(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Гонка 24 часа лемана


Гоночная серия: «24 часа Ле-Мана» - Новости, фотографии, Видео, Гонщики, Расписание, Аварии на Motorsport.com Россия

24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана 24 часа Ле-Мана

ru.motorsport.com

24 часа за рулем: как это возможно?

Что нужно знать о «24-х часах Ле-Мана», главной гонке мира.

Через месяц во Франции пройдет легендарная гонка «24 часа Ле-Мана». Если вы слышали это название, но не знаете, что за ним скрывается, или хотите узнать больше о главном автоспортивном событии года, то мы расскажем все самое важное о суточном марафоне и объясним, почему «Ле-Ман» обязательно нужно смотреть. 

«24 часа Ле-Мана». Машины реально едут целые сутки? 

Да именно так, гонка идет 24 часа: она начинается в три часа дня субботы по местному времени и идет ровно сутки. По истечении этого срока вывешивается клетчатый флаг и побеждает тот, кто за это время проехал больше всех кругов, а в случае равенства этого показателя учитывается очередность финиша. 

Гонщики находятся за рулем 24 часа?

Самое важное, что необходимо понять о «Ле-Мане» – это то, что в гонке принимают участие не отдельные пилоты, а экипажи из трех человек, выступающие на одной машине. Соответственно, гонщики сменяют друг друга за рулем в ходе пит-стопов, и им не приходится ездить целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более 4 часов подряд и 14 часов суммарно.

Пока один гонщик находится за рулем, другие могут отдохнуть и даже поспать, что абсолютно необходимо в условиях марафона. 

И одна машина выдерживает такую длинную гонку? 

Да, по крайней мере предполагается, что автомобиль должен преодолеть всю дистанцию марафона, хотя далеко не всем экипажам везет проехать гонку без проблем. Это делает «24 часа Ле-Мана» настоящим вызовом не только для пилотов, но и для инженеров и механиков. Само собой, пилоты совершают пит-стопы, в ходе которых механики меняют шины и осуществляют дозаправку. Полного бака хватает примерно на час заезда, точная цифра варьируется от класса и команды, так что это приходится делать много раз. Помимо этого, на пит-стопах происходят замены гонщиков и ремонт машины в случае необходимости. 

Можно поменять автомобиль, если он сломается? 

Нет, нельзя – это правило. Если происходит какое-то происшествие на трассе – авария или техническая поломка – и пилот не смог доехать до боксов, то экипаж выбывает из борьбы. Именно поэтому даже при больших поломках участники всегда стараются дотянуть до пит-лейн, где к работе смогут приступить механики. В отличие от «Формулы-1» и других «спринтерских» гонок, в «Ле-Мане» ремонт может занимать довольно долгое время, зачастую машины выезжают после простоя в несколько часов. Бороться за победу в таком случае уже не получится, но для многих команд даже финиш является неплохим достижением. 

Какая техника может участвовать? 

Конечно, не любая машина может выйти на старт «24 часов Ле-Мана». Она должна соответствовать техническому регламенту гонки. Еще необходимо запомнить, что автомобили разделены на классы. Всего их существует четыре, каждый со своим регламентом – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am – не пугайтесь аббревиатур, все не так сложно. При этом, несмотря на наличие общего зачета, все экипажи в первую очередь соревнуются с машинами своего класса. Награждение в каждом из них происходит отдельно. 

Первые два класса – так называемые прототипы. Особенность этих машин в том, что они создаются специально для гонок, не основаны на существующих дорожных моделях и не предназначены для продажи. 

LMP1 – самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». В этом году в нем заявлено всего шесть экипажей. Здесь доминируют команды автопроизводителей, а особенностью последних лет стало использование гибридных силовых установок. Машины LMP1 используют 4-тактные бензиновые или дизельные двигатели без ограничения на их объем. У лидеров серии он составляет 2-2,4 литра. Последнее десятилетие в классе доминировала «Ауди», но после ее ухода в этом году борьба развернется между «Порше» и «Тойотой», которые остались единственными автопроизводителями.

LMP2 – класс прототипов, зарезервированный исключительно для частных команд. Именно в нем обычно разворачивается наиболее острая и интересная борьба, а также традиционно сильно российское присутствие. В этом году в очередной раз будет участвовать команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым, также в других коллективах примут участие Виталий Петров и Михаил Алешин. 

Цена автомобиля LMP2 без учета двигателя не должна превышать 483 000 евро для автомобилей, омологированных в 2017 году, и 388 000 евро для более старых прототипов. Согласно регламенту, все команды должны использовать единый двигатель – 8-цилиндровый Gibson GK428 объемом 4,2 литра. Обычно LMP2 проигрывает по скорости лидирующему классу примерно 15 секунд на круге, или чуть больше секунды на километр, но похоже, что в этом году разрывы будут чуточку меньше. Учитывая малочисленность LMP1, это оставляет шансы лидерам LMP2 на попадание в тройку сильнейших в общем зачете. Команде G-Drive Racing это уже однажды удавалось – правда, не в Ле-Мане, а на «6 часах Бахрейна» в 2013 году.

