Услуги и цены
Записаться
Появилась возможность записаться он-лайн!Этапы обучения
Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.
Дорожно транспортное происшествие это
Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия
Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием. Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо.
Многие люди считают, что любое повреждение машины – это ДТП. Однако характеристика дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, исходя из которых не все ситуации, случившиеся с автомобилем или мотоциклом, можно отнести к ДТП.
Данная статья поможет разобраться, что же все-таки входит в обозначенное понятие и как избежать ошибок при возникновении неприятной ситуации.
Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура
Аббревиатурой ДТП дословно обозначается словосочетание «дорожно-транспортное происшествие». Значение имеет каждое из слов, входящих в состав данного понятия. При понимании правового смысла этих терминов исключены ошибки в толковании его сущности.
Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.
Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.
Слово «происшествие» подразумевает случайный характер события, то есть его незапланированность.
Признаки дорожно-транспортного происшествия
Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.
Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.
Территориальный признак
Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.
Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии. Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие.
Субъектный признак
Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.
Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.
А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.
Признак последствий
Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.
Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.
Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.
Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.
Признак динамики
Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.
Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.
Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.
Субъективная сторона
Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.
Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.
Участники ДТП
Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.
- водитель транспортного средства;
- пешеход;
- пассажир.
При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.
Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:
Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:
- Водитель-виновник.
- Водитель-пострадавший.
- Пассажир (не получивший в аварии увечий).
- Пассажир, которому был причинен физический вред.
- Пешеход-виновник аварии.
- Пострадавший пешеход.
Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.
Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.
Страхование ДТП
Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.
В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.
Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.
Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).
Причины ДТП
Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.
Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.
Субъективные причины | нарушение водителем ПДД невнимательность потеря управления в результате усталости, сонливости состояние алкогольного или наркотического опьянения |
Дорожные условия | гололед ямы и выбоины открытые люки колодцев снежные заносы на дороге |
Технические причины | выход из строя рулевого управления отказ тормозной системы возгорание автомобиля на ходу «выстрел» колеса |
Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.
Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.
По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.
Виды ДТП
Можно условно выделить несколько классификаций дорожно-транспортных происшествий. Все разделения не прописаны в нормах права, определены по смысловому принципу, имеют своей целью определение групп событий, регулируемых определенным специфическим образом.
По степени причиненного вреда:
Обозначенная классификация очень обобщенная. С точки зрения размера убытков, крупность может быть разная, в зависимости от достатка пострадавшего. Кому-то 10000 руб. покажется крупной суммой, а иным и 100 тысяч «не деньги». По этой причине под «крупностью» подразумевается именно масштабы ДТП, степень ее последствий.
По количеству участников:
- один участник (столкновение с препятствием – столб, дорожное ограждение, здание);
- два участника (стандартное и самое распространенное ДТП);
- три и более участников (множественность).
Данная классификация немного пересекается с предыдущей. Ее суть также может характеризовать масштабы происшествия, исходя из количества вовлеченных лиц и машин.
По характеру причиненного вреда:
- с причинением повреждений ТС;
- с повреждением иного имущества;
- с причинением вреда здоровью;
- со смертельным исходом.
Как правило, обозначенные классификации имеют перекрестное применение. Правовые последствия аварии зависят от сочетания тех или иных видов.
Основные действия участников ДТП
Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.
При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).
При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.
Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.
Заключение – коротко о главном
На первый взгляд, важность определения понятия «дорожно-транспортное происшествие» не так велика.
Однако четкое представление относимости того или иного события к ДТП позволит его участнику существенно сэкономить время и обратиться в нужные органы.
Так, если произошло дорожно-транспортное происшествия, то обращаться стоит в ГИБДД. Если же повреждения ТС причинены без наличия признаков ДТП, вызов Госавтоинспекции будет бессмысленным.
В такой ситуации необходимо либо решать вопрос с другим участником события в мирном или гражданско-правовом порядке. Если же причинитель вреда скрылся, то нужно обратиться с заявлением в полицию.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Дорожно-транспортное происшествие - это... Что такое Дорожно-транспортное происшествие?
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб[1] Экономический ущерб от ДТП может доходить до 5% валового национального продукта (ВНП); в России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России,[2] за 5 лет ущерб российской экономики составил 5,5 триллиона рублей,[3] что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.[4]
Первое в истории зарегистрированное ДТП произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.
Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.
Классификация ДТП
Устранение последствий ДТП Наезд автобуса МАЗ-107 на препятствие (столб)- столкновение
- опрокидывание
- наезд на стоящее транспортное средство
- наезд на препятствие
- наезд на пешехода
- наезд на велосипедиста
- наезд на гужевой транспорт
- наезд на животное
- падение пассажира
- иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)
Основные поражающие факторы при ДТП
- динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства
- травмирование обломками и частями транспортных средств
- синдром длительного сдавления при зажатии пострадавших частями транспортных средств
- воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара
- воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы
Факторы риска
К факторам риска относят:
- нарушение правил дорожного движения, в том числе:
- усталость водителя (водитель при сильной усталости может уснуть за рулём);
- разговоры по мобильному телефону;
- сложные погодные условия;
- низкое качество дорожного покрытия;
- разговор с пассажирами;
- курение за рулём;
- еда за рулем;
- управление электронными устройствами (например радио, CD проигрывателем или GPS-навигатором) во время движения;
- прослушивание музыки.
Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.
ДТП в России
В России число ДТП составляет в год около 200 тыс., в которых погибают примерно 27 тыс. человек (в основном по вине самих водителей), ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 % ВВП.[5][6] В 2010 году приводилась оценка экспертов, что за последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.[7] При этом число погибших на 100 тыс. автомобилей является одним из самых низких среди стран СНГ и в последние годы сокращается.[8] С 2004 по 2011 год число погибших в ДТП снизилось на 19 % при росте автомобильного парка за тот же период на 35 %.[9]
По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.[источник не указан 16 дней]
23 сентября 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления»[10].
Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в России / РСФСР (по статистике ГИБДД)
1980 | ? | ≈27 500 | ≈138 100 |
1985 | 139 035 | 22 676 | 148 645 |
1986 | 138 637 | 20 651 | 150 356 |
1987 | 142 695 | 21 243 | 155 684 |
1988 | 161 320 | 25 938 | 176 583 |
1989 | 189 986 | 32 739 | 207 628 |
1990 | 197 362 | 35 366 | 214 820 |
1991 | 197 659 | 37 510 | 214 409 |
1992 | 184 975 | 36 471 | 200 026 |
1993 | 178 651 | 37 120 | 192 802 |
1994 | 174 908 | 35 599 | 189 877 |
1995 | 167 280 | 32 791 | 183 926 |
1996 | 160 523 | 29 468 | 178 378 |
1997 | 156 515 | 27 665 | 177 924 |
1998 | 160 300 | 29 021 | 183 846 |
1999 | 159 823 | 29 718 | 182 123 |
2000 | 157 495 | 29 594 | 179 401 |
2001 | 164 401 | 30 916 | 187 790 |
2002 | 184 360 | 33 243 | 215 678 |
2003 | 204 267 | 35 602 | 243 919 |
2004 | 208 558 | 34 506 | 251 386 |
2005 | 223 342 | 33 957 | 274 864 |
2006 | 229 140 | 32 724 | 285 362 |
2007 | 233 809 | 33 308 | 292 206 |
2008 | 218 322 | 29 936 | 270 883 |
2009 | 203 603 | 26 084 | 257 034 |
2010 | 199 431 | 26 567 | 250 635 |
2011 | 199 868 | 27 953 | 251 849 |
Всего | 4 936 265 | 855 866 | 5 856 134 |
Примечания к таблице:
- В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
- До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали[11][12]. С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток[13]. Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года[источник не указан 65 дней].
Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:
- из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
- 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
- 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
- 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
- из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения — 5,94 % (11 845 из 199 431)
- из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 % (31 969 из 199 431)
- из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 % (41 863 из 199 431)
- из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (1 127 из 199 431)
Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.
ДТП в Европе
В большинстве стран Европы погибшими также считаются лица, скончавшиеся в течение 30 суток после ДТП. Однако в Молдавии погибшими считаются скончавшиеся в течение 1 года после ДТП, в Словакии — в течение 1 суток, в Португалии и Албании — на месте ДТП.
