(499) 267-83-08

в рабочие дни с 11:00 до 19:00

(967) 289-13-39

ежедневно с 9:00 до 23:00

Записаться

Появилась возможность записаться он-лайн!

Этапы обучения

Теория и практическое обучение вождению на механике или автомате, индивидуальный подход, никаких дополнительных затрат.


Что такое гбц


Что такое ГБЦ в автомобиле?

Двигатель в своем технологическом понимании достаточно сложная установка, агрегат, который состоит из множества отдельных деталей, предназначенных для выполнения определенных целей. Полноценное функционирование каждой детали, позволяет обеспечивать слаженную работу всего механизма. Для некоторых элементов характерно выполнение каких-то узконаправленных функций, другие получают более высокую «честь» и работают над преобразованием одного типа энергии в другой. То, есть, к примеру, превращать топливо в баке, в силу движения.

Так что же такой ГБЦ? Расшифровка достаточно простая, это головка блока цилиндров. Данная деталь относится к самым важным и основным в слаженной работе всего механизма под названием двигатель. Именно к данному узлу относится процесс сгорания топлива, здесь происходит выход отработанных элементов, в нашем понимании это газы. Чтобы разобраться, каким образом устроено здесь все, необходимо изучить и рассмотреть всю конструктивную сердцевину устройства и понять основные функции.

Конструктивные особенности

Ранее ГБЦ изготавливались из чугунного металла, сейчас же от него потихоньку стали отказываться, в пользу более легких и простых сплавов, на алюминиевой основе. Но, все равно полностью вычеркнуть из автостроения чугунные ГБЦ не возможно, ведь существуют такие типы моторов, где сам температурный режим не позволяет применять легкий сплав. Ведь появляется высокая вероятность того, что произойдет термическая усадка и соответственно деформация. А с такими процессами наиболее эффективно справляются головки из чугуна.

Головки накладываются поверх цилиндров, и крепятся к его основанию через обыкновенные болты, либо шпильки. Тип крепления может отличаться даже у одной спецификации двигателя, все зависит от модификации и типов устройства. Учитывая, что сама посадочная плоскость имеет большую площадь, по установке имеется несколько основных правил, как правильно завинчивать и устанавливать головку, чтобы получилось равномерное распределение и соединение. Ввиду того, что существует разница конструктивных решений, для крепления разных моторов разрабатывают индивидуальные правила и схемы крепления.

В моторах располагающихся рядно, одна головка способна покрыть весь корпус цилиндра. А вот более производительные моторы, так называемые V-образные, требуют для каждого ряда свою ГБЦ. За обеспечение максимальной герметизации между головкой и блоком, выступает прокладка, изготавливающаяся в точной копии с головкой. Как правило, прокладки производят из специального асбестового листа, который является огнеупорным, не зависимо от того, какой уровень нагревания, тем самым сохраняет герметичность камеры.

Главные механизмы ГБЦ

Среди основных механизмов и элементов ГБЦ разделяют:

  • 1. Главный корпус головки, так называемый картер, где и помещаются основные механизмы системы.
  • 2. Нужное количество отверстий с резьбой, в которые по задумке устанавливаются свечи либо форсунки.
  • 3. Асбестовая прокладка.
  • 4. Камера сгорания, где происходит сгорание топлива и превращение его в рабочую смесь.
  • 5. Устройство отвода и газораспределения.
  • 6. Места крепления впускного и выпускного коллектора.

Кроме съемных элементов головки, имеются еще и несъемные, которые требуются для сохранения герметичности самого газораспределительного механизма. К таким устройствам можно отнести «седла» клапанов. Они при помощи горячей спресовки монтируются в картер головки. А вот, чтобы их поменять потребуется уже специализированный инструмент.

Хотелось бы уточнить, что самостоятельно в гаражных условиях вынимать и заменять седла клапанов не рекомендуется. Ведь при неравномерном нагреве головки, она может просто напросто изменить свою геометрию. То есть, нарушиться главная плоскость прилегания к блоку цилиндров, и пропадет герметичность. В таком случае ГБЦ не подлежит ремонту, и придется приобретать новую ГБЦ.

Все узлы и элементы в конструкции автомобиля нуждаются в обслуживании, а нередко и в ремонте. Головка в данном случае не исключение. Первостепенно внимания требуют те детали, которые получают большую нагрузку. А именно это механизм газораспределения, в него входят клапана, сальники, как клапанов, так и распредвала, прокладки головки. На износ и функционирование влияет множество факторов, но главные среди них касаются именно обслуживания, диагностики. Перед владельцем стоит важная задача постоянно следить за мотором, не давать ему перегреваться, контролировать пробивающиеся потоки масла или охлаждающей жидкости. Когда появляются потеки масла, следует обязательно обратиться в сервис.