Прототипы довольно похожи друг на друга, отличить машины разных классов можно по цвету номера – белый на красном фоне у LMP1 и белый на синем фоне у LMP2. 

LGMTE Pro и LGMTE Am используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональные пилоты, а во втором – любители. Автомобили близки к дорожным спортивным автомобилям, тут можно увидеть такие марки как «Феррари», «Порше», «Астон Мартин» и другие. Хотя традиционно зрительское внимание приковано к более быстрым прототипам, классы GT интересны знакомыми машинами. У профессионалов фон номера зеленый, у любителей – оранжевый. 

Всего на старт в 2017 году выйдет 60 экипажей, из них 25 в классе LMP2. 

И автопроизводители тратят уйму денег ради одной гонки? 

Не совсем так. На самом деле есть целая серия, WEC – World Endurance Championship (Чемпионат мира по гонкам на выносливость), проходящая под эгидой ФИА. Кроме «Ле-Мана», за который даются двойные очки, остальные гонки идут по шесть часов. 

По сумме зачетных баллов, набранных во всех этапах (в этом году их девять), определяется чемпион, так что следить за гонками на выносливость можно большую часть года. Разумеется, некоторые команды не участвуют во всем чемпионате, а готовятся целенаправленно к «24-м часам Ле-Мана».

Чемпионы WEC в своих классах получают автоматическое приглашение на главную гонку сезона, равно как и чемпионы Европейской серии «Ле-Ман» (ELMS) и «азиатской серии Ле-Ман» (ALMS). Их особенность в том, что там не принимают участия машины класса LMP1. Действующими чемпионами ELMS является экипаж команды G-Drive Racing во главе со знакомым болельщикам по «Формуле-1» голландцем Гидо ван дер Гарде.

Для 60 автомобилей наверняка нужна большая трасса. Как она выглядит? 

Длина «Ле-Мана», или кольца «Сарт», составляет более 13,5 километров – это действительно много по меркам автоспорта. Особенность трека в том, что он соединяет в себе как специально построенные участки, так и дороги общего пользования. Последних гораздо больше, так что строить пришлось не так много, хотя внутри большого кольца есть маленький автодром, принимающий «Мото Гран-при» и «24 часа Ле-Мана» среди мотоциклов. Особенностью же основной трассы является преобладание прямых участков, что приводит к высокой средней скорости на круге. Это дает преимущество машинам с более мощными двигателями и также повышает опасность гонки. 

Машины сутки ездят по кругу: что в этом интересного? 

«24 часа Ле-Мана» – нетипичное событие в мире автоспорта, поэтому его просмотр даже по телевизору, не говоря уже о реальном присутствии на трассе, отличается от всего остального. 

Бывают такие ситуации, когда по несколько часов на трассе почти ничего не происходит, но также происходят и абсолютно эпичные истории – например, поломка лидирующей «Тойоты» всего за три минуты до финиша в прошлом году. Именно ради таких эмоций марафон и смотрят, обычные мерки к нему неприменимы. 

«24 часа Ле-Мана» – это как фильмы Уэса Андерсона и Софии Копполы, их смотрят не ради экшна, а чтобы проникнуться атмосферой. Лучше всего это, конечно, делать вживую, но когда ты видишь отчаяние руководителей «Тойоты» или уставших механиков и гонщиков, счастливых от того, что смогли проехать гонку полностью, величие «Ле-Мана» чувствуется даже через экран. Неудивительно, что марафон вдохновил стольких людей на создание фильмов по своим мотивам. Суть «Ле-Мана» в том, что каждый год мы видим, как гонщики, далеко не все из которых профессионалы, преодолевают себя и в прямом эфире проходят испытание. 

Помимо этого, ле-мановские прототипы – это одни из самых красивых машин в истории человечества, да и спорткары вроде Ferrari 488 GTE не могут не радовать глаз. 

В «24-х часах Ле-Мана» легко выбрать объект для боления. Те, кто смотрит «Формулу-1», увидят старых знакомых в лице Казуки Накадзимы, Рубенса Баррикелло, Джанкарло Физикеллы и многих других. Участниками гонки бывают звезды вроде футболиста Фабьена Бартеза, который, кстати, поедет не в любительском классе, а в LMP2. Наконец, WEC – это та серия, где русские на первых ролях. Команда G-Drive Racing – чемпион 2015 года, заняла третье место в прошлом сезоне, стала второй в LMP2 в «24-х часах Ле-Мана» 2016 года, а также выиграла 6-часовую гонку в Спа всего неделю назад.