Австрия | 691 |
Белоруссия | 1517 |
Бельгия | 1067 |
Болгария | 1006 |
Босния и Герцеговина | 428 |
Великобритания | 3298 |
Венгрия | 1232 |
Германия | 4949 |
Греция | 1657 |
Ирландия | 365 |
Исландия | 30 |
Испания | 4104 |
Италия | 5669 |
Кипр | 89 |
Латвия | 407 |
Литва | 759 |
Люксембург | 43 |
Македония | 140 |
Мальта | 14 |
Молдавия | 589 |
Нидерланды | 781 |
Норвегия | 233 |
Польша | 5583 |
Португалия | 854 |
Румыния | 2712 |
Сербия | 962 |
Словакия | 627 |
Словения | 293 |
Украина | 9921 |
Финляндия | 380 |
Франция | 4620 |
Хорватия | 619 |
Черногория | 122 |
Чехия | 1222 |
Швейцария | 370 |
Швеция | 471 |
Эстония | 196 |
ДТП в Азии
Азербайджан | 1107[14] |
Ответственность
Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия[15].
Оказание помощи пострадавшим
Во многих странах неоказание помощи пострадавшему в ДТП ведёт к ответственности водителей. При большом количестве свидетелей ДТП, возникает психологический эффект — эффект «свидетеля» — препятствующий оказанию помощи.
Во многих странах в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструкторы медицинской специальной подготовки и др. Причем они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.
Интересные факты
- В США, несмотря на распространённость огнестрельного оружия и очень низкую смертность в дорожных авариях, вероятность погибнуть в автопроисшествии в двадцать раз превышает шанс быть застреленным[16].
См. также
Примечания
- Медицинская помощь при ДТП
- Первая помощь при ДТП
ДТП
В нашу автомобильную жизнь очень плотно вошло понятие дорожно-транспортного происшествия или попросту ДТП. Вошло оно отнюдь не просто так, а в связи с тем, что после распада СССР граждане стали активнее приобретать личный транспорт.
В результате, количество водителей и автомобильного транспорта в РФ увеличилось в несколько раз, а значит, увеличилось и количество аварий ДТП на дороге и прилегающих к ней территориях.
Они стали практикой нашей жизни, посему стоит разобраться в основных понятиях и правоприменительных практиках, как их понимает закон, а также куда обращаться, что делать и куда звонить при ДТП.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-58. Это быстро и бесплатно!
Скрыть содержание
Понятия: ДТП, схема ДТП, участники и проч.
Начнем с базовых понятий. Что такое ДТП? В российском законодательстве, в законах, указах, содержится определение ДТП. Формулировок много, но в целом смысл одинаков.
ДТП определяется как событие, которое произошло на дороге во время движения транспортного средства (ТС), с его участием, когда при стечении определенных обстоятельств получают повреждения транспортные средства, здания и сооружения, грузы, либо другие материальные ценности, а также при котором погибают или получают ранения люди. Напоминаем , что мелкие ДТП могут решатся без сотрудников ГИБДД.
Также можете ознакомиться с бланком извещения о ДТП.
https://youtu.be/GcINvVrHTgs
Виды ДТП
В российском законодательстве есть детальная классификация ДТП. Она содержится в «Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ».
Выделяют следующие виды ДТП:
- Столкновение — когда между собой сталкиваются два и более транспортных средства, когда оба на ходу, либо когда один из участников ДТП внезапно остановился. Сюда же попадает и внезапная «встреча» транспортного средства с железнодорожным составом на ходу.
- Опрокидывание.
- Наезд на стоящее транспортное средство — к этой же категории относят и столкновение с полуприцепом и прицепом.
- Наезд на препятствие — под эту категорию подпадают столкновения со зданиями, сооружениями, деревьями и т.д.
- Наезд на пешехода — сюда относят и наезд транспортного средства, и эпизоды, когда пешеход сам натыкается на транспортное средство, которое движется по проезжей части. Помимо этого, к этой категории принадлежат происшествия, когда пешеход получает травмы или гибнет от перевозимого груза.
- Наезд на велосипедиста.
- Наезд на гужевой транспорт.
- Падение пассажира — здесь имеется в виду во время движения транспортного средства.
- Иной вид ДТП — сюда закон относит те происшествия, которые нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам. Сюда обычно относят падения груза на человека, наезд на лиц, которые не были участниками дорожного движения и т.д.