К повреждению головки помимо указанного перегрева, может повлиять использования инструмента при закручивании и установке, без специального измерительного элемента, такого как динамометр. Затяжка болтов и гаек без контроля приведет к короблению корпуса, что само собой ведет к невозможности использования. Существует целый комплекс мероприятий и операций по ремонту, где требуется учитывать все нюансы.

Зачастую авто владелец сталкивается с проблемой замены, снятия головки в таких случаях: расточка цилиндров, новая опресовка втулок и седел, замена клапанов, доработка, шлифовка седел, шлифовка плоскости.

Надеюсь, представленная статья дала понимание того, что же собой представляет головка. Какие главные детали, части, её составляющие.

quest-auto.ru

Что такое ГБЦ? Конструкция и детали

Двигатель любого транспортного средства представляет собой достаточно сложный технический агрегат, состоящих из многих механизмов. И каждый из них выполняет свою функцию, направленную на обеспечение движением авто. Предлагаем вам узнать, что представляет собой головка блока цилиндров, зачем она нужна и из каких элементов состоит.

Для начала обратимся к расшифровке. ГБЦ — это головка блока цилиндров, которая представляет собой основной узел любого транспортного средства. Его предназначение заключается в контроле происходящего в двигателе процесса сгорания топливной смеси и выводе отработанных газов. По сути ГБЦ — это конкретно крышка, которая закрывает непосредственно блок цилиндров.

Схема всех компонентов ГБЦ

ГБЦ может изготавливаться из алюминиевого сплава или легированного чугуна. Когда процесс литья ГБЦ завершен, она подвергается процедуре искусственного старения, это делается с целью избавления компонента от остаточного напряжения. В том случае, если мотор однорядный, то на нем будет установлена одна головка блока цилиндров. Если же он W-образный, то на каждый отдельный ряд цилиндров будет установлена отдельная головка блока.

Очень важно, чтобы головка блока была надежно уплотнена непосредственно с блоком. Именно для этого нижняя часть элемента делается чуть шире, чем верхняя. Прокладка головки блока цилиндров используется для уплотнения двух частей блока.

Монтаж и фиксация ГБЦ происходит при помощи направляющих штифтов, предназначенных для закрепления головки. Непосредственно монтаж является особо важной процедурой, которая осуществляется согласно регламенту, указанному для каждого отдельного авто. Этот регламент является индивидуальным, поэтому устанавливать головку на «Жигули» и пользоваться инструкцией от иномарки крайне не рекомендуется. Что касается непосредственно штифтов, то они должны устанавливаться и затягиваться в определенной последовательности, при этом должен соблюдаться момент затяжки. Для этой цели используется специальный динамометрический ключ.

Помните о том, что при затяжке винтов необходимо руководствоваться технологией, а не применять грубую силу, поскольку это может привести к необратимым последствиям.

Это может стать причиной деформации ГБЦ. Внутри головки установлено множество различных элементов, которые скрыты крышкой, но о них мы расскажем далее. Работоспособность этого элемента определяет функционирование двигателя автомобиля в целом, это нужно знать и понимать.

Конструкция головки блока цилиндров и ее основные детали

С тем, что такое ГБЦ, мы разобрались. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на конструкции и основных компонентах этого узла. Ниже будет рассмотрена основная информация о деталях, из которых состоит головка блока.

В отличие от сегодняшний ГБЦ, раньше эти элементы изготавливались из чугуна. В принципе, и сегодня в мире достаточно автомобилей, в которых установлены чугунные головки. Это связано с тем, что чугунные ГБЦ более подходят для тех транспортных средств, которые функционируют в сложных температурных режимах. Чугун может противостоять сильному холоду и знойной жаре, в то время как алюминиевые компоненты зачастую подвергаются деформации и термической усадке.

Так выглядит ГБЦ в разобранном и демонтированном виде

Отдельно следует остановиться на прокладке устройства. Прокладка ГБЦ изготавливается из армированного асбеста. Это делается с той целью, чтобы она могла выдержать не только высокую температуру, которая характерна для работы двигателя, но и высокий уровень давления. При этом асбестовая прокладка ГБЦ в состоянии обеспечить высокий уровень герметичности каналов охладительной системы, масляного провода, а также камеры сгорания.

