можно переключиться на хода, но только с низшей передачи на высшую. Скорость при этом не должна быть выше 30 км/ч. Низшую передачу в раздаточной коробке в любом случае можно включать, только полностью остановив автомобиль. Не забывайте об этом!

Сражаясь с бездорожьем, поглядывайте на приборы. Проблем с перегревом у Нивы практически не бывает, так что если вы не заставляете свой джип в течение часа буксовать в песке, то за температурный режим двигателя можете быть спокойны.

Подмигивание лампы аварийного давления масла при кренах автомобиля сообщит вам о недостаточном уровне моторного масла. Если масляная лампа моргает, откажитесь от штурмов крутых подъемов: при наклоне машины есть риск осушения маслозаборного патрубка. А переведя двигатель в режим масляного голодания, вы, в то же время, заставите его работать под большой нагрузкой.

Указатель уровня топлива на Ниве — прибор курьезный. При хорошем крене он может мигнуть лампочкой резерва даже если в баке литров тридцать. Кстати, запас хода по бездорожью у Нивы мал: «прожорливость» в тяжелых условиях может превышать 20 л/100 км, так что отправляясь на очередное сафари, положите в багажник канистру с бензином. При этом обязательно проверьте ее герметичность и надежно привяжите, например, к спинке заднего сиденья.

Очень полезными спутниками во внедорожных путешествиях будут лопата и легкая ручная лебедка.

ДВИЖЕНИЕ ПО КОЛЕЯМ, КАНАВАМ И ГРЕБНЯМ

Канавы и гребни следует проезжать наискось. Постарайтесь, чтобы отрыв колес от

грунта происходил поочередно

Движение по колее, глубина которой не превышает величину дорожного просвета автомобиля, достаточно безопасно, однако определенные «подводные камни» у этого вида бездорожья есть. Неприятности, как правило, связаны с «гулянием» дорожного просвета при работе подвески: на ходе отбоя он увеличивается, а при сжатии становится меньше. Поэтому, если двигаясь по колее, вы увлеклись скоростью, Нива может удариться балкой передней подвески о грунт. Повреждений такой контакт не нанесет, однако, дополнительное сопротивление движению будет гарантировано. Так что, пуская Ниву даже в самую безобидную колею, старайтесь не злоупотреблять скоростью и ни в коем случае не позволяйте машине сильно раскачиваться.

Заведомо глубокие колеи следует преодолевать, пустив одну из промоин между колёс. Двигаться в этом случае необходимо крайне аккуратно, ибо любое неосторожное действие рулем или незначительная пробуксовка колес могут спровоцировать сползание машины в колею. Если такое случилось, и ваш автомобиль не сел на «брюхо», попробуйте выбраться сами. Дайте Ниве небольшой разгон и, уменьшив обороты двигателя, поверните руль в сторону предполагаемого выхода. Добавлять газ в момент зацепления колес за кромку грунта можно только в том случае, если автомобиль укомплектован «грязевыми» шинами ВлИ-5 (или аналогичными): имея специальный рисунок, это колесо в состоянии само прорезать себе дорогу. Если же на вашей Ниве стоят другие колеса, выходить из колеи следует только под сброс газа — этим вы сведете к минимуму вероятность пробуксовки. Не отчаивайтесь, если скользкая колея упорно не хочет вас выпускать из своих объятий — попробуйте выбраться задним ходом, а коль и такой способ окажется бесполезным, примените метод раскачки. Его суть в следующем. Двигаясь по колее, раскачайте машину плавными поворотами руля влево-вправо и, как только почувствуете, что Нива вошла в резонанс, активным рывком руля с одновременным сбросом газа «выдерните» машину из плена.

Уясните главное правило — три колеса всегда должны иметь надежную опорную поверхность

Классический случай диагонального вывешивания. Причина — в неправильно выбранном угле проезда препятствия

Приблизительно так нужно заставлять Ниву проезжать гребни

Для обеспечения надежного контакта колес с грунтом используйте запас хода подвески

Главная опасность, подстерегающая вас при преодолении канав и гребней, называется диагональным вывешиванием. Это ситуация, когда контакт с грунтом теряют одновременно два колеса, расположенные по диагонали (например, левое переднее и правое заднее). Чтобы свести риск диагонального вывешивания к минимуму, старайтесь придерживаться следующих правил.

Если при пересечении препятствия возможен отрыв колес от грунта, всегда и обязательно заранее включайте блокировку межосевого дифференциала.

Направляйте машину по такой траектории, чтобы, вне зависимости от крена, три колеса всегда имели контакт с грунтом и отрывались от поверхности по очереди.

И, наконец, постарайтесь правильно выбрать скорость движения. С одной стороны, она должна быть достаточной для обеспечения запаса хода в момент вывешивания. С другой — скорость не должна заставлять автомобиль прыгать, ведь при любых прыжках колеса неизбежно теряют сцепление с покрытием.

Если диагональное вывешивание все-таки произошло, и автомобиль остановился, следует повернуть передние колеса в одну или другую сторону до упора и еще раз попробовать плавно тронуть машину вперед или назад. Помните — вам необходимо зафузить третье колесо, поэтому используйте для этого все возможные способы: попросите, например, пассажиров пересесть на один борт. Ничего страшного, если кому-то из них придется выполнять роль балласта, стоя на бампере. Главное — заставить Ниву наклониться и достать вывешенным колесом до грунта.

Рас. Ю. Морозом.

Видео

lada-niva.ru


Смотрите также