Участники ДТП
Обратимся теперь к понятию «участника ДТП». Автоэксперты отмечают, что в российском законодательстве отсутствует определение участника ДТП. И все же, это определение интуитивно понятно. Сформулировать его можно примерно так: участник ДТП — это лицо, которое благодаря своим действиям или же бездействию приняло участие в происшествии, подпадающее под определение ДТП.
Законодательство, кроме водителей ТС, относит к таковым велосипедистов и пешеходов, а также животных (обычно их классифицируют как препятствия).
ДТП совершается в результате чьих-то виновных действий, то есть участников ДТП можно классифицировать на «виновников» и «потерпевших». Если с определением «виновника» в целом все ясно, то для «потерпевших» существуют некоторые нюансы.
Потерпевшим считается лицо, пострадавшее в результате ДТП. А к ним относят не только тех, кто пострадал при столкновении или наезде, но и пассажиров транспортного средства, которым управлял виновник. Также выделяют категории «раненого» и «погибшего». Погибшим, согласно последним поправкам, считается потерпевший, который умер в больнице в течение 30 дней от травм, полученных во время аварии.
Любое ДТП, которое подпадает под определение законодательства, подлежит обязательному документированию.
Одним из таких документов является карта-схема ДТП.
Это довольно простое понятие в дорожно-транспортном происшествии.
Говоря простым языком, схема ДТП — это графическое изображение места ДТП.
Документированию подлежит:
- план местности места ДТП;
- дорожная обстановка;
- положение транспорта;
- различные предметы и следы, которые имеют отношение к ДТП.
Для схемы существует специальный бланк, где сотрудник ГИБДД или другое уполномоченное должностное лицо фиксирует вышеуказанные подробности происшествия.
В процессе оформления схемы, должностное лицо привлекает непосредственных участников аварии. Схема составляется, в том числе, и с их слов. При этом обязательно присутствие понятых.
Участникам аварии, особенно потерпевшим, следует обратить внимание на следующие детали:
- Наличие подписи должностного лица.
- Четкость и объективность составленной схемы.
- Подписи понятых.
Если участники аварии не согласны с составленной схемой, то им следует об этом указать в пояснении и поставить свою подпись. Это даст возможность оспорить схему в дальнейшем. Следует также сфотографировать схему. Далее при расследовании и установлении причины ДТП можно воспользоваться защитой при автомобильных авариях у квалифицированных специалистов, они вам помогут найти правильное решение, потерпевшую и пострадавшую сторону, а также доказать вину по факту автоаварии.
Документы при ДТП
Как мы уже говорили, любое ДТП подлежит обязательной документации. Сразу на месте сотрудники ГИБДД оформляют следующие документы:
- Протокол осмотра места происшествия административного правонарушения. Является одним из самых важных первичных документов. В вводной части фиксируются данные о факторах ДТП, месте и времени аварии, погодных условиях и состоянии дороги, о водителях и ТС-участниках, а также данные очевидцев, понятых и технике, с помощью которой производятся замеры, фотосъемка с камер и т.д. В описательной части сотрудник ГИБДД указывает данные:
- Протокол осмотра и проверки ТС;
- Акт мед. освидетельствования участников аварии.
- Справка о ДТП. Выдается участникам аварии. В ней фиксируется практически все данные протокола. С этой справкой участники обращаются в страховые компании для получения компенсации.
a) о состоянии проезжей части (профиль дороги, разметка, знаки и т.п.); б) о координатах аварии, расположении ТС, следах происшествия;
в) о повреждениях ТС;
В заключительной части протокола вносят данные о квалификации действий виновника(-ов). Участникам не выдаются:
1.1 Схема возникновения ДТП
1.2 Описание повреждений транспортных средств.
1.3 Объяснения участников и очевидцев.
В случаях, когда ДТП привело к тяжелым последствиям, кроме выше указанных документов, сотрудники ГИБДД оформляют:
Виновник аварии оформляет расписку о получении копии протокола об административном правонарушении.
Очень часто случается так, что ДТП происходит в ситуации, когда от водителя мало что зависит. Здесь имеются в виду особые климатические условия или время суток. Где-то не было выставлено освещение, кто-то не выставил предупреждающий знак. Но почти всегда виноват водитель. Почему? А потому что существует п. 10.1 ПДД РФ, который обязует водителя соблюдать скорость с учетом погодных условий, освещения, трафика и т.п.