Что касается остальных компонентов, об этом мы расскажем далее.

Устройство и расшифровка механизмов приведены ниже:

  1. Прокладка — как вы поняли, выполняет очень важную роль в функционировании двигателя внутреннего сгорания.
  2. ГРМ (расшифровка — газораспределительный механизм).
  3. Картер (расшифровка — корпус ГБЦ). В картере расположены все узлы и механизмы данного устройства, а также патрубки охладительной системы, каналы масляного провода и, собственно, камера сгорания.
  4. Специальные резьбовые выходы, в которые устанавливаются форсунки или свечи зажигания.
  5. Непосредственно камера сгорания, в которой осуществляется процесс воспламенения горючей смеси, что позволяет автомобилю двигаться.
  6. Привод ГРМ.
  7. Также здесь расположены и посадочные плоскости вместе с резьбовыми креплениями, позволяющими крепить впускной и выпускной коллекторы.

Остановимся подробнее на этих компонентах. Клапаны головки блока цилиндров расположены в одном ряду. Угол их наклона по отношению к плоскости цилиндров составляет 20 градусов. В некоторых современных автомобилях устройство немного другое, но в большинстве случаев расположение клапанов именно такое.

Перейдем у передней части ГБЦ. Если ее разобрать, то вы увидите, что в ней находится специально отведенное место для установки цепного привода ГРМ и натяжителя цепи. Собственно, именно здесь эти компоненты и расположены. Что касается камер сгорания, то они плотно прилегают к блоку, а для этого специально обрабатываются механическим способом. По размерам площадь камер сжатия немного меньше, чем размеры днища у поршней. Это делается для того, чтобы при работе двигателя внутреннего сгорания, когда поршни поднимаются вверх, обеспечивалось интенсивное завихрение рабочей смеси мотора. Соответственно в результате этого улучшается и сама процедура сгорания горючей смеси.

С левой части ГБЦ вы можете увидеть четыре отверстия для свечек или форсунок системы зажигания. С обратной, правой стороны, расположен специальный фланец, на который крепится выпускной и впускной коллекторы. Рядом с этим фланцем вмонтированы и патрубки охладительной системы, по которым курсирует антифриз.

На верхней части ГБЦ установлены специальные отверстия, в которые устанавливаются направляющие втулки, опорные шайбы, устройства опор рычагов, а также корпус подшипников распределительного шкива. Сверху самой ГБЦ устанавливается специальная крышка, которая крепится при помощи восьми винтов.

Также следует отметить, что в головке расположены и несъемные компоненты:

  • в первую очередь, это седла клапанов, предназначение которых заключается в обеспечении герметичности устройства ГРМ;
  • а также направляющие втулки клапанов.

Важно понимать, что данные компоненты устанавливаются методом прессовки в структуру ГБЦ. Соответственно, в домашних условиях из замена будет невозможной — это можно осуществить исключительно с использование необходимого термического оборудования, а также специализированного инструментария.

Некоторые гаражные «умельцы» все-таки практикуют этот ремонтный процесс у себя дома, но делать этого крайне не рекомендуется, поскольку неравномерный нагрев может привести к последствиям:

  1. ГБЦ может изменить геометрию своей структуры, в результате чего будет нарушена плоскость ее прилегания к самому блоку.
  2. ГБЦ попросту придет в негодность от неправильного нагрева.
  3. В структуре головки могут появиться микротрещины, избавиться от которых будет очень тяжело.

В целом проведение таких работ в домашних условиях чревато тем, что устройство попросту придется в негодность и не останется ничего другого, как сдать его на металлолом. Разумеется, грамотный специалист при наличии необходимого оборудования может попытаться исправить проблему, но это получается не всегда. Поэтому рекомендуем вам прислушаться к нашим советам.

Техническое обслуживание и диагностика

Как известно, все механизмы транспортного средства рано или поздно будут нуждаться в диагностике и техническом обслуживании. В этом случае ГБЦ не является исключением. Первоочередной задачей любого автомобилиста в этом вопросе является периодическая диагностика тех компонентов головки, которые нуждаются в этом больше всего. В частности, тех, которые подвержены наибольшим нагрузкам.

Речь идет о:

  • работоспособности клапанов;
  • проверке работоспособности сальников клапанов;
  • сальников распределительного шкива;
  • и, разумеется, самой прокладке ГБЦ.