Факт дня о «24-х часах Ле-Мана» от G-Drive Racing

Фото: flickr.com/G-Drive Racing media (1-4,6); globallookpress.com/Pascal Saivet/VSA (5,7); Gettyimages.ru/Ker Robertson (8,9)

www.sports.ru

Гонка «24 часа Ле-Мана» глазами очевидца

После суточного бдения и бессонной ночи на знаменитом французском гоночном кольце Сартэ наш читатель стал свидетелем исторической победы Toyota и спешит поделиться с Onliner.by своими впечатлениями о самой знаменитой гонке мира на выносливость.

Гонку близ Ле-Мана придумали и организовали инициативные члены Западного автоспортивного клуба Франции. И начиная с 1923 года недалеко от города Ле-Ман во французском департаменте Сарта ежегодно проводится самая знаменитая в мире гонка на выносливость — «24 часа Ле-Мана».

В конфигурации трассы используются дороги общего назначения и специально построенные участки. Дороги перекрываются лишь за несколько часов до начала практики и заездов (фактически за 6 дней до старта гонки) и снова открываются буквально сразу после окончания гонки. Поэтому зрители, возвращающиеся домой на автомобилях после финиша автомобильного марафона, едут по буквально не остывшим от гоночных баталий и щедро усыпанным ошметками резины дорогам.

Общая длина круга в настоящее время составляет около 13 650 метров. Вокруг трассы и внутри нее на протяжении почти недели организуются платные и бесплатные парковки. Часть территорий отдается под палаточные городки или стоянку трейлеров и всевозможных модификаций «домов на колесах». Платные имеют минимальный набор услуг: место под стоянку авто, палатку и (или) тент, биотуалеты, умывальники, душевые.

Лирическое отступление. Заблаговременно (за полгода) снял апартаменты в Сен-Жервез-ан-Белен. Подкупило то, что место ночлега находилось всего в 8,6 км от трассы. Но все равно на авто добираться до паркинга прессы приходилось не менее часа. Часть дорог была перекрыта, да и трафик каждый день был очень приличный. Надо сказать, что коренное население Ле-Мана и его окрестностей живет гонками.

Хозяин апартаментов — дедушка — рассказывал, что хорошо помнит, что в 1955 году, когда во время гонки произошла страшная авария, в которой погибло 83 человека и более 120 были серьезно травмированы, его отец сдавал кровь для пострадавших. После той трагедии марка Mercedes долго не участвовала в гонках… А потом дедушка с гордостью распахнул ворота своего скромного на вид гаража, где притаились малолитражка Fiat, кроссовер и… кабриолет-купе Ferrari 328 GTS! Не успел спросить у дедушки, является ли он членом Западного автоспортивного клуба Франции. Но, быть может, сделаю это в следующий раз.

Кстати, Западный автоспортивный клуб Франции сейчас возглавляет Пьер Фийон. Он был премьер-министром Франции (2007—2012 гг.). На посту президента Западного автоспортивного клуба Франции г-н Фийон от имени французских водителей — членов клуба — решает такие вопросы, как строительство, обслуживание и ремонт дорог, проводит аттестацию автошкол и занимается безопасностью дорог общего пользования, внедрением инновационных технологий при строительстве автомобилей. Клуб также обеспечивает дорожный сервис для своих членов. И разумеется, организует и проводит знаменитую на весь мир гонку на выносливость и надежность.

Кстати, именно Пьер Фийон пригласил именитого теннисиста Рафаэля Надаля, который занимает первое место в рейтинге и является 11-кратным победителем турнира «Ролан Гаррос», сделать символический взмах французским флагом и дать старт суточной гонке в Ле-Мане в этом году. И после стартовой отмашки и провокационного вопроса журналиста о том, не хотел бы теннисист сменить ракетку на кокпит гоночного болида, Рафаэль неожиданно заявил, что в будущем не исключает такой возможности.

Как в кино

Ле-Ман и ближайшие к нему деревеньки наводняют толпы туристов, болельщиков и любителей автоспорта. Ведут они себя на удивление тихо. Даже когда смотрят футбол в фан-зоне. Это такое свойство автоспортивных болельщиков. Они могут пить пиво, вино и более тяжелые спиртные напитки, но при этом оставаться корректными к окружающим. Даже если оппонент в споре или диалоге представляет армию фанов другой, противоборствующей команды. А какой автопарк собирается в окрестностях! Ему может позавидовать любой автосалон. Здесь и заряженные версии дорожных машин, и ретро — взгляд не оторвать.

Болельщики часами могут ожидать своих кумиров возле моторхоумов команд для селфи или получения автографа на специально приобретенном сувенире — модели гоночного болида, копии шлема, кепке или баке.

К слову, сувениры эти стоят недешево. Да и билеты на гонку варьируются от 30 до 800 евро в зависимости от простой возможности понаблюдать за гонкой из-за ограждения трассы до закрытой ложи с обслуживанием и возможностью быть поближе к пилотам и боксам команд.