Сотрудник ГИБДД, чаще всего, пишет в протокол, что «водитель не справился с управлением», а акт о состоянии дорожного покрытия не составляет. Ответственность за состояние дорог лежит на ДПС и дорожном надзоре указами МВД № 297 и № 410. Однако они редко возлагают ее на себя.
Что же делать в таких случаях? Обязательно нужно добиваться того, чтобы была запись о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, либо отсутствии предупреждающих знаков в протоколе. В объяснении нужно указать, что дорожное покрытие не соответствует ГОСТ, особо отметив факт того, что именно дорожная служба не смогла обеспечить должное состояние дороги.
В схеме также факт ненадлежащего состояния дороги должен быть указан. Это даст основания для обжалования вашей виновности через суд, а также для иска о возмещении ущерба в отношении ГИБДД и дорожных служб.
Относительно освещения все несколько сложнее, так как у ТС есть технические средства освещения, поэтому п. 10.1 ПДД РФ здесь срабатывает практически всегда, но, если есть зацепки, необходимо их использовать.
Правила поведения участников: что делать, куда звонить
Как регулирует законодательство поведение участников ДТП? В ПДД, п.2.5, четко расписаны основной порядок действий участников ДТП при попадании в аварию:
- Для начала следует остановить свое транспортное средство. Даже если столкновение было незначительным, ДТП все равно имело место быть, уезжать нельзя. Исключением является случай, когда водители договорили между собой, составили схему аварии и поехали оформлять ее на пост ДПС.
- Необходимо включить «аварийку».
- Следом выставить знаки аварийной остановки на месте ДТП.
- Далее принять меры для оказания первой мед. помощи (ПМП) тем, кто пострадал. Этот пункт очень важен. В ПДД РФ прописано несколько возможностей по оказанию ПМП:
- Освободить по возможности проезжую часть, чтобы сторонний транспорт мог спокойно проезжать мимо места аварии. При этом необходимо зафиксировать место расположения ТС-участников аварии.
- Вызвать сотрудников ГАИ и ждать их появления.
а) вызвать по телефону скорую помощь;
б) оказать ПМП самостоятельно;
в) доставить тяжело пострадавшего на попутном ТС в лечебное учреждение;
г) отвезти на своем транспорте (при этом сообщить свои данные, включая номерной знак ТС), после чего вернуться обратно.
Нужно также отметить, что запрещается перемещать предметы, которые имеют отношению к ДТП.
Помимо исполнения правил, нужно также активно искать и привлекать очевидцев аварии. При составлении протокола необходимо проявлять участие и следить за ходом его заполнения.
Подчас случаются ДТП, участником которых является пьяный водитель. Чем грозит ДТП с пьяным водителем и как себя правильно вести? Иногда бывает, что пьяный водитель является потерпевшим. Посему виновной стороне лучше не провоцировать, а, выполнив правила п.2.5 ПДД, спокойно дожидаться в своем авто ГИБДД.
Нахождение пьяного водителя за рулем пойдет в отдельное производство, а ответственность с виновника не снимается. Если же пьяный водитель — виновник аварии, необходимо опять-таки не провоцировать агрессию, но знать свои права и по возможности выполнить п.2.5 ПДД.
Пьянство за рулем ужесточает ответственность и увеличивает размер компенсаций пострадавшим.
Отдельно необходимо пояснить по провокациям на дороге. Под провокацией понимаются действия (умышленные или нет), которые могут привести к аварии. Провокация ДТП: как различить случайную и преднамеренную подставу? Водителю, даже опытному, довольно сложно вычислить, было ли ДТП спровоцировано случайно или нет.
Да, непреднамеренные провокации зачастую делаются ввиду отсутствия опыта или по недосмотру как виновника, так и потерпевшего.
https://youtu.be/ydSBoh5pGQg
В то же время при настоящей автоподставе «жертву» выслеживают, а потом загоняют опасными маневрами. Но в данных ситуациях выход один — неукоснительное соблюдение ПДД РФ.
Главное придерживаться этой линии, а значит вызывать сотрудников ГИБДД, найти очевидцев и сохранять спокойствие. Дополнительным плюсом будет установленный видеорегистратор.