Пробитая прокладка ГБЦ может стать причиной появления масла в охлаждающей жидкости. И наоборот — попадании антифриза в масляную систему. В результате попадания масла в охладительную систему антифриз будет бурлить (но не кипеть), что приведет к троению двигателя, а со временем — невозможности его запуска. При это хладагент будет выходить из расширительного бачка, а датчик температуры мотора на приборной панели будет показывать кипение двигателя. В свою очередь, попадание хладагента станет причиной заливания свечей зажигания, о чем можно будет догадаться, выкрутив свечку и оценив ее состояние.

В целом на выход из строя элементов головки и на их корректную работу влияют многие факторы, но большинство из них касаются своевременной диагностики и ремонта. Даже такая мелочь, как затяжка штифтов ГБЦ (неправильный момент затяжки или несоблюдение порядка) может стать причиной деформации головки, что может привести и к поломке двигателя.

Для чего проводятся ремонтные работы? Есть множество случае, когда снятие головки неизбежно.

Это:

  • необходимость расточки цилиндров;
  • необходимость опрессовки втулок клапанов или их седел;
  • выход из строя клапанов, что подразумевает необходимость их замены или ремонта;
  • отшлифовка седел или работы по их доработке;
  • необходимость шлифовки самой крышки ГБЦ;
  • необходимость замены прокладки головки (если она пробита или пропускает);
  • или же при надобности заделывания микротрещин (эта операция может проводиться и без демонтажа ГБЦ).
 Загрузка ...

Так или иначе, но все работы по ремонту и диагностике данного узла должны осуществляться при соблюдении рекомендаций и указаний от производителя вашего транспортного средства. Если вы, не имея знаний и опыта, попытаетесь сделать что-либо самостоятельно и у вас это не получится, то это чревато полной поломкой всего мотора. Наиболее опасным в этом плане является монтаж втулок клапанов. Эта процедура должна осуществляться при нагретой головке, при этом сами монтируемые элементы должны быть холодными, а не нагретыми. Только так можно будет обеспечить надежное натяжение в соединении после того, как температура узла стабилизируется.

Также конструкция ГБЦ позволяет осуществить и замену втулок шкива привода маслонасоса. Данный процесс должен осуществляться методом выпрессовки уже отработавших свой ресурс эксплуатации втулок и монтажа новых компонентов.

В целом в домашних условиях есть возможность заниматься этими работами. Но при том условии, если вы понимаете, что делаете и чем это может быть чревато. Разумеется, в этом случае речь не идет о тех работах, для осуществления которых понадобится термическое или высокоточной оборудование. Но и это возможно только тогда, когда у вас есть определенные знания. Не имея опыта, даже самый новый и высокотехнологичный инструмент не имеет никакой пользы.

Видео «Как самостоятельно поменять направляющие втулки клапанов»

Об этом смотрите на видео.

avtozam.com

Головка блока цилиндров ГБЦ, конструкция устройства и назначение работы в двигателе ДВС, схема составных частей

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Содержание

  • 1 Особенности конструкции
  • 2 Диагностика и ТО

Любой мотор имеет сложную структуру, каждый элемент которой необходим для выполнения определенной задачи. Один из таких элементов – головка блока цилиндра.

ГБЦ является главным узлом в любом автомобиле или мотоцикле. Устройство необходимо для того, чтобы контролировать в двигателе внутреннего сгорания вывод газов. По своей природе головка блока цилиндров является крышкой, закрывающей сам блок. Крышка гбц создаётся из алюминиевых сплавов, также она может быть изготовлена из чугуна. На производстве головку блока цилиндров подвергают процессу искусственного старения. Количество ГБЦ напрямую зависит от типа ДВС, если он V-образного типа, на каждый ряд используется отдельная головка.

Работа гбц очень сильно зависит от степени уплотненности головки с блоком цилиндров. Этим объясняется то, что верхняя часть этой детали немного уже, в сравнении с нижней. Уплотнительная прокладка располагается между головкой и самим блоком цилиндров.

Установка и фиксирование головки цилиндров осуществляется при помощи штифтов, которые предназначены для закрепления детали. Правильность монтажа сильно влияет на дальнейшую работу ГБЦ. Для каждого транспортного средства в инструкции указан свой регламент. По этой причине не стоит заимствовать схему монтажа головки с иномарки для машины отечественного производства. Не стоит забывать о том, что штифты имеют определенный порядок затяжки, вместе с этим указан требуемый момент закручивания. Для правильной установки головки блока цилиндра используется специальный инструмент – динамометрический ключ.