С другой стороны, деньги ведь могут быть потрачены не зря. Многие болельщики приходят на гонку вместе с детьми и целыми семьями. Команды предлагают в фан-зонах, кроме сувениров, множество развлечений. Например, можно прийти вместе со своей половинкой, облачиться в комбинезоны любимой команды и сфотографироваться в таком виде на фоне болида на память.

Или попробовать провести смену колеса с помощью гайковерта. Причем и колесо, и болид, и гайковерт будут настоящими. Можно и не марать руки и не таскать тяжелые колеса, а просто поучаствовать в виртуальных гонках на симуляторе, но выиграть вполне реальные призы от любимой команды.

Чтобы иметь представление о том, что значит для жителей Ле-Мана и поклонников автоспорта гонка «24 часа Ле-Мана», стоит посмотреть первые 10 минут фильма «Ле-Ман» (Le Mans, 1971). В этом фильме отлично передана атмосфера этой гонки, как на трассе, так и вне кольца Сартэ. Если уже речь зашла о кинематографе, то вы удивитесь, но и в знаменитом в свое время фильме «Мужчина и женщина» (реж. Клод Лелуш, 1966) также есть кадры с «24 часов Ле-Мана».

В картине Клода Лелуша можно видеть старт гонки, практикуемый еще с первых гонок знаменитого марафона. Это когда пилоты после взмаха французским флагом бегут с одной стороны дорожного полотна к противоположному, где выстроены в ряд, согласно квалификации, машины. Пилоты садились в машины и сразу начинали движение. И практически никто не успевал пристегнуться ремнями безопасности. От этого любая авария могла привести к фатальным последствиям. После трагических происшествий старт был изменен.

В фильме 1971 года отражена уже другая, усовершенствованная процедура старта. Пилоты усаживались в машины, выстроенные в ряд, пристегивались и начинали движение по взмаху флага. Но и эту процедуру старта несколько раз усовершенствовали, так как и она была небезопасной. Сейчас автомобили стартуют с ходу, проехав разминочный или формировочный круг за машиной безопасности. На сегодняшний день это один из самых безопасных способов начать гонку на выносливость. Но гонки остаются гонками. В этом году сразу после старта в первой связке поворотов произошла авария с участием машин, претендующих как минимум на подиум в классах LMP1 и LMP2. К счастью, были повреждены только элементы аэродинамического обвеса и кузова. И после короткого обслуживания на пит-лейн болиды снова вернулись в борьбу.

И позволю себе еще одно маленькое «лирическое отступление». У хозяев, где я остановился, в собственности есть маленький участок, аккурат рядом с трассой, в повороте «Индианаполис». Так вот благодаря этому и тому факту, что право частной собственности тут неприкосновенно и владелец имеет право в любое время получить доступ к своей собственности, у него есть четыре постоянных пропуска для всех членов семьи, предоставленные организаторами гонки. И дедушка в окружении родственников может наблюдать за соревнованиями на трассе совершенно бесплатно и беспрепятственно. Как в кино.

Известные традиции, зародившиеся в Ле-Мане

Душ из шампанского. Да, именно после гонки «24 часа Ле-Мана» 1967 года душ из шампанского стал традицией. В том году победителями автомарафона стали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт. Будучи на подиуме, они заметили внизу президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жен и нескольких журналистов, ранее пророчивших провал этих пилотов. И тогда Герни встряхнул бутылку и окатил шампанским всех, кто стоял рядом с ним, установив традицию празднования победы, которая вот уже более полувека поддерживается во всем мире.

Этот факт любопытен, но меня больше всего впечатлило то, что достаточно много поклонников автоспорта ночью остаются на трибунах. И продолжают поддерживать свою команду или пилота, внимательно отслеживая ситуацию на трассе и в каждом классе (сейчас их четыре) и абсолютном зачете. А так преданно болеть неподготовленному зрителю непросто.

Атмосфера пропитана высокооктановым топливом, техническими жидкостями и запахом горячих покрышек. Гул стоит такой, как будто мимо тебя с ракетным ревом и завидной периодичностью на бреющем полете проносятся десятки самолетов. А за сутки таких «витков» набегает около 400. Да и помножить на количество участников — 60. Вот и выходит, что за сутки зрителю приходится услышать звук, эквивалентный пролету рядом почти 24 000 ракет. Не каждые уши такое выдержат. Поэтому зрители охотно пользуются специальными затычками — берушами.

Мир Формулы-1, а точнее, поклонники «королевы автоспорта» уже давно не пользуются берушами: двигатели у современных «формул» стали слишком тихими, «гибридными». А здесь традиция грохотать раскатами грома на все окрестности сохранилась до сих пор. И это отличная, на мой взгляд, традиция.