В КоАП РФ прописаны виды нарушений при ДТП и соответствующие санкции в виде штрафов. Конкретно при ДТП водителей обычно штрафуют за:
- невыполнение обязанностей, указанных в ПДД РФ, п.2.5;
- оставление места ДТП.
Какое наказание влечет скрытие с места ДТП и как быть со страховкой, если виновник — не вы? Что ждет участников ДТП, если один из них — без прав? Об этом можно прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.
Выплаты и возмещение ущерба
В результате ДТП потерпевший вправе рассчитывать на выплаты по ОСАГО, возмещение ущерба через суды. Также, если водитель заключил договор КАСКО с одной из компаний-страховщиков, он вправе рассчитывать на компенсацию за повреждения своего ТС.
Порядок действий при разбирательстве ДТП, участник которого не имеет ОСАГО, несколько осложняется. Однако, если соблюдать определенные правила, все может оказаться не так плохо.
ДТП – это чрезвычайная ситуация, которая может коснуться любого автовладельца. Правовой нигилизм, невежество на дороге могут лишь усугубить негативные последствия аварии. Также вы можете скачать образцы заявлений возмещения ущерба при ДТП.
Есть множество нюансов, поэтому только знание базовых понятий, норм законодательства и практических рекомендаций поможет водителю повести себя правильно при ДТП. Помните, что безопасность на дороге необходимо соблюдать всегда
https://youtu.be/LOYp5xG8wT4
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 288-16-58 (Москва)
Это быстро и бесплатно!
Что такое ДТП: расшифровка определения, виды, участники
Время чтения: 6 минутДорожно-транспортное происшествие — это не только столкновение автомобилей. Под данным термином понимаются и многие другие ситуации. Зная точный перечень инцидентов, относящихся к авариям, вы сможете правильно на них реагировать. А это принципиально важно для грамотного решения проблемы. О том, что такое ДТП, о его видах и причинах возникновения, читайте далее.
Определение понятия
Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП. А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.
В соответствующем федеральном законе, в Правилах дорожного движения (ПДД), а также в Правилах ОСАГО, Правилах учета дорожно-транспортных происшествий и в КоАП детально написано о том, что считается ДТП по закону. Подробнее рассмотрим определения, которые приводятся в этих официальных документах.
В федеральном законе и Правилах учета дорожных аварий дается следующее определение ДТП: это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение вреда здоровью и/или жизни людей, целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов.
В тексте ПДД расшифровка термина ДТП аналогична.
А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП— это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.
Что именно относится к ДТП
Разбирательства, связанные с дорожными происшествиями, часто бывают трудоемкими, длительными и запутанными. А все потому, что далеко не всегда удается с первого раза оценить, является ли конкретная ситуация ДТП или нет.
Разбираясь в том, какое событие считается ДТП, в первую очередь необходимо исходить из самого определения понятия. В итоге становится понятно, что нельзя считать дорожной аварией ситуацию, когда:
- транспортное средство не участвовало в нем.
- ТС были статичными.
- не был причинен ущерб ни транспорту, ни другим участникам движения.
Нужно уметь правильно оценивать, что является ДТП, а что нет, чтобы иметь возможность в сложившейся ситуации должным образом защитить свои права. Например, к дорожному происшествию можно отнести травму пассажира автомобиля, полученную вследствие резкого изменения скорости или траектории движения ТС. Согласитесь, мало кто из граждан, пострадавших таким образом от лихачества водителей маршрутных такси, знает об этом.
Участники ДТП
Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.
Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:
- Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.
- Пассажир. Им считается не только то лицо, которое находится в ТС вместе с водителем, но и то, которое заходит или выходит из авто. То есть участник ДТП — это, например, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что водитель слишком рано закрыл двери и начал движение.
- Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге или по расположенной вблизи нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велосипед, мотоцикл или иное аналогичное транспортное средство. Те, кто едут на коньках, самокате или аналогичном приспособлении. Также пешеходами считаются лица, ведущие детскую или инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не оснащенной мотором.
В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.
Причины ДТП
В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.
При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.
Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим. Из года в год количественные показатели несколько меняются — то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми. Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.
Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2019 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:
- нарушение ПДД;
- физическая усталость автомобилиста;
- факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
- негативные погодные условия;
- проблемное покрытие дороги;
- прием спиртного.