При установке и затяжке ГБЦ следует в первую очередь опираться на инструкцию по установке, а не грубую физическую силу. Если перетянуть головку цилиндра – возможно повреждение уплотнительной прокладки, масляного канала ГБЦ и других, не менее важных составляющих этой системы. Например, головка в цилиндрах может треснуть, измениться в размерах, от работы этого элемента зависит вся работа двигателя, и как следствие, транспортного средства в целом.

Особенности конструкции

Конструкция головки цилиндров не такая простая, какой кажется на первый взгляд. Ниже будут описаны все составляющие этой детали.

В настоящее время все элементы головки блока цилиндра изготавливаются из алюминиевых сплавов, раньше для этой же цели использовали легированный чугун. Некоторые транспортные средства до сих пор оснащены чугунной головкой цилиндров. Объясняется это тем, что чугун наиболее оправдан для очень высоких или очень низких температур. Алюминиевые сплавы наиболее подвержены деформации из-за перепада температур. Размеры ГБЦ во время работы двигателя изменяются из-за повышенной температуры.

ГБЦ состоит из следующих элементов.

  • Уплотнительная прокладка.
  • Газораспределительный механизм.
  • Корпус головки цилиндра, именно здесь находятся все механизма и патрубки системы охлаждения, масляные провода и камера сгорания.
  • Отсеки, в которые в последующем монтируются свечи зажигания.
  • Привод газораспределительного механизма.
  • Камера сгорания, где осуществляется процесс горения топлива.
  • Тут же находятся посадочные плоскости, которые дают возможность выпускать переработанные газы.

Следует рассказать более подробно о каждом из этих элементов. Клапаны ГБЦ находятся в 1 ряду, каждый из которых наклонён к цилиндрам на двадцать градусов. В автомобилях последнего поколения может использовать несколько другой принцип устройства ГБЦ, но в целом, все примерно одинаково.

Более подробно стоит рассказать об уплотнительной прокладке, основа который это армированный асбест. Изготовление этого элемента именно из такого материала объясняется высокими температурами во время работы двигателя внутреннего сгорания, также на прокладку оказывается большое давление. Прокладка из армированного асбеста в состоянии обеспечить герметичность всех каналов и систем мотора.

Если разобрать переднюю часть этого устройства, то можно увидеть, что здесь располагается привод газораспределительного механизма вместе с натяжителем цепи. Камеры сгорания имеют тесный контакт с блоком, по этой причине их обрабатывают механическим путём. Объёмы камер для сжатия несколько меньше, чем размеры поршней. Объясняется это тем, что во время работы ДВС, в момент поднятия поршней, такая конструкция даёт возможность воздушным смесям закручиваться. В итоге улучшается сам процесс сгорания топлива.

На левом участке головки цилиндра располагаются отверстия для свеч зажигания, здесь же монтируются системы для опоры рычага, опорные шайбы. Наверху ГБЦ имеется крышка, которая крепится к остальному корпусу при помощи болтов.

В ГБЦ присутствуют несъёмные элементы. Седла клапанов, которые необходимы для герметичности газораспределительного механизма, здесь же находятся направляющие втулки. Следует принять к сведению, что эти элементы монтировались при помощи прессовки. То есть заменить их в домашних условиях невозможно, потребуется обращаться в сервисный центр или использовать специальное оборудование.

Некоторые автовладельцы пытаются заняться ремонтным работами ГБЦ самостоятельно, однако делать этого не рекомендуется, в противном случае возможны негативные последствия.

  1. Головка цилиндра может измениться по форме, в итоге будет нарушена герметичность клапанов и камеры сгорания.
  2. Из-за неправильного нагрева, головка цилиндра станет непригодной к эксплуатации.
  3. Возможно образование трещин и микротрещин, исправная работа мотора с которыми станет невозможной.

Ремонтные работы несъёмных элементов в домашних условиях могут привести к тому, что придётся приобретать новую ГБЦ. Никто не говорит, что грамотный специалист не сможет отремонтировать одну из этих деталей, однако сделать это получается далеко не всегда.

Диагностика и ТО

Рано или поздно любому механизму в транспортном средстве потребуется диагностика и техническое обслуживание, ГБЦ не является каким-либо исключением из правил. В этом вопросе главная задача владельца транспортного средства периодически заниматься диагностикой тех элементов, которые чаще всего выходят из строя.

  • Клапаны и их сальники.
  • Уплотнительная прокладка.