Японский штурм Ле-Мана

«Солнце клонилось к закату, надежда умирала последней, руководство заводской команды Toyota готовилось к совершению сэппуку. Топ-менеджеры собирались продемонстрировать миру мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. А как иначе? Ведь позора в очередной раз избежать не удалось, была затронута честь марки, и в знак верности своему бренду они готовились совершить неотвратимое», — так можно было бы описать провал Toyota в Ле-Мане. Но, к счастью, это просто страшный сон накануне старта гонки. Ничего плохого на этот раз не случилось, и «проклятие Ле-Мана» больше не висит над Toyota.

Поясню. До сего дня единственной японской компанией, сумевшей добиться успеха в Ле-Мане, была Mazda. Ее болид 787B с роторным двигателем одержал победу в 1991 году.

В 1923 году в Ле-Мане в конце мая прошла первая суточная гонка на выносливость. А с другой стороны земного шара, спустя год, зародилась компания Toyota. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков. Но с 1929 года Toyota стала на путь развития автомобильного производства. И преуспела в этом, став в нынешнем столетии крупнейшим автопроизводителем в мире, а в последние годы — и самым дорогим автомобильным брендом в мире.

В автоспорт Toyota пришла в 1972 году, а в 1975 году одержала первую победу в ралли. И если в чемпионатах мира по ралли Toyota сумела многого добиться, то в Формуле-1 и Ле-Мане к бренду победы все никак не приходили. В Формуле-1, пока команду к успеху вели преимущественно европейские специалисты, у Toyota дела складывались очень даже неплохо. Но как только на горизонте забрезжила первая победа Toyota в Гран-при Формулы-1, то, как это часто бывает у японцев, руководство команды с европейцев спешно заменили на родное, японское. Чтобы, так сказать, отдать дань уважения стершему поколению менеджмента. И первая победа в Формуле-1 у Toyota, увы, так и не случилась.

Примерно та же картина наблюдалась у Toyota и в Ле-Мане. Заводская команда Toyota участвует в автомарафоне с 1987 года, но первый реальный шанс на победу представился только в 1994 году, когда компания покоряла Ле-Ман с частной командой SARD. Эдди Ирвайн, Мауро Мартини и Джефф Кроснофф за рулем Toyota 94CV были близки к тому, чтобы сотворить сенсацию, но за 90 минут до финиша на машине отказала коробка передач. В итоге после ремонта в боксах Toyota финишировала второй позади победителей из Porsche.

В 1998 году Toyota выступала в Ле-Мане с прототипом GT-One, сражаясь против BMW, Audi, Mercedes, Panoz и Nissan. На заключительных кругах экипаж №29 в составе Тьерри Бутсена, Ральфа Келленерса и Джеффа Лиза лидировал с преимуществом в 40 секунд! За полтора часа до клетчатого флага из-за проблем с маслом сломалась коробка передач. Экипажу пришлось сойти. Я смотрел трансляцию по ТВ и плакал вместе с японцами.

В 1999 году Toyota поклялась отыграться. И все шло к победе. Машина Toyota была лучшей на трассе и в финале стремительно догоняла лидирующую BMW №15 (более медленный, но надежный болид). Зрители на трибунах уже вовсю махали японскими флагами в предвкушении победы, но Юкио Катаяма проколол колесо и медленно поехал в боксы... А BMW выиграла.

Потом Toyota сосредоточилась на Формуле-1, но, потерпев там фиаско, вернулась в Ле-Ман и в чемпионат по гонкам на выносливость. И пусть чемпионат WEC Toyota уже выигрывала, но побед в Ле-Мане пока так и не дождалась.

В 2014 году Toyota №7 (Александер Вурц, Стефан Сарразен, Казуки Накаджима) лидировала с «поула» и до наступления темноты. Машина не имела конкурентов по скорости, но сошла из-за возгорания проводки (за рулем был Казуки Накаджима). Победа досталась Audi.

В 2016 году Toyota, стиснув зубы, вновь шла к желанной победе. Экипаж Себастьяна Буэми, Энтони Дэвидсона и Казуки Накаджимы на TS050 уверенно шел к победе, когда в последние минуты гонки на машине возникла потеря мощности. Прототип резко замедлился, а когда Накаджима пошел на последний круг, замер прямо на стартовой прямой! И победа ускользнула к Porsche!

В 2017 году у Toyota на трассе в Ле-Мане был только один соперник в классе LMP1. Японскую команду все называли фаворитом, и это мнение подтверждалось первые девять часов гонки. Затем из-за отказа сцепления вне игры оказался лидировавший в гонке экипаж Toyota, а после аварии не доехал до боксов второй. Оба были главными претендентами на победу, которая вновь досталась Porsche.

В 2018 году команду усилил один из лучших пилотов планеты двукратный чемпион мира Формулы-1 испанец Фернанадо Алонсо. Испанец на Toyota с ходу выиграл первую гонку в Спа «суперсезона» WEC, который включает в себя сразу две гонки «24 часа Ле-Мана». Кроме того, все основные конкуренты из Audi и Porsche пропускают этот суперсезон, открыв дорогу Toyota к победе. Таким образом, ничего не должно было помешать Toyota на пути к победе. И пусть частные команды Rebellion и SMP Racing на тестах, в квалификации, несмотря на ограничения, показали очень неплохое время на круге, но так и не смогли составить никакой конкуренции Toyota.