Подробнее о том, что чаще всего приводит к аварийным ситуациям, читайте в статье: Алкоголь и наркотики — основные причины ДТП.
Виды ДТП
В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, принято выделять несколько категорий дорожных аварий.
Виды ДТП и их краткие характеристики:
- Столкновение. Может быть столкновение двух движущихся транспортных средств или столкновение автомобиля с другим, который резко затормозил (перед препятствием, светофором). Также это может быть столкновение одно или нескольких машин с движущимся ж/д составом.
- Опрокидывание. Речь идет про опрокидывание по той или иной причине именно движущегося транспортного средства.
- Наезд на ТС, находящееся в статичном положении. Например, наезд на автомобиль, стоящий на обочине дороги, на ТС, припарковавшееся во дворе.
- Падение пассажира в процессе движения ТС. Это может быть падение человека из салона транспортного средства на проезжую/пешеходную часть или же падение прямо в салоне по причине слишком резкого маневра водителя, резкого снижения скорости.
- Наезд на некое недвижимое препятствие. Это может быть что угодно — дорожный знак, опора моста, столб, ограждение, дерево, объект недвижимости.
- Наезд на пешехода. Сюда входят, в том числе, ситуации, при которых пешеход страдает от грузов, перевозимых транспортом. Например, когда человек получил травму от выпавшей из машины доски, кирпича, ящика с продуктами.
- Наезд на гужевой транспорт, на животное. Это наезд на животных, передвигающихся в упряжке и/или на повозки, которые они передвигают.
- Наезд на велосипедиста. Имеется в виду ситуация, когда ТС совершило наезд на человека, управляющего велосипедом, то есть также находящегося в движении.
- Иной вид ДТП. Это различные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под одну из перечисленных категорий. Например, наезд на колесо, отлетевшее от другого автомобиля. Или наезд на некий крупный предмет, выпавший из другого авто.
Кроме этого, выделяют еще такие виды ДТП на автомобильном транспорте, как:
- Бесконтактное дорожное происшествие. Ситуация, когда водитель ТС стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения. Например, если водитель авто выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
- Учетное дорожное происшествие. Для того чтобы понять, что такое учетное ДТП, нужно обратиться к Правилам учета происшествий и вспомнить, что в статистической отчетности указываются ДТП, в которых получили травмы легкой, средней или тяжелой степени или погибли люди. То есть именно такие случаи является учетными. Если в аварии люди не пострадали, она учету не подлежит.
- Скрытое происшествие на дороге. Далеко не каждый знает, что такое скрытое ДТП. Но здесь все предельно просто, так как расшифровка понятия следует уже из самого термина. Это такие ДТП, при которых виновник случившегося скрылся с места происшествия без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.
Как видите, существует весьма детальная классификация ДТП, и виды анализа ДТП поэтому также применяются самые разнообразные. Так, используется ситуационная и корреляционная, статистическая и вероятностная методики. Задействуются юридическая и дорожно-техническая экспертизы. Учитываются социокультурные и технологические факторы, абсолютные и удельные показатели.
В целом можно говорить про анализ единичных ДТП, призванный понять характер каждой отдельной аварийной ситуации и причины ее возникновения. А также про анализ дорожных происшествий как массового явления. Именно он позволяет выявить основные виды ДТП и причины их возникновения. Полученные данные затем применяются для выработки грамотных превентивных мер, необходимых для снижения количества происшествий на дорогах как в каждом отдельном населенном пункте, регионе РФ, так и по всей стране в целом.
Что делать при ДТП
Во многом исход аварийного происшествия будет зависеть от грамотного поведения сторон конфликта. В особенности это касается пострадавшей стороны, ведь именно ей в большинстве случаев приходится принимать непосредственное участие в защите своих гражданских прав.
Если говорить предельно кратко, то схема действий примерно такая:
- Проанализировать состояние пострадавших в аварии лиц и/или машин.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
- Взять под контроль процесс возмещения материального, морального вреда со стороны виновника случившегося.
На деле же каждый из этих пунктов можно расписать на несколько десятков чрезвычайно важных подпунктов. Знать о каждом из них должен любой водитель, потому что только в этом случае у него есть шанс на полноценное восполнение ущерба.
Подробнее прочитать о том, как вести себя при аварии вы сможете в статье, расположенной по ссылке: Что делать при ДТП.