Особое внимание следует уделить прокладке, если она износилась, рабочие жидкости могут смешиваться, что приведет к поломке двигателя. При попадании охладительной жидкости в рабочее масло, она будет бурлить. Со временем это приведет к невозможности запуска мотора. В этом случае главным сигналом будет датчик температуры, который покажет кипение ДВС. Оценить ситуацию можно также сняв свечи зажигания. Зачем необходимы ремонтные работы? Чаще всего демонтаж головки цилиндров избежать не удастся в следующих случаях.

  • Изменилась высота гбц.
  • Возникла потребность отпрессовать клапаны и седла.
  • Один или несколько клапанов перестали функционировать и нуждаются в замене.
  • Требуется шлифовка крышки.
  • Требуется заменить уплотнительную прокладку.
  • Необходимо избавиться от микротрещин.

Если понимать, к чему приведет каждый шаг, и иметь необходимые инструменты, можно заниматься ремонтными работами ГБЦ и в домашних условиях, однако даже самое высокотехнологичное оборудование в руках неопытного владельца не поможет исправить проблему.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Что нужно знать о ГБЦ

Каждый водитель знаком с этим термином, но не всякий может дать ему точное определение. Между тем это важнейшие узел практически любого ДВС. Именно ГБЦ защищает все внутренние механизмы от внешнего воздействия, являясь защитной крышкой силового агрегата. Но это далеко не единственное предназначение данной детали.

Правила эксплуатации головки блоков цилиндров в автомобиле.

Что такое ГБЦ в автомобиле

Поскольку мы уже рассказали, как дословно расшифровывается аббревиатура ГБЦ, осталось упомянуть, что головка БЦ – это верхняя часть самого блока, и это следует из названия узла. Она выполняет множество функций, полный перечень которых может варьироваться в широких пределах в зависимости от типа самого мотора. Перечислим основные задачи, выполняемые головкой БЦ:

  • мы уже упоминали о защитной функции. Она возлагается на крышку ГБЦ, прикрывающую внутренности двигателя. В ней же обычно расположена маслозаливная горловина, через которую осуществляется заправка двигателя смазочной жидкостью. Чтобы крышка крепилась к самой головке герметично, используется резиновая прокладка, которая в состоянии выдержать большое количество циклов монтажа/демонтажа;
  • ещё одна прокладка устанавливается между БЦ и головкой, и её задача идентична – обеспечение идеальной герметичности. Но изготавливается она из мягких материалов типа паронита, поэтому сильно деформируется и является одноразовой. И если предполагается демонтаж головки, замена прокладки осуществляется в любом случае;
  • ГБЦ является базовым элементом для размещения деталей газораспределительного механизма;
  • здесь же располагаются компоненты топливной системы;
  • головка БЦ отвечает и за формирование оптимальных газодинамических параметров выхлопа, за отвод продуктов сгорания ТВС;
  • ГБЦ обеспечивает герметичность камеры сгорания;
  • в ней же расположены элементы магистрали системы смазки ГРМ.

Из всего вышесказанного следует, что ГБЦ в машине – это геометрически достаточно сложный элемент, предусматривающий наличие множества полостей и отверстий. Изготавливается он методом литья, после которого вся деталь подвергается процессу, называемому искусственным старением. Эта процедура позволяет купировать проявления остаточного напряжения, сформировавшегося в результате литья. Если СА однорядный (все цилиндры расположены по одной линии строго в ряд), в нём присутствует одна головка. V-образные моторы характеризуются наличием двух головок, по одной на каждый ряд. Обычно нижняя часть головки БЦ имеет чуть большую ширину для обеспечения более герметичного соединения с блоком цилиндров. Конструкция головки с расположением клапанов в нижней части более проста, чем при верхнем расположении. Словом, конструктивных особенностей у этой детали хоть отбавляй, и каждая модель характеризуется своим набором достоинств и недостатков.

Где находится ГБЦ

Если приподнять капот современного автомобиля, вашему взору откроется только верхняя часть головки, её крышка. Частично можно увидеть и её нижнюю часть, но в большинстве случаев хорошему обзору мешает масса навесного оборудования. Располагается головка непосредственно над блоком цилиндров, который может занимать как продольное (в большинстве случаев), так и поперечное положение в моторном отсеке. На авто ГБЦ крепится посредством болтов и шпилек, соединяющих головку с блоком. Между ними образуется множество полостей – камеры сгорания и магистрали для циркуляции технических жидкостей. Также в головке БЦ устанавливаются клапана с пружинным механизмом, а снаружи – свечи и форсунки. Конкретный состав дополнительного оборудования и геометрия головки зависят от особенностей двигателя (используемой системы воспламенения ТВС, количества тактов, устройства системы газораспределения). Ближе к радиатору располагается большая по размерам полость для привода распредвала и механизма натяжения цепи.