Впрочем, небольшую сенсацию в первой трети гонки российской команде SMP Racing, основателем которой является Борис Ротенберг, удалось совершить. Болид российской команды BR1 показывал отличную скорость и уверенно шел на подиум в общем и главном зачетах автомобилей класса LMP1. Но ошибка пилота и технические неполадки вынудили экипаж SMP Racing под номером «17» сойти (в момент схода за рулем был пилот Матевос Исаакян), а экипаж под номером «11» очень долго простоял в боксах на ремонте (начинал гонку Виталий Петров), откатился далеко назад и мог рассчитывать только на ошибки и поломки у соперников по классу.

После ремонта машину «11» пилотировал Дженсон Баттон (чемпион Формулы-1), а потом за руль в свою смену сел Михаил Алешин. Мне удалось поговорить с ним перед стартом и задать несколько вопросов. Так, Михаил сообщил, что максимальная скорость на прямой у BR1 составляет примерно 360 км/ч. И изначально пилоты экипажа — 3 человека — сменяют друг друга каждые 2—2,5 часа.

Работать придется в три смены. И перерыв между сменами у каждого из пилотов не такой уж и большой, ведь им нужно успеть пообщаться с инженерами команды, поесть, принять душ и немного поспать, чтобы снова сесть за руль. «За время гонки, т. е. за сутки, экипаж фактически проедет расстояние от Москвы до Лондона и обратно», — добавил присоединившийся к разговору Матевос Исаакян. Но, увы, в этот раз россиянам такое расстояние преодолеть не удалось, но перспективы у SMP Racing хорошие. И будем надеяться, что Борис Ротенберг станет для России тем, кем стал в свое время Энцо Феррари для Италии. Т. е. воплощением мечты, скорости, успеха и побед в автоспорте.

Порадоваться получилось не только за Фернандо Алонсо и команду Toyota, которая взяла дубль в абсолютном зачете и избавилась от «проклятья Ле-Мана», но и за Романа Русинова. Ему и его экипажу команды G-Drive удалось выиграть «24 часа Ле-Мана» в категории LMP2 — это второй по престижности на сегодняшний день класс автомобилей в гонке на выносливость. Теперь Роман может попытать счастья в самой престижной категории — LMP1, но Toyota сейчас тут вне конкуренции.

Браво, Toyota! Ты сделала это.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

auto.onliner.by

24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана (“24 Heures du Mans”) – престижная и самая знаменитая автогонка на выносливость. Начиная с 1923 г., ежегодно проходит во французском городке Ле-Ман, на автодроме “Сарта”, являясь родоначальником душа из шампанского на подиуме. Существует давняя традиция размахивания французским флагом в качестве знака начала гонки и флагами безопасности на финальном круге.

Зарождение

В 1981 г. в Ле-Мане (Le Mans, Франция) появился “Союз Автомобилистов Сарта”, который в 1987 г. принял первое соревнование (на автодроме Сарта), а в 1906 г. – Гран-при Франции. Апогеем развития стала состоявшаяся впервые 26 мая 1923 г. гонка. С этого момента автосоревнования в проходили регулярно. Выиграть мог автомобиль продержавшийся сутки без критических повреждений и оказавшийся быстрее конкурентов.

Трасса – Cirquit de la Sarthe

Автодром “Сарта” состоит в большей степени из дорог общего пользования. Изначальная протяженность – более 17 км, однако она претерпела несколько модификаций. В итоге ее длина составила 13,65 км. До 1990 г. в состав трассы входила 5-километровая прямая, которая была разделена на части двумя шиканами с целью ограничения скорости.

В составе других чемпионатов

Кроме 24-х часового марафона трасса принимает другие гонки, в частности входящие в состав “Чемпионата мира по автогонкам на выносливость”, организованное “Западным автомобильным клубом”.

Цель соревнования

Гонки ставят задачу не только добиться максимальных скоростей но и обеспечить экономичность в купе с надежностью машин. Победителем в своем классе считается экипаж прошедший наибольшее число кругов по прошествии 24-х часов, самое важное, с минимальными потерями ресурсов. Болид на протяжении гонки должен оставаться в хорошем состоянии и показывать лучшие результаты. На начальных этапах проведения правилами, на протяжении первого часа, не разрешалась дозаправка машины никакими специальными жидкостями кроме топлива.

Дебют гонки Ле Мана произошел 26-27 мая 1923 г., затем соревнование проводилось каждый июнь. В дальнейшем марафон проводился во вторые выходные июня.

До 1963 г. порядок расположения участников общего зачета на старте зависел от объема двигателя, после этого года для всех участников зачета определяющим становится результат предстартовой квалификации.