Классификация ГБЦ

Поскольку головка БЦ является неотъемлемой частью СА, к ней предъявляются повышенные требования к прочности и способности выдерживать экстремальные температурные нагрузки. Основной критерий классификации БЦ – материал изготовления:

  • на протяжении многих десятилетий основным материалов для изготовления блока цилиндров был чугун с различными добавками (хромом, никелем). Чугун хорошо переносит нагрев, он достаточно жёсткий, что является обязательным требованием для высокофорсированных моторов. Единственный недостаток чугуна – большой вес, который отрицательно сказывается на разгонных характеристиках легкового авто;
  • алюминий – второй по частоте использования материал для изготовления БЦ. Он лёгок, прочен, обеспечивает более лёгкое и быстрое охлаждение деталей силового агрегата. Но для алюминия достаточно сложно подобрать материал изготовления цилиндров, который должен обладать сравнимыми характеристиками, но отличаться более высокой стойкостью к высоким температурам. Для этих целей используют алюминий-кремниевые составы и алюминиевые цилиндры с никелевым напылением. В последнем случае повреждение шатуна или поршня приводит к уничтожению никелевого слоя, что делает цилиндр неремонтопригодным;
  • БЦ, изготовленный из магниевого сплава, обладает достоинствами обеих традиционных материалов — лёгкостью и прочностью, однако он настолько дорог, что его массовое производство нерентабельно.

Что касается головки БЦ, то к ней предъявляются меньшие требования, поэтому алюминий здесь имеет неоспоримое преимущество перед чугуном. Именно этот материал используется для изготовления ГБЦ на большинстве современных моторах, позволяя ощутимо снизить вес силового агрегата. Другим важным классификатором ГБЦ является форма и расположение камеры сгорания:

  • если КС расположена целиком в головке, то в таких двигателях применяются плоские поршни. Их особенностью является формирование объема камеры сгорания в головке при прохождении поршня в верхнюю мертвую точку;
  • второй разновидностью считаются камеры сгорания, размещённые как в ГБЦ, так и поршне. Конструктивно поршни этой разновидности оснащаются выемкой в нижней части;
  • существуют также камеры сгорания, целиком находящиеся в полости поршня.

Если говорить о форме КС, то она влияет на такие параметры, как эффективность образования ТВС, процесс её сгорания и эффективность отвода продуктов сгорания. Чаще всего камера имеет сложную форму, но встречаются и варианты с круглой, полусферической, клиноподобной, шатёрной геометрией. Конструктивно ГБЦ подразделяются на следующие категории:

  • Одна головка для рядного мотора или каждого ряда V-образного СА;
  • групповые головки, которые прикрывают цилиндры в отдельном ряду частично (как правило – ровно половину);
  • раздельные ГБЦ (для каждого цилиндра – своя головка).

На большинстве легковых авто с двигателями малого/среднего объема устанавливаются общие ГБЦ. На форсированных многоцилиндровых моторах большой мощности обычно применяются индивидуальные головки, что снижает массу двигателя и упрощает обслуживание/ремонт поршней и других деталей цилиндра. Наконец, головки классифицируют по наличию и комплектации ГРМ:

  • устаревшие конструкции головок нижнеклапанных силовых агрегатов могут вообще не содержать деталей ГРМ, такой же тип головок предусмотрен в современных двухтактных двигателях;
  • головки, содержащие часть деталей ГРМ (обычно – приводы клапанов и сами клапаны);
  • ГБЦ, конструкция которых предусматривает наличие механизма газораспределения в сборе – это большинство современных силовых агрегатов.

Независимо от особенностей конструкции, главным в ГБЦ двигателя является схожесть принципов функционирования.

Конструкция головки, основные детали ГБЦ

Поскольку площадь основания головки, как и самого блока цилиндров, достаточно велика, при их креплении необходимо минимизировать возможность деформации, для чего используется определённая схема затяжки с конкретным моментом усилия. А поскольку конструкция головки может сильно различаться, не существует универсальной последовательности затяжки, она определяется индивидуально для каждой модели силового агрегата. В настоящее время чугунные ГБЦ постепенно уступают пальму первенства головкам из чугуна, но полный переход на этот более лёгкий материал пока невозможен, поскольку чугун менее подвержен термоусадке и другим видам деформации, характерным для экстремальных температурных режимов. Для рядных моторов характерен один корпус ГБЦ, покрывающий все цилиндры, в V-образных СА имеются две рядные головки. Обязательным атрибутом головки БЦ является армированная прокладка, изготовляемая из материала, аналогичного асбесту, способная противостоять высокому давлению газов и высокотемпературному воздействию, предотвращая утечки смазочной жидкости и тосола и гарантируя герметичность камеры сгорания. Рассмотрим, из чего состоит ГБЦ. Типовой состав среднестатистической головки:

  • картер головки – корпус сложной геометрической формы, в котором располагаются все основные детали ЦПГ, каналы систем смазки/охлаждения, а также собственно камера сгорания;
  • полости для установки форсунок (инжекторные СА) или СЗ в случае карбюраторных моторов;
  • прокладка, устанавливаемая между ГБЦ и ГБ;
  • полость камеры сгорания, где воспламеняется ТВС;
  • газораспределительный механизм вместе с его приводом;
  • крепления для установки коллекторов;
  • посадочные места;
  • направляющие втулки клапанов.

Седла клапанов также впрессовываются в картер ГБЦ «горячим» способом, обеспечивая требуемую герметичность ГРМ. Их замена возможна, но требует использования специального оборудования, что в гаражных условиях практически неосуществимо.

Правила эксплуатации ГБЦ

В целом головка БЦ – достаточно надёжный агрегат, ресурс которого может достигать полмиллиона километров. Однако головки блоков не вечны, они могут выходить из строя как из-за естественного износа, так и в результате неправильной эксплуатации транспортного средства и его силового агрегата. Продление срока службы ГБЦ связано с выполнением достаточно простых и хорошо известных рекомендаций:

  • вовремя и в полном объёме приводить регламентные ТО автомобиля;
  • не допускать сверхнагрузок на силовой агрегат и его отдельные компоненты;
  • следить за уровнем технических жидкостей (системы смазки/охлаждения), поскольку перегрев – наиболее частая причина поломок головки.

Важно знать, что головка блока цилиндров, подвергшаяся перегреву, требует тщательной диагностики её состояния, поскольку, чем раньше вы отыщете дефекты, тем дешевле обойдутся реанимационные мероприятия. Однако многие обнаруженные проблемы могут потребовать полного демонтажа ГБЦ, в частности:

  • нарушения геометрии цилиндров, требующие расточки;
  • проблемы с клапанами;
  • деформация поверхностей сопряжения;
  • пробой прокладки;
  • появление микротрещин на поверхности картера.

Техобслуживание и диагностика

Задача водителя – систематически проверять уровень масла, а также наличие подтёков в месте сопряжения головки с блоком цилиндров. Кстати говоря, протекать может не только масло, но и ОЖ, и такие подтёки выявить сложнее, поскольку на горячем двигателе они быстро высыхают. Не замеченное вовремя снижение уровня технических жидкостей может стать причиной перегрева силового агрегата, который спровоцирует быстрое ухудшение всех основных параметров мотора. В некоторых случаях неисправности ГБЦ могут быть устранены без её демонтажа (регулировка клапанов, замена отслуживших свой ресурс маслосъёмных колпачков). А вот удаление нагара и других образований, притирка клапанов или замена втулок потребует более серьёзных трудозатрат. Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя деталей головки и самого картера, важно уметь выявлять проблемы заблаговременно. Косвенными признаками их возможного появления считаются следующие симптомы:

  • появление мокрых и жирных пятен в районе прокладки головки;
  • если при проверке уровня смазочной жидкости на щупе замечена белая пена;
  • если выхлопные газы становятся непрозрачными, приобретая белесый или серый оттенок;
  • если в расширительном бачке в ОЖ замечены масляные пятна.

Любой из вышеописанных признаков может свидетельствовать о потере герметичности ГБЦ, что требует немедленного устранения дефекта и тщательной диагностики состояния всех важных узлов головки. Большое значение имеет правильность установки прокладки и соблюдение рекомендованной последовательности при затяжке болтов/шпилек. Появление нестандартных стуков в районе силового агрегата также должны насторожить – возможно, они появились в результате пробоя прокладки. Слежение за уровнем компрессии также входит в число мероприятий, направленных на диагностирование состояния мотора в целом и его отдельных агрегатов.

Все работы, связанные с техобслуживанием, диагностикой и ремонтом головки блока и её компонентов, должны проводиться не по старой памяти, а неукоснительно придерживаясь требований автопроизводителя, изложенных в мануале, поскольку любая ошибка при монтаже может обернуться большими проблемами и необходимостью проведения дорогостоящего ремонта.

drivertip.ru


Смотрите также