Старт гонки и старт с места

Выигрывал гонку болид прошедший большее количество кругов за обозначенное время, а старт происходил с места, при котором болиды стояли вдоль боксов, а пилоты с противоположной стороны (гонщик должен был самостоятельно сесть в болид, пристегнуться, завестись и начать гонку). С 1971 года, из-за большого количества несчастных случаев, вводится старт с хода с учетом которого победа обеспечивается прохождением максимальной дистанции. Причиной стало большое количество смертельных исходов. Многие пилоты, пытаясь стартовать как можно быстрее, не пристегивались либо не успевая добежать до машины были сбиты другими участниками.

Используемая техника

В марафоне соревнуются 4 класса болидов:

  • Прототипы Ле Мана (LMP): 2 высших класса LMP1 и LMP2
  • С 2011 года два класса Гран-Туризмо: GT Endurance Pro и GT Endurance AM

Изначально не было регламентировано количество пилотов в гонке но в 1980-м году утвердили участие от 3 пилотов (от одной команды). С 1990-х гонщики обязаны пилотировать болид не более 4 часов подряд и не более 14 часов за период всей гонки.

 Крупнейшая авария в истории автоспорта

На гонках произошло много несчастных случаев.

  • В 1986, при столкновении с ограждением погиб пилот Джо Гартнер.
  • В 2011 в результате столкновения с Ferrari GT, болид Audi въехал в заграждение потеряв сцепление с трассой.

Но это далеко не все…

Крупнейшее в истории автоспорта трагическое происшествие – авария 11 июня 1955 года, в которой погибло более 80 человек. В результате столкновения с болидом Austin-Healey 100, Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левега, врезался в отделявшую публику от трассы земляную насыпь. Обломки автомобиля разлетелись и попали в толпу. Левег, выпав из кабины, погиб от несовместимой с жизнью травмы головы.

Автомобили мчались на высоких скоростях, Левег не успевая среагировать врезался в Austin-Healey 100, который пытался опередить резко затормозивший Jaguar D-Type. В результате столкновения, потеряв контакт с землей, болид взлетел в воздух и упал на земляную насыпь.

Погибло около 84 зрителей (от удара отлетевших частей кузова либо в результате начавшегося пожара), 178 человек получили ранения. После аварии были запрещены автогонки в ряде стра: Германии, Франции, Швейцарии (никогда не проводившей гонки), Испании. Авария привела к пересмотру и усилению мер безопасности во время проведения автосоревнований во всем мире. Большинство стран сняли запреты на автогонки в следующем году. Результаты официального расследования отрицали вину пилотов в инциденте, причина гибели зрителей заключалась в недостаточном обеспечении безопасности.

История гонок по десятилетиям

Автогонка стартовала 26 мая 1923 года в Ле-Мане. В том же году произошла первая авария в истории гонки – пилот попал под колеса другого болида уже после финиша, получив травмы. Гонка не проводилась в течение 10 лет в связи с началом Второй мировой войны.

Автосоревнования возобновились в 1949 г. Расширился состав участников. Возрастающая известность и популярность способствовали смещению баланса в сторону увеличения скоростей (в ущерб безопасности), а в 1955 г. произошла страшная авария, в результате которой погибло несколько десятков зрителей и пилот. Эта трагедия способствовала повышению внимания к вопросам безопасности. В конце 1960-х эпоха специально подготовленных серийных автомобилей имевших до этого времени преимущество подходит к концу.

В 1970-е наступает эра более мощных болидов, соответственно – высоких скоростей. Старт с места заменяется на старт с хода. Компания Porsche становится безусловным лидером автосоревнований в этом десятилетии.

В 1980-х прочные позиции начинают занимать Jaguar и Mercedes-Benz, постепенно утверждаются болиды японских производителей. В начале 1990-х лидерство в Ле-Мане закрепляется за автомобилем Peugeot 905. Для предотвращения достижения болидами экстремальных скоростей (как результат отрыв авто от земли и взлет в воздух) шиканами была разделена 5-километровая прямая – “Мюльсанн”.

Период возвращения к специально подготовленным серийным авто. В 1999-м впервые победу в гонке одерживает BMW (болид BMW V12 LMR).

Участие в гонке становится достаточно затратным, поэтому в начале 2000-х сокращается число участников соревнований. В этот период на трассе Ле-Мана убедительно доминирует Audi (болид R8).

Другие серии

Существуют другие серии Ле-Ман: Европейская, Американская, Азиатская.

В 2003 г. за проведение европейских этапов взялся основатель серии Ле-Ман – французский Западный Автомобильный Клуб, так появилась “Европейская серия Ле-Ман“. Первый год существования серии ознаменовался лишь одним тестовым этапом, год спустя были проведены 4 этапа. В дальнейшем серия стала проводиться регулярно и состояла из 4-5 этапов.

Американский бизнесмен Дон Паноз заключил соглашение с Западным Автомобильным Клубом Франции (ACO) на создание в США аналога гонки «1000 километров Ле-Ман». Соревнования состоялись в 1998 г., а уже в 1999 чемпионат стал называться «Американская серия Ле-Ман». В 2000 г. серия стремилась расширить географию, включив в себя гонки в Сильверстоуне, Нюрнбургринге и Аделаиде, но попытка провалилась.

Азиатская серия Ле-Ман – гоночная серия, включающая в себя несколько автогонок проходящих в Азии с учетом принятых в гонке “24 Heures du Mans” правил.

Гонка как двигатель прогресса

Для преодоления трудностей трассы, в марафоне регулярно появляются новшества автомобильного дизайна, производителями автомобилей разрабатывались и разрабатываются нетривиальные технические решения. Гонка дала жизнь многим инновациям автоспорта. Новшества были либо продиктованы правилами, либо созданы в результате конкурентной борьбы.

Ключ открывающий дверь к успеху в гонке – высокая скорость, что тесно связано с преобладанием длинных прямых в схеме трассы. В соответствии с этим, предпочтение отдавалось развитию максимальной скорости не уделяя должного внимания обеспечению прижимной силы необходимой при прохождении поворотов. Зачатки аэродинамики появились на машинах разработанных Bugatti. Проявлялась тенденция к сглаживанию формы и обтекаемости болида, что не давало им отрываться от земли взлетая в воздух, в силу большого давления воздуха на заднюю часть авто.

Участники гонки применяли различные двигатели для достижения не только максимальных скоростей но и топливной экономичности и оптимизации времени потраченного на дозаправку. Наддув появился в 1929, а турбонаддув – в 1974-м. Mazda является единственным победителем гонки с роторным двигателем, позже запрещенным. С 1949 года начинают использоваться альтернативные источники топлива, а с 2009 допускалось участие гибридных автомобилей.

С нарастанием скорости прохождения трека, многие команды встретились с необходимостью внедрения более эффективных тормозных систем для болидов. В 1953 г. впервые появилась машина с дисковыми тормозами. В 1955 свою инновацию представил Мерседес-Бенц – ею оказался аэродинамический тормоз. В 1980-е годы нововведением на спорт-прототипах стала антиблокировочная система (АБС), а в 1990-х начали применяться композитные тормоза на основе карбона.

Успехи производителей

В истории гонки победа доставалась многим производителям. Среди них: Porsche, Audi, Ferrari, Bentley, Alfa Romeo, Jaguar, Mazda, Ford. Достигшая больших успехов в истории гонки марка Porsche выиграла 19 раз. Ближайшим соперником является Audi (одержав победу 13 раз), на счету Ferrari – 9 побед.

С 2000 года команда Audi доминировали в зачете. Jaguar имеет 7 побед. Mazda – единственная японская команда-победитель марафона Ле Мана (до 2010-х гг.).

  •  Россия в 24 часах Ле Мана
  • В 2014 г. российская команда SMP Racing стала чемпионом в классе GT
  • В 2016 г. чемпионом среди прототипов стала команда G-Drive Racing

Культурная ценность

В 2016-м знаменитый актер Джеки Чан стал соучредителем команды Jackie Chan DC, и уже в 2017-м команда выиграла соревнование победив в категории LMP2, заняв второе место в общем зачете.

“Ле-Ман”. В 1971-м состоялась премьера художественного кино о гонке, в котором роль гонщика Майкла Дилэйни (пилота Gulf Porsche) исполнил Теренс Стив Маккуин – американский киноактер, авто- и мотогонщик, также выступивший как кинорежиссер и продюссер.

“Мишель Вальян: Жажда скорости”. В центре сюжета находится марафон 2002 года, в роли протагониста выступил Мишель Вальян – вымышленный автогонщик, чемпион многих авто-состязаний мира.

Гонка “24 Heures du Mans” становилась основой сюжета нескольких гоночных видео игр таких как “Gran Turismo” – серия гоночных игр, разработанная Polyphony Digital и “Race Driver: GRID” – гоночная видеоигра, разработанная и изданная компанией Codemasters (седьмая игра в TOCA series).

 Трансляции

В 2008 с Eurosport был заключен многолетний договор, предусматривающий трансляцию всего марафона с учетом квалификаций и гонок на Eurosport и на Евроспорт 2. Motors TV транслировал гонки в 2006 и 2007 гг. Прямая трансляция проходит в эфире TV либо онлайн.

Гонки классических автомобилей

“Легенды Ле-Мана” – состязания проводимые во время гонки с участием только тех автомобилей, которые ранее уже принимали участие в соревновании. Среди постоянных пилотов постоянно присутствует Стирлинг Мосс – знаменитый британский пилот.

“Классика Ле-Мана” – состязание винтажных гоночных автомобилей проходящее на автодроме Сарта. Впервые состоялось в 2002 году.

drivecontact.ru


Смотрите также